УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Выход из кризиса провоцирует войну

Выход из кризиса провоцирует войну

Если уж «старший брат» и будет воевать, то только с «младшим»

Сколько бы мир ни убеждал себя в том, что с мировыми войнами покончено раз и навсегда, на самом деле все не так просто. На Земле по-прежнему существуют супердержавы, стремящиеся сохранить за собой этот статус и сферы влияния. Конфликтный потенциал по-прежнему достаточно велик. «Спичкой» для возникновения конфликта может стать все, что угодно: стремление к экономическому или политическому господству, искушение продемонстрировать свой ядерный потенциал или банальные имперские амбиции.

Оценить вероятность возникновения конфликтов между супердержавами, а также их последствия для Украины, «Обозреватель» попросил известных экспертов-международников: политического аналитика Института евроатлантического сотрудничества Владимира Горбача, директора Украинского института публичной политики Виктора Чумака и эксперта по международной безопасности Григория Перепелицу.

Через 10 лет сверхдержав на Земле не останется

Для начала эксперты определились с таким понятием, как «супердержава». По каким критериям ту или иную страну можно отнести к этой категории? В качестве признака супердержавы Владимир Горбач назвал членство страны в серьезных международных институтах: например, в Совете безопасности ООН. Есть также Большая Семерка и Большая Двадцатка – «это тоже претензия на величие». Ядерный потенциал и мощная экономика также может стать основанием для причисления страны к числу супердержав. Зато Россия – это уже «историческая» сверхдержава, несмотря на то, что она «утрачивает человеческий и экономический потенциал, отстает в развитии». Владимир Горбач добавил, что к числу супердержав стоит также отнести и Евросоюз, несмотря на то, что это «не государство, а объединение государств».

Григорий Перепелица рассказал, что теория политического реализма «трактует разделение государств на сверхдержавы, большие, малые и средние, исходя из критериев баланса силы». Таким образом, сверхдержава – это страна, имеющая «такой силовой потенциал, которые не дает возможности какому-либо другому государству или коалиции государств победить эту супердержаву». В этом понимании супердержавой может называться лишь одна страна – США. Вместе с тем, по словам Григория Перепелицы, современный мир эволюционирует в направлении многополярности. «Через 10 лет мы не будем иметь ни одной супердержавы – будут лишь определенные центры силы», - сказал он.

Виктор Чумак добавил, что к супердержавам следует также отнести и страны-центры «принятия важных геополитических решений», а также те, «которые имеют потенциал конфликтности». К таковым эксперт относит США, Китай и Россию, которые, помимо всего прочего, «имеют большой ядерный, человеческий, политический и экономический потенциал».

Если уж «старший брат» и будет воевать, то только с «младшим»

Кто – США, Россия или Китай – имеет наибольший потенциал конфликтности? Отвечая на этот вопрос, Григорий Перепелица рассказал, что США имеет конфликтный потенциал, «связанный со стремлением сохранить глобальное доминирование». Китай, напротив, не настроен на военные действия, поскольку «имеет другие составляющие силы: демографический потенциал и экономический рост». Поэтому китайская экспансия, вероятнее всего, будет носить мирный характер. Эксперт считает возможным лишь локальные конфликты, «связанные с воссозданием единого Китая» - в отношениях с Тайванем и странами юго-восточной Азии.

Россия. Если уж «старший брат» и начнет военные действия, то только со своим «младшим братом» - Украиной, - уверен Григорий Перепелица. «Но сегодня эта война отдаляется», - успокоил эксперт, - по причине смены внешнеполитического вектора Украины. Более того, эксперт убежден, что после подписания Харьковских соглашений по Черноморскому Флоту Украина «вошла в зону доминирования России и стала частью российского геополитического пространства».

А вот Европу ждет разделение, - прогнозирует Григорий Перепелица. С одной стороны окажется зона ответственности НАТО и Евросоюза, с другой – постсоветская зона.

Выход из кризиса провоцирует войну

По большому счету, супердержавы нуждаются друг в друге. Так, по словам Владимира Горбача, промышленность Китая фактически работает на рынок Соединенных Штатов – именно в США дешевые китайские товары продаются в наибольших объемах. Поэтому «проблемы с китайским производством отразятся на состоянии рынка США».

У России и Китая также есть общие интересы, поскольку «Российская Федерация имеет огромные объемы энергетических ресурсов и демографический кризис», в то время как у Китая – прямо противоположные проблемы: перенаселение и недостаток природных ресурсов.

Виктор Чумак согласился с тем, что Россия и Китай заинтересованы друг в друге, но при этом напомнил неафишируемый факт: «Россия потихоньку сдает территории на Амуре, острова – они сейчас переходят под юрисдикцию Китая». Кроме того, идет «мягкое, диффузионное демографическое продвижение» китайцев на Дальний Восток. 

Бывают ситуации, когда война затребована, - рассказал Григорий Перепелица. По его словам, «перед Второй мировой войной Советский Союз был заинтересован в Германии не меньше, но между ними возникла война, потому что войны возникают после депрессии, на подъеме», - добавил он. Закон прост: «чем больше развиваются страны, тем в большей сфере приложения капитала они нуждаются – это приводит к перераспределению сфер влияния». Исходя из этого закона, Григорий Перепелица прогнозирует: при переходе от биполярного к многополярному миру «на первый план выйдет не кооперация, а борьба за сферы влияния».

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Украино-российская война откладывается

Россия и Китай дополняют друг друга

Третья мировая война уже идет

Смотрите тематические видеосюжеты:

Китай + Россия = ?

Третья мировая война уже идет

Китай не будет начинать войну

Через 10 лет сверхгосударств не останется

Выход из кризиса провоцирует войну