УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сирия: эхо тысячелетий

1,2 т.
Сирия: эхо тысячелетий

Сирия давно влекла мое воображение путешественника своей тысячелетней историей: библейские рассказы, замки крестоносцев, мертвые города… Но уже в начале путешествия оказалось, что самое большое богатство Сирии – ее жители. Своей искренней теплотой они заставляют туристов чувствовать себя долгожданными гостями.

Всего три часа назад мы ежились от холода в Киеве, а тут прямо на улицах висят спелые апельсины на деревьях. Мало кто смог удержаться, чтоб не потянуться за оранжевым счастьем. Видя наши неистовые прыжки под деревом, прохожие тут же бросаются на помощь, и это вместо того, чтоб поругать за нарушение порядка! Помня о «горячей арабской крови», мы остерегаемся даже улыбнуться в благодарность. Но все опасения оказываются напрасными. Сирийцы по природе своей очень дружелюбны, а так как до 2000 г. Страна была закрыта для туристов, то к иностранцам относятся особенно трепетно. И хоть мужская половина Сирии реагирует довольно радостно на светловолосых европеек, опасаться нечего: ничего обидного им никто никогда не скажет, не говоря уже о каких-то неприятных действиях. Если, конечно, не считать оскорблением, что тебя вдруг обсыпают лепестками роз.

С большим интересом рассматривают туристов и сирийки. Заметив наш взгляд, улыбаются. Женщины под паранджой в городах встречаются нечасто. Как правило, они ходят в платьях или костюмах неброских цветов, на головах – платок, полностью скрывающий волосы. При этом из под рукава скромного платья часто поблескивают с десяток массивных золотых браслетов. Именно количеством золота здесь определяется нарядность. Женщины не боятся ходить одни с драгоценностями даже по ночам – в Сирии женщину не обидит даже матерый преступник. По рассказам жителей, Сирия – самая безопасная страна в мире. Здесь практически нет воровства. Сирийцы не боятся оставлять на ночь свои машины незакрытыми. Порой даже ювелирные магазинчики запираются лишь замками, что называется, от честных людей.

При первом приближении центральная часть Дамаска, прямо скажем, не вызывает восторга. Серые бетонные дома, опутанные проводами, привычные «брэндовые» магазины, портреты президента на каждом углу… В городе неминуемо попадаешь в пробки. Еще бы! При населении в пять миллионов мечты горожан о метро разбиваются о запреты археологов, тут куда ни копни – наткнешься на культурный слой, городу ни много ни мало – семь тысяч лет!

Пройдя несломленными акклиматизацию в новом городе, мы получаем награду, попадая в старый Дамаск, или как его называют арабы – Медина. Здесь каждый камень хранит историю: на улице прозрел апостол Павел, начав свой путь проповедника. А за углом – кофейня, где со времен халифов и до сих пор народ собирается послушать сказателей баллад, чьи рассказы легли в основу сказок «Тысяча и одна ночь». Но лично для меня самым уникальным местом в Дамаске показалась мечеть Омейядов. Это самая большая мечеть в мире и, возможно, единственный храм, где христиане и мусульмане молятся вместе. В маленькой часовне внутри мечети хранится отрубленная царем Иродом голова Иоанна Крестителя. Тут же в мечети и минарет пророка Исы бен Мариам т.е. Иисуса Христа сына Марии. Согласно Корану, именно с этого минарета Иисус спустится к людям в день страшного суда. Ожидая второго пришествия, местные имамы ежедневно кладут на верхнюю площадку минарета новый чистый ковер, на который должна будет ступить нога пророка.

При входе в мечеть нужно снять обувь. Разодетым в майки и шорты барышням выдают просторные балахоны, напоминающие одеяния пилигримов. Довольные туристки бросаются фотографироваться в новом обличье на фоне белых минаретов.

