УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Старый «донецкий» не сдал «новых украинских»

Старый «донецкий» не сдал «новых украинских»

Владимир Рыбак – представитель старой донецкой гвардии. Именно он – «отец основатель» Партии регионов, созданной еще в 1997-м году как Партия регионального возрождения. Все этапы партийного пути от лидера Рыбака к лидеру Азарову, затем - к Януковичу и вот теперь, кажется, к Ахметову-Колесникову, известны ему не понаслышке. О «сменщиках» Владимир Васильевич отзывается более чем лестно, говорит: «Ахметов мудр не по годам, у него большие способности».

Вообще в ПР, известной жесткой партийной и фракционной дисциплиной, Рыбак, в силу почтенного статуса «аксакала», закрепил за собой право на «особую позицию». Журналисты знают: хочешь выяснить что замыслили «доны» - обращайся к Рыбаку. Конечно, озвучивает он далеко не все, что знает, но хватает и этого. Большинство прогнозов Владимира Васильевича сбываются с поразительной точностью.

В марте прошлого года, в годину тяжких испытаний и массовой апатии в рядах ПР, он единственный совершенно спокойно уверял: «на парламентских мы получим минимум 30%». Тогда это казалось фантастикой, но он оказался прав.

Поэтому когда сейчас Рыбак прочит Ахметову большое политическое будущее, рассказывая о его «неизвестных сторонах», становится несколько не по себе.

«Флаг им в руки, ветру попутного…»

- Начала ли, наконец, Партия проводить коалиционные переговоры?

- До окончательного оглашения официальных результатов выборов, до завершения всех судебных процессов, никаких конкретных действий мы не предпринимали.

За это время Партия регионов подготовила Концепцию экономического развития страны, которую предлагает в качестве базового коалиционного документа. Эти бумаги разосланы всем парламентским партиям. Они с ним ознакомятся и, если захотят, смогут стать участниками коалиции.

- Широкой коалиции?

- Необходимо оторваться от однобокого восприятия цветов.

Вот, помаранчевые пытаются сейчас создать между собой какой-то союз. Но разве хоть раз, хоть кто-то из них затронул проблемы простых людей? А ведь люди сегодня в голоде, холоде, нищете… Никто об этом почему-то не помнит, только о портфелях пекутся.

- Наоборот, «оранжевые» обсуждают основы внешней и внутренней политики, программные положения…

- Ну и что? Разве кто-то называет конкретные проблемы, предлагает их рассмотреть, объединиться именно для их решения? А в концепции ПР, между прочим, есть все то, о чем постоянно говорит Президент.

- То есть программа Партии регионов, на базе которой написана ваша Концепция, пересекается с президентской «Десять шагов навстречу людям»?

- Конечно! Программы - они все пересекаются, ни одна партия в свою программу чего-нибудь такого, что бы избирателю не понравилось, не запишет.

Еще раз: ПР настаивает на необходимости подняться над цветами - оранжевым, синим, красным, розовым. Во главу поставить желто-голубой украинский флаг, далее – проблемы, реально беспокоящие людей (показывает приоритетность задач, взмахивая рукой в воздухе, - авт.).

Когда появится коалиция – можно уже и о портфелях разговор вести. О том, кто и за что конкретно будет отвечать. Есть ведь еще европейский опыт: партия-победитель имеет приоритетное право голоса. А у нас о коалициях почему-то рассуждают те, кто на выборах пришел вторым, третьим и даже четвертым.

Ну, пусть рассуждают, мы им не мешаем, просто следим со стороны, оцениваем… А со стороны видно: они не сближаются, наоборот – отдаляются все больше и больше. Если у «оранжевых» коалиция все-таки сложится, что же - флаг им в руки, ветру попутного… Но ПР тогда в центральные органы власти ни одного человека не даст! Ни одного!

Учтите при этом, что в самых крупных регионах, регионах-донорах, местная власть явочным порядком переходит в наши руки. Как мы будем в этой ситуации с властью взаимодействовать – один Бог знает. Это действительно очень сложный вопрос. Президенту стоило бы задуматься…

- Ющенко сам настаивает на «стабильной коалиции», то есть «коалиции четырех».

- А Юлия Тимошенко требует, чтобы Ющенко возглавлял переговоры от НУ, фактически, – представлял 15% народа Украины. Но ведь он - Президент всей страны, а не отдельной ее части! ПР рада тому, что он постепенно приходит к осознанию этого факта, что кроме симпатиков «оранжевых», кроме тех, кто поддерживает их коалицию, есть еще более восьми миллионов граждан, голосовавших за бело-голубую идею. Обнадеживает то, что Виктор Андреевич выражает готовность работать с оппозицией, кто бы в ней в итоге не оказался.

Мы-то привыкли к оппозиционности. Первые год-полтора было, конечно, непросто. Но если и теперь мы в оппозиции окажемся - справиться, уверен, сумеем. Будем жестко отслеживать все действия власти, критиковать, подсказывать… Еще, конечно, – вести соответствующую работу на местах.

- Власть на местах - действительно серьезный рычаг. Следовательно, быть жесткой оппозицией вы уже никак не сможете.

- Мы никогда не шли путем революций - только конструктивные переговоры.

«Порядочные товарищи есть в каждой фракции»

- По-вашему, получается:Партия регионов защищает Президента от Тимошенко?

- Мы не президента защищаем, а интересы наших избирателей. Люди надеются на лучшую жизнь: ПР готова подняться над собственными амбициями и даже наступить на них, если понадобится, чтоб они ее получили.

