УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Евангелие от кучмиста: Л.Д. – друг олигархов

Евангелие от кучмиста: Л.Д. – друг олигархов

«Обозреватель» продолжает публиковать отрывки исторического труда политолога Костя Бондаренко. Предыдущие части читайте здесь:

Л. Д. - величайший политик. Исповедь убежденного кучмиста

Евангелие от Кучмиста. Кучма – «великий кормчий» Украины

В Кучму верили. Многие поверили Кучме. Наконец-то он позакручивает гайки и восстановит порядок – думали уставшие от разгула демократии обыватели. «Кучма сразу же предложил парламенту регулировать экономические вопросы декретами правительства, которые бы имели силу закона. Такая себе ограниченная диктатура. Либеральный авторитаризм. Правила, по которым действует предприятие, но не демократическое государство.

Леонид Кучма знал производство и мог руководить только как директор страны. И это он доказывал неоднократно и во время премьерства, и во время президентства.

Интересно обратить внимание на модель, которую в идеале представлял себе премьер-министр Леонид Кучма. Вся исполнительная власть находится в руках премьер-министра, который издаёт декреты, коими регулирует экономические процессы в государстве. Право назначать и распускать правительство находится в компетенции Верховного Совета, владеющего высшей полнотой власти в Украине. Функции Президента сводятся к номинально-ритуальным (вспомните – Леонид Кравчук не слишком задавался целью сосредоточить власть в своих руках, а премьер-министр Кучма постоянно требовал от парламента новых и новых полномочий). А теперь сравните модель Конституционной реформы, предлагаемую Президентом Кучмой, с тем положением вещей, которое сформировалось в бытность Кучмы на посту премьер-министра. «Это ново? Так же ново, как фамилия Попова, как холера и проказа, как чума и плач детей» - так, кажется, у Михаила Веллера?.

На некотором этапе Леонид Кучма перерос сам себя и почувствовал, что он – в силах руководить государством. Правда, для этого ему пришлось побывать в шкуре оппозиционера (о чём позже) и познать и унижение со стороны бывших друзей, и вкус победы. Кучму всегда отличали напористость и сила воли. Он ставил завышенные цели и пытался брать высоту. Так было с президентством в 1994 году. Казалось бы – против кого идёте? Перед вами – стена в виде первого всенародно избранного Президента, имеющего популярность среди значительной части населения. «Стена-то стена, до гнилая: ткнёшь пальцем – развалится», - вспомнил Леонид Данилович притчу о другом государственном и политическом деятеле, другого, канувшего в Лету, государства. И бросил вызов Кравчуку.

Сразу же после президентских выборов настала пора раздачи слонов. Кучма продолжал действовать по директорским традициям. В частности, негласный кодекс чести директоров советской закалки предвидел командность игры и командное мышление. Вот почему в ближайшем окружении Кучмы в 1994 году оказались исключительно те, кто помог Леониду Даниловичу стать Президентом. «Кучма не сдаёт своих», - сказал в одном из интервью в 1995 году Тарас Стецькив. О 1994 – 1996 годах многие бывшие соратники Кучмы вспоминают с умилением. Было так много работы, было так много планов, предстояло так много сделать! Наиболее памятные события той эпохи – подписание Конституционного договора и принятие Конституции Украины, обострение противостояния между Президентом и спикером парламента. В Украине глава Администрации Президента – Дмитрий Табачник, наиболее публичный из всех политиков в окружении Президента. Своеобразный президентский громоотвод. Вводится институт глав областных, городских и районных государственных администраций – при этом все дружно забывают о том, что ещё только год назад всенародно избирали глав облсоветов. Областные советы, как земства по определению Ленина, становятся пятым колесом к телеге. Окружение Кучмы представлено такими личностями, как Владимир Горбулин, Александр Разумков, Владимир Литвин, опять же – Табачник, Волков…

Потом настаёт время «сдавать своих». Приблизительно со второй половины 1996 года. В Украине материализовалась «партия власти» в виде Народно-демократической партии. Сначала туда пошли те, кто был не доволен Табачником и пытался вернуть Кучму к коллективным методам руководства государства. Были в партии и те, кто мечтал о политической структуризации украинского общества на партийной основе. К декабрю 1996 года Табачника дружными усилиями сковырнули. Прошли через короткий, но болезненный период оккупации Киева Днепропетровском. Начало 1997 года, премьерство Лазаренко. Но к июню 1997 года партия власти – НДП – свергает с Олимпа всесильного премьера Лазаренко и добивается фактической полноты власти в стране. Окружение Лазаренко обвиняется во всех смертных грехах. Через парламент проходит новый избирательный закон, согласно которому вводится смешанная система выборов. Осуществляется прорыв в дипломатической сфере – за год мы подписываем договора со всеми соседями, удосуживаемся визита президента США и умудряемся стать одними из инициаторов ГУАМ. О Кучме начинают говорить уже не как о директоре, а как о политике. И успешном кукловоде.

В 1998 году НДП получает в своё распоряжение административный и финансовый ресурсы, но бездарно проигрывает на парламентских выборах. Вернее, получает свою пиррову победу. Кучма зол. Ему через полтора года баллотироваться в Президенты. Его гвардия фактически разбита. В парламенте – оппозиционное большинство. На политиков нет надежды. Тогда он обращается к финансовым кругам: помогите! Так начинается третий этап президентства Кучмы – олигархический. Помните – Волков, Суркис, Бакай, Рабинович, Пинчук. Кого там ещё причисляли к олигархам? Кучма щедро отдал в их руки страну – различные отрасли, различные сферы. За это Кучма получил поддержку на выборах 1999 года. Остатки НДП, Пустовойтенко со товарищи ещё пытались некоторое время удержать Президента от активной дружбы с олигархами – но тщетно. Они ещё пытались организовать всенародную поддержку Леонида Даниловича на выборах путём создания коалиции политических сил «Злагода» - но реально выборы были сделаны Александром Волковым и тандемом Пинчук-Деркач.

Обозреватели газеты «Комментарии» писали: «Леониду Кучме принадлежит удивительное политическое достижение: дважды добиться одного и того же результата на разных электоральных базах – в 1994 году за него голосовала Восточная Украина, а в 1999-м – уже Западная».

К этому времени Кучма научился получать удовольствие от смены окружения. Наступает четвёртый период. Кучма становится мастером игры в балансы-равновесия. Он отдаёт правительство в руки Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Те, в свою очередь, начинают разлагать изнутри лагерь олигархов. Сам Кучма умывает руки и постепенно освобождается от навязчивых друзей-олигархов. В его окружении опять появляется серый кардинал – Владимир Литвин. Опять начинаются интриги и козни, направленные в первую очередь против возрастающего влияния СДПУ (о). В парламенте – переворот. Левые оказываются в меньшинстве. Руководство парламента, а также парламентское большинство – абсолютно лояльны к Кучме. Кучма начинает заигрывать с региональными лидерами и переносит основной вес политического влияния в регионы. Президент максимально укрепляет свои позиции и даже проводит референдум по народной инициативе об изменениях в Конституцию. Демонстрируется ошеломляющий результат – более 80% граждан Украины хотят жить в условиях новой диктатуры! Но вот беда – парламент не в силах имплементировать решения референдума… Имплементация переносится на осень 2000 года…

Осенью начинается очередной период. 16 сентября 2000 года исчезает оппозиционный журналист Георгий Гонгадзе. В начале ноября в таращанском лесу находят обезглавленное тело, а в конце ноября Александр Мороз демонстрирует плёнки майора Мельниченко.