Умиротворенные, еще долго путешествуем мы узкими улочками старого города, то прилипая к сверкающим витринам ювелирных магазинов, то забредая на чашку крепкого кофе с кардамоном в уютное кафе… Многие бывшие дома богатых жителей Дамаска «перепрофилированы» в рестораны, где столики располагаются во внутренних двориках. Путешествуя узкими улочками никак не догадаешься, что за неприметной дверью спрятался модный ресторан с мраморными фонтанами посреди цветущего сада. По вечерам тут трудно найти свободные места.

Неизменный атрибут всех кафе – кальян (наргиле). За время нашего пребывания в Дамаске мы перепробовали все существующие сорта табака переходя с одного кафе в другое. Но, пожалуй, самое романтическое место для наргиле – закат солнца на горе Касьон, откуда весь город виден как на ладони. На склоне горы – пещера. Здесь произошло первое в истории человечества убийство: Каин убил своего брата Авеля. Тогда гора затряслась и вскрикнула от ужаса, образовав пещеру, на своде которой и сейчас видны следы огромной руки архангела Гавриила, не давшего камням рухнуть на первого убийцу…

Путь из Дамаска в Алеппо, второй по величине город Сирии, лежит через небольшие города. Например, Малула – единственное место на Земле, где люди до сих пор говорят на арамейском языке – языке Иисуса Христа. По преданию, язык в это место принесла первая христианская святая Фекла. Когда девушка бежала от преследовавших ее римлян, скала расступилась и скрыла ее. В монастырь, где она похоронена, стекается немало паломников. Возле ее кельи можно увидеть костыли, оставленные исцеленными.

В нынешний век компьютерных чудес сложно поверить в чудеса небесные, но особую энергетику этого места почувствовали все. Особенно после того, как священник прочел нам молитву на арамейском языке. То ли стены храма создают особую акустику, то ли звуки языка особенные, но ощущения просто невероятные. В чувство нас приводит стаканчик терпкого вина, которым угощают в монастырской лавке.

Алеппо является бизнес-центром страны. Город как-то сразу расположил нас к себе. Присев на чашку кофе в старинном армянском квартале, мы разговорились с местным врачом, который окончил Киевский университет. Он еще долго водил нас по закоулкам старины. Именно в этом квартале жила алеппская знать. Их потомки продали дома со всем внутренним убранством за сравнительно небольшие суммы и зачем-то эмигрировали в страны успешного капитализма. Теперь в большинстве домов устроены дорогие гостиницы и рестораны. Но внутри все осталось как прежде: инкрустированные перламутром зеркала, мраморные фонтаны внутри дома, фрески на стенах. В таких домах остались подвалы, в которых жители прятались во время осады, с тайными ходами, ведущими в цитадель.

Но самое колоритное место в городе – старинный сук. Так арабы называют рынок. Его лабиринты тянутся более десяти километров. В них можно провести не один день, выбирая покупки. Товары из одного конца сука в другой доставляют на ослике. С помощью ручных прялок тут же ткут ковры и даже караван-сараи. Стоит приостановиться на минутку возле какой-то лавки, тебя тут же под белы рученьки ведут во внутрь. Усадив на подушки поят кофе, расспрашивают о здоровье папы-мамы и прочих родственников. И только после этого предлагают что-то «только для вас». Приятно, конечно, осознавать свою эксклюзивность, но главное при этом – не забывать, что сирийцы считаются лучшими торговцами в мире, и первоначальная цена может быть завышена в два, а то и три раза. В благодарность за покупку вам обязательно подарят что-нибудь на память: пестрый шейный платок, миленькие бусы или пакет фиников.

Есть страны, которые нравятся абсолютно всем туристам. Сирия же место очень своеобразное. На первый взгляд она даже может показаться несколько мрачноватой. Но мне здесь очень понравилось: приветливые и доброжелательные люди, огромное количество достопримечательностей. Кроме того, страна дешевая, экзотическая для европейских туристов, и там тепло.

Источник