- «Наступить на них» - значит создать коалицию с НУ, вопреки воле собственного электората?

- У нас с оранжевыми действительно много серьезных разногласий. И в вопросах русского языка, и двойного гражданства, и темпов евроинтеграции… Но это не должно мешать нам вместе работать на интерес избирателя.

- Где грань компромиссов?

- В процессе переговоров перечень таких вопросов вырисуется более детально. Вот тогда соберемся и будем сообща их решать, на компромиссы пойдет каждый. От ключевых своих позиций, про которые я уже говорил, мы, конечно, не откажемся, но ведь есть и то, что подлежит обсуждению. Например, НАТО…

- Разве это для вас не принципиально?

- С НАТО надо сотрудничать, но ПР категорически против вступления Украины в эту организацию. С оранжевыми можно обсуждать уточнение сроков, формулировок по этому вопросу… На 95% общий язык, уверен, найти удастся.

- Чувствуете ливстречное коалиционное движение со стороны НУ?

- Чувствовать – чувствуем, но переговоров не ведем.

Как чувствуем? - Да, по кулуарным разговорам разным… Мы ведь давно все друг друга знаем, общаемся не только в сессионном зале. Можем вместе и по чарке выпить, и кусочек сала съесть. Нормальные люди, одним словом. Порядочные товарищи есть в каждой фракции, но это пока они не собираются в какую-то политическую силу, где верхушка диктует собственные условия.

- «Широкая» коалиция состоит, по-вашему, из двух участников или все-таки из четырех?

- Раз широкая - всех нужно приглашать.

- Тимошенко и Мороз не горят желанием с вами сотрудничать, скорее – сами в оппозицию пойдут.

- Если они не хотят менять ситуацию, решать проблемы людей - что же… Украинцы сами разберутся. Эти выборы - не последние, не успеем оглянуться – скоро новые. Может плановые, может - нет…

- Вы даже такое допускаете?

- Всего лишь предполагаю (смеется).

- Члены переговорной группы по коалиции от ПР уже определены?

- Считаю, у нас есть такие люди…

- И кто они?

- Члены Президиума, Политсовета ПР. Разве не по-государственному мыслят Виктор Янукович, Николай Азаров, Евгений Кушнарев, Андрей Клюев, Раиса Богатырева?… Вот, я сейчас кого-то не назову, а люди потом обидятся, подумают, что специально не вспомнил.

- Хорошо, но переговоры-то все равно несколько человек будут вести…

- Да, несколько, наиболее подготовленные. Но окончательное решение примет политсовет и съезд. Мы, кстати, проведение съезда специально отложили. Посмотрим, как сейчас все состоится, каким будет наш статус.

- Возможно ли индивидуальное членство кого-то из «Регионов» в сугубо оранжевом большинстве?

- Нет, мы этого не допускаем, партия достаточно монолитная. Несмотря, кстати, на то, что расколы какие-то нам регулярно прогнозируют, еще со времен президентских выборов. Не дождутся!

- А как же усиление крыла «Ахметова-Колесникова» с их приходом в партию?

- Я их всех ни один десяток лет знаю и скажу, что Ахметова, Януковича, Колесникова, Богатыреву, Рыбака, Иванова, Петрова и Сидорова делить не зачем. Все мы одним словом называемся – актив Партии регионов.

«Януковичу не дали завершить начатое»

- В любом случае, последнее слово - за Президентом Ющенко, верно?

- Естественно, Ющенко в стороне не останется. Вижу, что на сегодня и Президент и консультанты его ситуацию в стране оценивают здраво, с учетом региональных «раскладов».

Он уже отошел, слава Богу, от того, что говорил на Майдане соратникам. Вот, мол, мы победим - каждому из вас представится возможность проявить себя при власти. Возможность была, каждый проявил, как сумел, в следствии многие сейчас уже не работают.

- Последнее слово, в том числе в определении премьерской кандидатуры?

- Премьером должен быть человек знающий: с соответствующим опытом в прошлом, с умением формулировать и решать задачи государственного уровня. Вот, взять Премьера-Януковича. За два года его работы в должности Верховная Рада утвердила две программы деятельности. Первую по истечении года успешно утвердили, приняли затем вторую. Ну, и так далее. Мы считаем, что Януковича от власти отстранили насильственным путем, не дав ему завершить начатое. Потому, есть надежда, что сейчас, после формирования коалиции, нового правительства, получится воплотить задачи, сформулированные еще тогда.

А вот тех, кто на этой должности также уже работал, но ничего, кроме популизма не привнес, второй раз к рулю допускать больше нельзя.

- Это вы про Юлию Тимошенко?

- Если напечатаете все так, как я сейчас сказал, люди сами поймут, о ком речь, без дополнительных пояснений.

- Но премьерский пост - всегда компромиссный, а Виктора Януковича фигурой компромиссной назвать сложно.

- Все это решается только по факту создания коалиции. Партия регионов как победитель выборов имеет право первого голоса, какое решение примет коалиция – это другой вопрос.

В конце концов, излишне преувеличивать значение премьерской должности тоже, неправильно. Без хорошей команды даже самый лучший Премьер ничего не сделает.

Продолжение следует.

Во второй части интервью читайте о том, что делает сын Рыбака в столичном горсовете, какие страдания ждут граждан, если ПР уйдет в оппозицию, что нужно сделать, чтобы детей не пугали «донецкими», на что способен Ахметов и многое другое.