УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

От лекарства – к ядерной войне

От лекарства – к ядерной войне

Как известно, многие великие открытия приходят исподволь. Тем более, что к ним столько готовятся. И не только ученые, но и, скажем, фантасты – подготавливающие общественное мнение. Как правило, нет дефицита и в «полу»-, и «псевдо»-открытиях – которые действуют на общественное мнение, подобно пастушку из известной притчи, все время без дела кричавшего «волки, волки!». В итоге часто случается, что переход настоящего «Рубикона» остается незамеченным. Что, правда, объективно ничуть не отменяет его значение.

Кажется, нечто подобное если еще не произошло, то уже намечается в немаловажной сфере – защите от радиационного поражения. Вот уже целое столетие с хвостиком прошло после открытия «Х-лучей», больше полувека – с момента взрыва первой атомной бомбы, 23 года после катастрофы на ЧАЭС – а способы борьбы с «невидимой смертью» почти не изменились. Пересадка костного мозга, стоящая огромные деньги, особенно в западных клиниках, и приносящая весьма посредственные результаты? Так о ней мельком вспоминалось еще в культовом фильме советских физиков «9 дней одного года», с блистательным Алексеем Баталовым в главной роли, вышедшем на экраны в начале 60-х.

Разве что военная фармакология «облагодетельствовала» потенциальный контингент облученных солдат сильным средством, позволяющим снять почти все симптомы смертельной формы лучевой болезни (но, увы, не ее исход). Конечно, не ради гуманистической цели избавления умирающего от невыносимых страданий (неукротимой рвоты, например) и подготовки к «вечной жизни» – а для вполне прагматических задач. Чтобы солдат даже за несколько минут до смерти мог воевать – стрелять по врагам, вцепляться им в горло в рукопашной и т.д. Так сказать, «если выжимать лимон – то полностью». Правда, кое-что из этого арсенала, кажись, перепадает и отделениям «лучевой терапии», вынужденных для спасения жизни больных раком подвергать их высоким дозам радиации, хотя и направленного действия. И то хлеб.

Человечества сон золотой…

Однако в последнее время ситуация в этой сфере, кажется, начала радикально изменяться. Конечно, полностью исключить вариант дутой сенсации нельзя – но, все же, больше данных свидетельствуют именно о первом значительном прорыве в защите человеческого организма от радиации.

Самым многообещающим выглядит препарат CBLB502, разработанный генетиком Андреем Гудковым из протеинов, полученных из бактерий сальмонеллы. Стоит заметить, что русское имя ученого не должно вводить в необоснованное патриотическое ликование граждан бывшего СССР – он давно уже эмигрировал в США. А фирма Cleveland Biolabs, в которой работает исследователь, принадлежит израильтянину Якову Рейзману. Такой вот русско-американско-еврейский «интернационал» – в котором бывшему «великому и могучему Советскому Союзу» принадлежит разве что аутсайдерская роль «поставщика мозгов» для тех стран, которые умеют их ценить и создавать условия для работы.

Просочившиеся в прессу сведения выглядят весьма многообещающе. Препарат обеспечивает эффективную защиту от сверхсмертельных доз радиации у облученных животных. Причем, если в контрольной группе смертность равна 100% - то в опытной она намного ниже. Дальше начинается разноголосица: одни сообщают о «60% просто выживших», другие – о «60% полностью здоровых» при 100-процентной выживаемости, третьи – почти о 100-процентной эффективности нового лекарства даже на минимальные последствия облучения.

Думается, все три версии имеют под собой основу – включая третью, самую оптимистическую – ведь работа над совершенствованием CBLB502 продолжается. Особо привлекает особенность действия препарата – он сохраняет эффективность на продолжении до 72 часов после момента радиационного поражения. Правда, вводить его надо внутривенно – это существенно ограничивает удобство применения, ведь навыками таких инъекций, кроме разве что заправских наркоманов, обладают лишь медики. Впрочем, как говорится, «жить захочешь – научишься».

Владелец компании уже объявил о готовности буквально «завалить» мир новооткрытым продуктом. И даже оценил годовую потребность в CBLB502 (и свою способность ее удовлетворить) в 20 млрд долларов. Если даже эти цифры слегка завышены – все равно израильскому бизнесмену, в случае удачи, будут завидовать даже такие «скороспелые» миллиардеры, как Билл Гейтс и основатели Гугля. Тем более, что перспективы как применения препарата, так и просто нахождения его «под рукой» выглядят просто фантастическими. Победа над радиацией - это, пожалуй, выглядит похлеще победы даже над очередной «чумой 21 века» - будь то рак, СПИД, или «дежурный по страшилкам» грипп. Ведь этими болезнями, все-таки, рискует заболеть (а тем более, умереть) относительно ограниченное количество людей – радиация не щадит никого.

