УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

России не нужен «человек, который не ест»

России не нужен «человек, который не ест»

Можно ли пересечь Китай на велосипеде или совсем ничего не есть 56 дней? Можно ли в России загреметь за журналистскую деятельность за решетку? Можно ли, находясь в тюрьме, помочь выйти на свободу соседу по камере и самому вылететь за «плохое поведение»? Какими бы нелепыми не казались некоторые из этих вопросов, оказывается, все это возможно. Причем все это совершил один человек, о котором мы и поведем речь. Это Владислав Никитенко, довольно известный путешественник на пустой желудок, автор книги «Голод. Пособие для выживающих, худеющих, протестующих», журналист из города Благовещенск Амурской области РФ.

Китай. На спидометре 10 000 км

Наверное, читателям было бы интереснее узнать, как Никитенко, например, проехал 4444 км за 39 дней и в ходе этого путешествия ничего не ел. При этом прекрасно себя чувствовал, осматривал местные достопримечательности, делал путевые заметки. Это все интересно, просто непостижимо, но история «Обоза» не об этом, а о взаимоотношениях Владислава Никитенко и российской Фемиды. Казалось бы, зачем писать о российском «правосудии» в Украине. У нас. что, своего такого «правосудного» правосудия нет? Ведь понятно, что все постсоветские страны больны одной болезнью. Но как ни удивительно, даже на фоне наших «самых честных судов» в мире эта история, как говорится, не лезет ни в какие ворота. То есть такой беспредел, а особенно в отношении журналиста, даже у нас невозможен. К тому же речь идет о журналисткой солидарности, которая не должна знать границ, тем более что Никитенко - наш земляк.

Кстати, свою уникальную способность путешествовать и голодать одновременно Никитенко в прошлом году продемонстрировал и на исторической родине (его предки из Житомирской области).

Велопутешественник наметил маршрут из Киева на Запад, а оттуда на юг Украины. По дороге из Киева до Ужгорода голодал, но на родине Балоги вдруг не выдержал искушения. В общем, заманили его покушать. «В Украине очень сложно голодать, тяжелее, чем в Китае, едешь, а яблоки кругом свисают над дорогой, - «жаловался» он, - но главное, люди! В Китае на пальцах объяснишь, что так, мол, и так, пост. Напоят зеленым чаем и проводят, а в Украине – ешь и все!»

Ужгород. Проехал 1042 км. Похудел на 11 кг

В Симферополе его велопрогулка неожиданно закончилось - украли велосипед. Неприятно, конечно, но это был не самый плохой конец путешествия в жизни Никитенко. В 2007 году, когда он вернулся из Китая в свой родной Благовещенск, то загремел прямо в СИЗО. А это куда неприятнее.

В общем, тему взаимоотношений уникального путешественника и российской Фемиды обойти никак не удается. Поэтому начнем с самого начала.

Пожаловался на власть - в тюрьму

История отношений Никитенко и российской Фемиды, кстати, это она научила Никитенко голодать, началась еще в начале второго тысячелетия, когда тот выпускал газету «Амурский летописец». Однажды газета перешла дорожку председателю областного суда Амурской области Сергею Семенову. И надо сказать, произошло это в самый неудачный для судьи момент – он баллотировался в Государственную Думу.

В общем, получилось так, что разгневанный Семенов позвонил Владиславу Никитенко, а тот благоразумно записал все угрозы, высказанные тем в адрес других судей и другие обещания сделать то, что судье никак не дозволено, на диктофон и послал расшифровку записи в квалификационную коллегию судей России. По большому счету председателю областного суда это особо не навредило, хотя по закону он должен был, по меньшей мере, отправиться в отставку, но злобу председатель затаил и начал мстить. В результате газета Никитенко была уничтожена, а на него самого заведено уголовное дело.

Каково же было преступление Никитенко? У нормального человека это может вызвать только смех, да и сам Никитенко поначалу очень веселился.

Дело в том, что состав преступления долго искали и нашли в кассационной жалобе Никитенко, которую тот направил в Амурский областной суд после городского.

Итак, получается , что жаловаться в РФ на органы власти нельзя. За жалобу могут и посадить.

Китай. Заоблачный монастырь Циньшуйян

«Преступление» Никитенко усмотрели в том, что он в кассационной жалобе написал, что судья «Елена Кузьмина, встав на сторону мошенников, сама уподобилась мошенникам». Казалось бы, что такого в этой фразе? Как и в Украине, Конституция России гарантирует каждому право обжаловать действия власти, не говоря уж о суде первой инстанции. Но суд, а вслед за ним органы прокуратуры, посчитали, что это достаточно для того, чтобы обвинить журналиста в преступлении, а именно - ст. 298 УК РФ «клевета в отношении судьи».

