УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украина никогда не переживет кризис?

Украина никогда не переживет кризис?

Волны кризиса накрывают нас каждый год. Эпицентр кризиса переместился в старую Европу. Кредит МВФ – наш спасательный круг

О второй волне мирового финансово-экономического кризиса говорят довольно долго, а она все не наступает. Может, и не стоит ее ждать? А если и ждать, то без особых опасений – теперь у нас есть 15 миллиардов эмвээфовских долларов. Чего нам бояться?

О том, чего все-таки стоит бояться украинцам, в пресс-центре «Обозревателя» рассказали: исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко и член Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Виктор Лисицкий.

Олег Устенко: Эпицентр кризиса переместился в старую Европу, но пока у Украины радужные перспективы

«На наш взгляд, для того, чтобы говорить о возможности кризиса, который, может быть, накроет или не накроет Украину, необходимо четко представлять, что сейчас происходит в мире. Есть достаточно позитивные подвижки, прежде всего, на Украине. Мы знаем, что этой ночью МВФ принял решение о выделении Украине кредита на сумму 15 миллиардов долларов. Это достаточно много – это более чем в семь раз больше, чем наша квота по МВФ. Срок кредита достаточно длительный, условия очень неплохие.

Украина начала себя лучше чувствовать с точки зрения возможностей привлечения денег на международных финансовых рынках и с точки зрения своей стабильности, и с точки зрения необходимости тех расчетов, которые надо было бы делать для того, чтобы поддерживать отношения со своими кредиторами. Очевидно, что особенной нагрузки на гривню на протяжении ближайших нескольких лет не будет – мы вправе ожидать относительно стабильный обменный курс, снижение дефицита бюджета, снижение инфляционного давления. Картина для Украины достаточно радужная.

С другой стороны, то, что происходит на мировых рынках, к сожалению, далеко от радужности. Достаточно большое количество мировых экспертов говорит о том, что возможны какие-то колебания на мировых рынках, которые в конце концов могут вылиться во вторую волну кризиса. В последнюю волну кризиса эпицентром кризиса были США, но сейчас, очевидно, эпицентр перемещается в старую Европу. Основные проблемы – это, прежде всего, Греция. Аналогичные проблемы могут в скором времени возникнуть в Испании, Португалии и в Италии. Все эти страны обременены колоссальным количеством долгов. Это колоссальные риски для всей мировой экономики, в том числе для Украины.

Вместе с тем, есть и позитивные новости по этим странам, связанные с тем, что был проведен стресс-тест основных банков. 65% банковской системы старой Европы было протестировано. Согласно стресс-тесту, ситуация неплохая. Однако проблема состоит в том, что, похоже, рынок не до конца верит в результаты этого теста.

Нет уверенности и в том, насколько стабильным будет мировой рост. По Европе в этом году ожидается небольшой рост, однако большая часть стран Европы будут испытывать серьезные проблемы и, скорее всего, будут показывать отрицательные результаты. На азиатских рынках происходит надувание пузыря. Очень серьезный пузырь надувается в Китае, который может в какой-то момент лопнуть.

Третий фактор, который влияет на мировую ситуацию, - в мире освободилось огромное количество денег. Прогнозируют, что часть освободившихся средств будет закачиваться в развивающиеся экономики с целью быстрого получения прибыли и раздувания новых пузырей.

Мы очень зависим от того, что происходит в Европе и на азиатских рынках. Мы также сильно зависим от того, что происходит в СНГ и России. Европа – это 30% нашего экспорта, снижение нашего экспорта в европейские страны будет, прежде всего, означать снижение потенциальных возможностей для роста нашего ВВП и снижение уровня рестуктуризации наших долгов. Взрыв мыльного пузыря на азиатских рынках может означать для нас катастрофы, связанные с нашим экспортом, потому что наша сталь, наша металлургия идет на азиатские рынки.

Нам кажется, что есть определенные риски, но мы не видим в ближайшей перспективе возможностей развития второй волны мирового кризиса. Все будет зависеть от того, насколько стабильно себя будет чувствовать Европа. К сожалению, мы мало можем сделать из Украины в контексте предотвращения кризиса. Это фактор, который идет к нам, потому что экономика Украины – это малая открытая экономика».

Виктор Лисицкий: Волны кризиса накрывают нас каждый год

«Мы хорошо помним, что кризис начался с того, что в США развалились три банка, которые в основном работали с недвижимостью. Казалось бы, страна, которая с самого начала развивалась как чисто рыночная, в которой никогда не было тоталитарных режимов, которая создала чуть ли не наилучшие условия для работы бизнесменов, вот так прокололась на таком ненадежном рынке.

Эти банки посыпались, главным образом, потому, что с раздачей дешевых долгих денег они зашли очень далеко. Если послушать то, что говорит Обама, то у меня, например, не создается впечатления, что американцы собираются на рынке недвижимости достаточно решительно поменять правила игры и тем самым исключить возможность кризисов в ближайшие 20-30 лет. Я бы посоветовал Дяде Сэму, в первую очередь, разобраться с первопричиной: почему деньги, соединяясь с рабочей силой в секторе недвижимости оказались неэффективно используемыми?

Накроет ли нас вторая волна? Есть хорошая русская пословица: «Пока толстый усохнет, худой сдохнет». Такое впечатление, что у нас это не первая волна кризиса, а то, что она нас накрывает каждый год. По производству ВВП на душу населения мы находимся на 130-м месте с мире. Перед нами – Намибия, после нас – Албания. Одновременно с поляками мы начинали реформы, а они сейчас в два с половиной раза лучше нас живут.