Соответственно, теперь могут облегченно вздохнуть все, кто в той или иной мере подвержен риску получить «дозу». В первую очередь, конечно, это гражданские и военные «атомщики» – персонал атомных станций, команды атомоходов, ракетчики. Но и широкие слои населения могут вздохнуть не менее облегченно – ведь угроза применения «грязной бомбы» – одна из любимых у современных террористов. Это может быть разрушение ядерного реактора на ближайшей атомной станции или исследовательском центре (они есть даже на территории Киева), распыление радиоактивных изотопов с самолета или автотранспорта и т.д.

Да и вероятность просто техногенной аварии из-за человеческого головотяпства – как это происходило в Китае, Чернобыле и Тримайл-Айленде – тоже никто не отменял. Можно только помечтать, сколько тысяч человеческих жизней и миллиардов долларов можно было сохранить, будь в 1986 году средство, подобное CBLB502.

В общем, казалось бы, пора ставить изобретателю золотой памятник с надписью «спасителю человечества», бить в литавры и почивать на лаврах. Если бы не несколько «но»…

Медицина и геополитика

Попробуем рассмотреть не только медицинские и гуманистические – но и другие последствия вышеописанного открытия. Для начала – для Европы в целом и Украины в частности. Итак, Европа избавляется страха перед террористической угрозой в отношении своих АЭС. Но ведь, по большому счету, именно эта угроза доселе и заставляла европейцев искать альтернативы ядерной энергетике. Газ, например – который приходится импортировать из России, Средней Азии, Ближнего Востока. А это дополнительная «головная боль», необходимость идти на политические компромиссы, становится заложниками схваток, подобных украино-российским «газовым войнам», от которой государства ЕС «бьет озноб» в буквальном смысле слова.

Теперь у Евросоюза появляется, как минимум, простор для маневра. В конце концов, для нужд химической промышленности хватит и газа Северного моря. А население можно легко перевести с газовых плит и отопительных котлов на электрические.

Но вышеуказанному обстоятельству не стоит особо радоваться тем из патриотов Украины, которые произносят слово «Москва» не иначе, как с зубовным скрежетом. У Кремля-то всегда под рукой запасной рынок сбыта своих энергоресурсов – Китай, с его лавинно растущей экономикой и низкими террористическими рисками из-за эффективной строгости местной правоохранительной системы.

А вот Киев доселе представлял геополитическую ценность в глазах европейцев разве что своими газопроводами. Потому Европа и относилась к нашей стране, как к «хрустальной вазе» – в роли которой и выступала вожделенная «труба». Но если потребность в ее заполнении упадет вплоть до нуля – кому будет нужна прежде ценная страна-транзитер?

Итогом видится несколько вариантов. Первый – в ходе накаляющегося противостояния США-Россия украинским западникам всеми правдами и неправдами удастся реализовать давнюю мечту Ющенко – превращение «неньки» в передовой плацдарм против Кремля и арену будущих «конотопских битв» с ненавистным «старшим братом». Тем более, что на случай «ядерного Конотопа» Вашингтон, конечно же, не откажется обеспечить украинских союзников эффективным средством от радиации в порядке гуманитарной помощи.

А воевать в условиях почти полного развала цивилизации нам не впервой – вспомним хотя бы «махновщину». До сих пор такой сценарий успешно блокировался прагматичной Европой - которую более интересовали бесперебойные поставки газа через мирную Украину, а не превращение последней в «неотъемлемую часть свободного мира» даже ценой вероятной войны. Но если в российском газе через украинские газопроводы больше не будет нужды…

Правда, прежний «ястребиный» курс администрации Буша при Обаме подвергся значительной коррекции. Попросту говоря, оранжевому Киеву вежливо дали понять, что более не рассматривают его в качестве первоочередного приоритета американской внешней политики. И ссориться с Россией из-за Украины – тем более, вплоть до военного конфликта, не намерены. Поскольку же «свято место (гегемона) пусто не бывает» – его логически должны занять именно россияне. Потому как при описываемом гипотетическом сценарии наша страна оказывается просто больше никому не нужна.

Собственно, усиление российского влияния (и давления) и происходит на наших глазах. Однако, нивелировка «газового фактора» может внести в этот процесс значительные коррективы. Потому как есть очень большие подозрения относительно того, что «объединение братских народов в одну страну» интересует Кремль лишь постольку – поскольку это обеспечивает контроль и над транзитом газа в Европу. Если же этот фактор обесценивается – стоит ли огород городить? Разве что слишком уж прижмет правящую российскую элиту с решением социально-экономических проблем собственного населения – тогда можно будет вспомнить и о «внешнем враге» - громоотводе народного недовольства.