Обвинители занимались несусветной казуистикой – посчитали, что Никитенко оклеветал судью, назвав ее «мошенницей», потому как она ни разу не была осуждена за мошенничество. «Это вообще абсурд. Слово мошенник в русском языке обозначает не статью, а «нечестный человек», - удивляется Владислав Никитенко. Весело, да? В общем-то, это постороннему человеку смешно, а вот нашему герою Владу Никитенко уже не очень. Первое дело было возбуждено на него еще в январе 2003 года и вскоре производство по нему было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Тогда Владислав обратился в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело в отношении следователя и прокурора за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.

Дело завели, но снова на Влада! Ему переквалифицируют статью с 298-й на 297-ю, с клеветы на судью, на оскорбление суда. Состава преступления снова не нашли.

А вот с третей попытки найти удалось. Именно тогда Влад меньше всего ждал от прокуратуры такой прыти, потому что наконец нашел свое призвание. Дело в том, что когда Никитенко воевал с Фемидой, то в качестве протеста как-то огласил голодовку. Владислав признается, что в первую очередь хотел скинуть лишних пару килограммов. Но неожиданно ему понравилось голодать, появилось чувство легкости, прямо летать охота. И Влад сел на велосипед. Так он стал «ханрайдером» (Hunrider от англ. hungry rider – голодный ездок, то самое ноу-хау Никитенко).

Как бы то ни было, а с российской Фемидой Влад бодаться перестал, полностью сосредоточившись на путешествиях. Но оказалось, что странная дама, Фемида из России, иногда сама навязывается…На Никитенко завели новое уголовное дело за клевету в отношении той же судьи Елены Кузьминой! Опять за «уподобилась мошенникам».

Китай.Таких в Хайхе целых 3

Пока по новому делу велось «следствие», Влад проехал по Китаю. Естественно, часть маршрута из Благовещенска в Порт-Артур он проделал голодным. Китайские СМИ, ошарашенные его голодными подвигами, придумали ему прозвище «Русский медведь», а в России…

- «Вы не должны сидеть!» - «А я по блату!»

Случилось это летом 2007 года. Через два дня после возвращения Владислава из Китая в Благовещенск его заключают под стражу в связи с нарушением подписки о невыезде. Никитенко ею нарушать не мог, так как не подписывал. Но его закрыли в СИЗО, сначала на два месяца, потом еще на два!

Но два последних он не досидел – его выгнали за «плохое поведение». Как это? Очень просто, как человек грамотный, да к тому же хорошо подковавшийся в юридических тонкостях за время своей работы, он стал как бы тюремным правозащитником.

Например, соседом по камере в Хабаровском СИЗО у него был дедок. Вся вина деда состояла в том, что он обнаружил труп и позвонил в милицию. А там, как это часто бывает, чтобы не морочиться с расследованием, повесили убийство на первого встречного, то есть того, кто труп нашел.

Никитенко посоветовал деду ходатайствовать о привлечении его в качестве защитника.

Российское законодательство не запрещает брать защитником соседа по камере, поэтому на следующее заседание суда по делу деда их привезли вместе. Судья с удивлением заметила в клетке новенького и спросила: «А вы кто?». «Я защитник»: – скромно ответил Никитенко. «А почему в клетке?». Владислав ей объяснил, что он, дескать, тоже из СИЗО, назвал статью.

Для судьи это была экзотическая статья, поэтому пришлось листать Уголовный кодекс, чтобы напомнить себе, что это такое. «Можно было заметить, как вдруг удивленно поползли вверх брови судьи», - рассказывает Никитенко. «Но вы же не должны сидеть», - заявила ему судья. (И правда, закон запрещает содержание под стражей человека, обвиняемого в преступлении небольшой тяжести, максимальный срок по которому – до 2 лет лишения свободы.) «Я знаю, - ответил Влад, - я тут по блату!»

Итак, после двух заседаний Никитенко добился, чтобы дед, отсидевший 5 месяцев, вышел на свободу. После этого случая к Владиславу приклеилась кличка Адвокат…

Неожиданно в последний рабочий день перед Новым 2008 годом Влад обрел свободу. Не иначе выгнали его за «плохое поведение», ведь срок ему уже «нарезали» до конца февраля.

В это время в его деле произошли изменения, Владу снова переквалифицировали обвинения с первой части ст.298 УК РФ на третью часть. То есть, по мнению следствия, слова «судья, уподобившаяся мошенникам» теперь следовало понимать, как «осужденная за мошенничество, совершенное в особо крупных размерах с использованием служебного положения». Прямо бред сивой кобылы! Но за этот бред Влада осудили – дали два года условно.