Я бы посоветовал нашим политикам все-таки уделить значительно больше внимания улучшению условий работы бизнеса. Налоговый кодекс критиковали мы все, но читаешь и не возникает желания защитить авторов этого документа. Всему миру известно, как поднималась Южная Корея, Германия после войны, что дела Китай в своей время, как сейчас поднимается Бразилия, что делается в Индии. У нас же предложенный Налоговый кодекс блокирует становление тех процессов, за счет которых поднимались эти страны.

Я очень сильно рассчитываю на то, что в Налоговый кодекс будут внесены те изменения, которые нам позволят со 130-го места по ВВП на несколько десятков мест подняться в ближайшие лет двадцать. За год-два рывка не сделаешь с таким отставанием».

«Обозреватель»: Господа, мы говорим о второй волне кризиса, а как насчет первой волны? Украина ее уже пережила?

Виктор Лисицкий: Мы ее никогда не переживем. Потому что в этом отношении мы копируем правительства других стран. К нам кризис пришел через падение экспорта, потому что экспорт у нас малоэффективный, малоконкурентоспособный, мы никому не нужны на серьезных мировых базарах. Сейчас у нас действительно положительная динамика, но какие изменения произошли в качестве экспорта? У нас один-единственный сектор экономики, который уверенно рос – это сектор информационных технологий. Что сделала власть для того, чтобы он рос еще более высокими темпами? Там не надо особенных материальных затрат. Все материальные затраты – это ноутбук, помещение и стол. Там не надо мартен строить, железную дорогу прокладывать. Но ничего сделано не было.

Поэтому сказать, что мы вышли из кризиса, я не могу. Мы вернулись к восстановлению объемов производства, не меняя качества нашей экономики. Если завтра обвалится какая-нибудь соседняя страна, то это может докатиться до нас.

Олег Устенко: На мой взгляд, было несколько причин кризиса. Прежде всего, речь идет об экспорте. Вторая причина – это колоссальные внешнеэкономические дисбалансы. Третья причина – огромное бремя долгов, причем, не государственных, а долгов, которые делал частный украинский банковский и корпоративный сектор. И последняя причина, по которой мы пережили кризис, - слабый банковский сектор.

Поэтому сказать, что мы полностью пережили кризис, нельзя. Потому что часть системных проблем, с которыми мы столкнулись, все еще живы. Например, не ушла проблема, связанная с большим бременем внешних долгов, банковский сектор все еще остается слабым. Хотя, действительно, начинается некоторое восстановление, которое идет в основном за счет промышленности.

Читатель сайта «Обозреватель» Алексей: Какую роль в кризисе сыграет теневой сектор экономики - "подушки" или гири на ногах? Ваши оценки влияния государственного долга Украины на процесс кризиса.

Виктор Лисицкий: Я считаю, что теневой сектор экономики – это не просто подушка безопасности, а спасательный круг. когда его пытаются зажать попуполицейскими мерами, то люди просто забывают, что очень много малого бизнеса сидит в тени только потому, что если они поднимутся на поверхность, то со своими малоэффективными производствами они просто погибнут. Поэтому власти надо было бы подумать о том, как повысить эффективность малого бизнеса.

Дело не в самой сумме долга, а в том, какими темпами и объемами его отдавать. И главное – на что он будет направлен. Если долг будет расти за счет того, что будут вкладываться деньги в подъем инфраструктуры, в повышение эффективности экономики, то ничего страшного.

Олег Устенко: Я согласен с тем, что теневой сектор может быть спасательным кругом, но с той точки зрения, что неэффективность, связанная с качеством бизнес-климата в стране, дает возможность колоссальных резервов. Если улучшать бизнес-климат в Украине и вывести из тени «серый» сектор экономики, это обеспечит дополнительные поступления в бюджет, дополнительные официальные рабочие места и т.д. Т.е., работая над улучшением бизнес-климата, можно обеспечить стабильность общественных государственных финансов, а с другой стороны, обеспечить тебе ту «подушку», о которой мы говорим в плане теневого сектора.

Что касается долгов, то, исходя из программы сотрудничества с МВФ, важный критерий состоит в том, что сумма государственного долга не должна превышать 35% ВВП. Т.е. теоретически мы должны наблюдать снижение государственного долга, хотя в принципе госдолг вписывается в те параметры, которые приняты в мире – порядка 40%. В странах старой Европы, которые испытывают трудности, долг 90-120% ВВП.

«Обозреватель»: Пользуясь аналогиями, которые уже привел читатель – «подушка безопасности» и гиря на ногах, – чем является кредит МВФ для Украины?

Олег Устенко: Прежде всего, кредит МВФ – это сигнал о том, что ситуация находится под контролем. Это значит, что уровень реструктуризации наших долгов, скорее всего, будет оставаться достаточно высоким. Второй параметр – для иностранных кредиторов и инвесторов это сигнал к тому, что макроэкономическая ситуация в стране будет подконтрольна.

Виктор Лисицкий: Кредит МВФ – это, конечно же, подушка безопасности. МВФ и Мировой банк – это организации, которые в начале 1990-х научили нас основам макроэкономики. Я считаю, что важны не столько деньги МВФ, сколько сознание того, что Фонд может нас поддержать. Это учеба. Они все знают, надо просто уметь пользоваться этими знаниями.

Ответы на вопросы читателей смотрите здесь:

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Украина не в состоянии остановить вторую волну кризиса

Кредит МВФ – это сигнал

Теневая экономика – спасательный круг экономики

Смотрите тематические видеосюжеты:

Экономика Украины: прогноз радужный

Украина никогда не переживет кризис

Украина никогда не переживет кризис?