Тем не менее, может оказаться, что Украина наконец-то окажется совершенно независимой – а не привычно-многовекторной. Правда, что из этого выйдет – одному Богу известно. Ведь доселе наша страна «своим умом» в полном смысле слова никогда не жила – в лучшем случае балансируя, а чаще переходя в собственность могучих соседей: Литвы, Речи Посполитой, Османской империи, России, Польши… Так что предположения на этот счет можно строить исключительно на фантазиях – но не на фактах.

Благими намерениями…

А вот глобальные геополитические перспективы открытия эффективного антирадиационого средства выглядят, пожалуй, даже более удручающе, нежели собственно украинские. Так уж повелось, что все, что задействовано (или может быть задействовано) в военной области – даже самые гуманные на первый взгляд вещи, все равно являются оружием. Как, скажем, секретный антибиотик, вакцина, антидот, обеспечивающий защиту «своих» солдат и населения от применения биологического или химического оружия. Это как рыцарская броня или сменивший ее «бронежилет» – играющий в схватке роль не меньшую, чем меч или пистолет.

Действительно, владелец фирмы Cleveland Biolabs Яков Райзман уже заявил, что готов предоставить свое детище прежде всего органам безопасности Израиля. Что сразу дает ближневосточному государству громадную «фору» ввиду все более вероятного конфликта с Ираном в связи с ядерной программой Тегерана. Нанести удар, возможно ядерный, первым – пока муллы либо вообще не успели создать собственные бомбы, либо имеют их в ограниченном количестве. Так, что кардинального ущерба израильской инфраструктуре они нанести не смогут – а радиоактивное заражение (в том числе, и в случае применения «грязных бомб») теперь уже обладателям CBLB502 не страшно. Зато ядерную угрозу со стороны маловменяемого фундаменталистского режима можно ликвидировать навсегда.

Правда, потом никто не может дать гарантий, что атомное (а лучше нейтронное оружие, не оставляющее после себя значительных разрушений) не будет применено и в других местах. Не обязательно Израилем – против враждебных исламских режимов. Членов ядерного клуба уже довольно таки много. Ну кто помешает Индии попытаться навсегда решить «пакистанскую проблему» (а Пакистану – «индийскую») раз и навсегда, сбросив на противника ядерную бомбу, заранее запасшись «антидотом» от радиации? Противник, конечно, набросает бомб в ответ – но пожары и разрушения рано или поздно можно будет ликвидировать, главное – чтобы было кому это делать.

Но, допустим, большинство стран мира благополучно минуют момент «гонки лекарственных вооружений» без локальных конфликтов – и спасительное средство окажется всеобщим достоянием. Наступит ли на новом витке этой фармацевтическо-военной «гонки» желанный мир? На этот счет есть большие сомнения. Дело в том, что более, чем полувековой период без мировых войн обеспечивался исключительно благодаря «равновесию страха» сверхдержав – быть уничтоженным полностью, пусть даже и с осознавая, что враг разделяет твою участь.

Можно, конечно, уповать на «здравый смысл», «новое мышление», прагматичное желание «худого мира паче хорошей войны», наконец. Но примеры «Карибского кризиса», противостояний у Берлинской стены, десятков мелких конфликтов и просто ошибок систем оповещения показывают, что человечество по сути изменилось мало – и все это время балансировало на грани глобальной ядерной войны. Теперь же, после появления CBLB502 атомное оружие будет восприниматься, может, ну чуть посильнее, чем, скажем, «ковровые бомбардировки» времен Второй Мировой. Тем более, что суммарная мощность бомб, сброшенных, например, на Ковентри или Гамбург вполне сопоставима с «хиросимской». А ведь тогда «потолком» грузоподъемности даже тяжелого бомбардировщика было 1-2 тонны смертоносного груза – нынешние же боевые самолеты способны поднять в десять раз больше.

Конечно, до поры до времени, память о былом страхе будет играть какую-то роль. Но если верх в правящих элитах возьмут «ястребы», пропаганда СМИ начнет соответствующую обработку населения, а военным всех стран только дай побряцать оружием, пока оно случайно не стрельнет – и пошло-поехало…

Парадокс – но разработки Эйнштейна, Ферми и Оппенгеймера, несмотря на первоначальный чисто военно-прикладной характер их применения, как ни крути, послужили надежной «страховкой» от ужасов мировой бойни. А вот казалось бы, сугубо мирное открытие, должное послужить исключительно гуманным целям, может эту «страховку» упразднить. Что ж, недаром одной из наиболее актуальных пословиц во все времена был афоризм относительно «благих намерений, которыми вымощена дорога в ад».

Но не будем обвинять во всем и конкретных ученых, и научно-технический прогресс в целом. В конце концов, обычным ножом тоже можно и резать хлеб, и зарезать соседа. Рай или ад создает не наука – «вектор движения» в том или ином направлении определяем все мы. Вместе и каждый в отдельности - своим выбором между добром и злом…

От лекарства – к ядерной войне
От лекарства – к ядерной войне