Китай. Ролики грязи не боятся

Казалось бы, все - точка! Сколько можно мучить человека за одно и то же.

Но ни тут то было, прокуратура вдруг снова возобновила производство, по старому, 3-летней давности, давно протухшему дело №630136, суть которого была идентична тому, за которое его осудили. То есть снова та же судья Кузьмина, которая «уподобилась мошенникам».

Дело №630136 стали усиленно готовить для передачи в суд. И то, как его стали готовить, послужило Владиславу поводом для бегства в Украину!

Например, обхохочешься - следственный отдел считает, что если уже осужден по такой же статье, то речь идет о рецидиве. То есть мало того, что Владислава собираются дважды судить за «судью, что уподобилась «мошенникам», так еще и вешают рецидив.

Правда, у следствия в этом деле есть одна большая проблема. После последнего прекращения дела в адрес Никитенко пришла та самая жалоба «про судью, которая уподобилась мошейникам», на основании которой дело и было заведено. То есть следствие осталось без главной улики – оригинала жалобы. Но у него есть только копия, «заверенная» председателем суда. И вот следователь нашел выход: последним звонком для Влада стало проведение экспертизы подлинности подписи Владислава по КСЕРОКОПИИ ЕГО ПОДПИСИ!!! И он, прекрасно понимая, что это значит, сбежал в Украину!

Кстати, «Обоз» привел далеко не полное собрание маразмов из дела Никитенко. Там все-все бред полнейший.

«Слушай, Владислав, зачем так из пальца высасывать, почему тебе просто наркотиков не подбросили», - не удержался спросил у Никитенко журналист «Обоза». «Знаешь, я сам удивляюсь», - лишь ответил Влад.

Жалобы на правосудие в России он направил в Европейский Суд. Из Киева он написал обращения к президентам Медведеву и Ющенко с просьбой к одному гарантировать его права на ПРАВОСУДИЕ, а к другому с просьбой защитить его права в Украине и разрешить следователям российской прокуратуры допрашивать его в Киеве.

Китай. Из этого котика приготовят "Встречу Тигра с Драконом". Дракон - собачка

Владислав действительно хочет предстать перед российским судом, но только за пределами Амурской области, где бал правит «Семеновское правосудие». Он уверен, что при рассмотрении всех его дел судом присяжных в России он на скамье подсудимых пробудит совсем недолго, его цель – усадить на эту скамью тех судей, прокуроров и следователей, которые нарушали и нарушают его права, а, следовательно, не могут не нарушать права и свободы других граждан России.

Отправив письма президентам, Владислав Никитенко объявил о голодовке, так что с 31 мая он есть не собирается до тех пор, пока его право на Правосудие не будет гарантировано российским президентом. Он честно заявил своему президенту, что длительная голодовка для него не фатальна, но больше 56 дней пока не голодал. Сбежал он без велосипеда, но предлагает любому, кто обеспечит ему двухколесного друга, проверить, сможет ли Владислав пересечь территорию Украины от самой западной точки до самой восточной или наоборот на одной воде. Он всегда готов поделиться разработанной им методикой выживания и с российским МЧС и с украинским МНС.

Никитенко узрел на исторической родине свободу

Подробности судебно-тюремной одиссеи Владислава Никитенко можно прочитать в его ЖЖ vlad-hunrider.livejournal.com, там же можно найти мобильный Влада, и автор «Обоза» предлагает своим коллегам уделить внимание российскому журналисту. Понятно, что не украинским журналистам учить российскую Фемиду, мы и на свою повлиять не в состоянии. Но есть надежда, что международная журналистская солидарность привлечет больше внимания к Владиславу Никитенко, и это ему поможет избежать тюрьмы.

Кстати, там же в ЖЖ можно прочитать китайские и украинские дорожные заметки Никитенко. Что касается Украины, то Влад запечатлел на фото множество прекрасных уголков украинской провинции, которые, кроме местного населения, мало кто видел.

В Украине Никитенко понравилось. Особенно его поразило толерантное отношение «бандеровцев» Западной Украины к нему как к «москалю». После образа Украины, которое создала для обывателя российская пропаганда, он не ожидал такого гостеприимства. Также Владислав в Украине был удивлен, что у нас можно протестовать сколько угодно, где угодно, и не надо спрашивать разрешения на пикет.

Особенно его порадовало, что можно поставить палатку хоть напротив посольства России и голодать сколько душа пожелает и пока правда не восторжествует.

Но к сожалению, одной человеческой жизни для этого будет мало. Так что, Влад, не надо!

В тексте использованы фотографии из путешествий Владислава по Китаю.