newspaper
flag
УкраїнськаУКР
flag
EnglishENG
flag
PolskiPOL
flag
русскийРУС

Пятиконечный парламент

Пятиконечный парламент

Парламентские выборы состоялись. Пока ЦИК подбивает последние результаты, выясняя окончательный расклад сил в новом составе Верховной Рады, можно подвести первые политические итоги избирательного процесса. Они оказались для кого-то неутешительными, для кого-то триумфальными, для кого-то – поучительными.

Видео дня

Как оказалось, президентская команда действительно не собиралась вмешиваться в парламентские выборы. Причем настолько серьезно и искренне, что результаты экзит-поллов вызвали на Банковой легкий шок. В итоге Виктора Ющенко сегодня пытаются преподнести общественности в качестве спокойного и уверенного арбитра нации, готового по-отцовски объединить участников избирательного процесса. Правда, очень непросто быть украинским аналогом Вацлава Гавела, не проработав перед этим ни одного дня в кочегарке.

Президент вдохновенно отметил демократичность избирательного процесса, и его позиция, похоже, серьезно помешает многим недовольным результатами выборов попытаться оспорить эти самые результаты.

Правда, невразумительная позиция гаранта Конституции дорого обошлась его однопартийцам, потерпевшим сокрушительное поражение в борьбе с БЮТ. В президентском секретариате говорят, что воплощением надежды на более четкое позиционирование Банковой связывают с Анатолием Матвиенко. Еще бы – после скандального развода в УРП «Собор» Анатолию Сергеевичу только и остается, что работать много, хорошо и эффективно.

Прохождение только пяти политических сил в парламент оказалось неожиданным для большинства участников выборов. Нельзя сказать, что победители огорчились такому результату, ведь они получат дополнительные бонусы за счет не преодолевших 3-процентный барьер партий и блоков. Но следует откровенно признать – политикум не готов к простой на первый взгляд пятичленной системе парламентского представительства, оставляющей весьма ограниченное поле для маневра. Впрочем, в политикуме бытует и версия сговора власти и оппозиции, позволившего оставить за парламентским бортом «мелочь», которая могла путаться под ногами и мешать договариваться.

Партия регионов, получившая треть голосов избирателей, оказалась в весьма пикантной ситуации. У нее нет партнеров для формирования эффективной коалиции, единственное, чем остается утешаться – невозможностью новой властной коалиции внести изменения в Конституцию. «Регионалам» хорошо бы воспользоваться вынужденной паузой в активности и провести политические пиллинг и липосакцию – сформировать новое партийное лицо, определить внятные застрельщиков-законотворцев и комментаторов, возможно, заменить на посту партийного лидера высокого, но не гибкого Виктора Януковича на кого-то более склонного к компромиссам. Ей-Богу, пригодится.

Экономическая ситуация, судя по алармистским заявлениям вернувшегося к исполнению обязанностей министра финансов Виктора Пинзеныка, такова, что новый состав исполнительной власти стабильным не будет. Вот только 40-процентное по факту парламентское представительство Партии регионов «донецким» политбонзам надо будет как-то развлекать и утешать, иначе бизнес начнет медленно, но уверенно перетекать в сторону власти.

Результат Юлии Тимошенко на выборах справедливо можно назвать трудовым. Напряженный тур, активное общение, апеллирование к ценностям Майдана – вот предпосылки ее персонального триумфа. Юлия Владимировна избрала открытый, агрессивный стиль ведения агитации, и не собирается отказываться от него после завершения парламентских выборов. Леди Ю пробивается к премьерскому портфелю подобно ледоколу, взламывающему рыхлый мартовский лед. Тимошенко, похоже, готова мгновенно делать достоянием гласности информацию о ходе переговоров, постоянно апеллируя к своим избирателям. Она почувствовала (выборы это подтвердили), что права собственности на стратегию и тактику Майдана остаются у нее. Напор леди Ю пользуется поддержкой избирателей и вызывает раздражение в политической элите. Потенциальным союзникам Тимошенко удалось сдержать ее первый натиск на пути к вожделенному премьерскому кабинету. БЮТ отступил на заранее подготовленные позиции, но Юлия Владимировна слишком четко и однозначно обозначила свои претензии, дабы от них отказаться. Теперь она всячески подталкивает союзников к решительным действиям, хорошо понимая, что со временем вкус победы теряет свой первично опьяняющий вкус.

Для «нашеукраинцев» результат избирательной кампании оказался шоком, от которого они не смогли оправиться до сих пор. Пропрезидентский блок получил намного меньше ожидаемого, и теперь вынужден торговаться с противниками – тайными и явными – за места в правящей коалиции. Похоже, «нашеукраинцы» получат результат куда хуже ожидаемого, и это может привести к конфликту между «любими друзями» и «честными фраерами» внутри НСНУ. Дефицит властных полномочий может выбросить на поверхность конфликт, тлеющий внутри партии власти, и этот выброс, сопоставимый с извержением политического вулкана, может привести к разрушительным последствиям. Неслучайно финальный разговор о создании коалиции запланирован только на 7 апреля – «Наша Украина» и время потянет, и расклад сил в своих рядах сможет оценить. Кстати, так и непонятно, почему Юрий Ехануров ведет переговоры по поручению Виктора Ющенко, не принимавшего участия в избирательной кампании.

Хотя социалисты получили парламентское представительство и активно разыгрывают «золотую акцию», их результат трудно назвать успешным. Традиционно бодрые заявления Александра Мороза и Иосифа Винского обернулись перспективой формирования не слишком многочисленной фракции. Сан Саныч бодро сменил приверженность социал-демократическим ценностям на достаточно банальное проталкивание представителей топ-менеджмента и крупного бизнеса. В перспективе социалистам придется осуществлять более внятную с точки зрения идеологии кампанию, иначе результат может ухудшиться.

А вот коммунистам отступать дальше и вовсе некуда. Результат Коммунистической партии оказался даже хуже, чем одиночное выступление Петра Симоненко на последних президентских выборах. Двум десяткам представителей КПУ, очевидно, придется сформировать самую маленькую парламентскую фракцию и бороться за идею. Если учесть, что представительство КПУ на местах тоже довольно чахлое, только неугомонные оптимисты могут прогнозировать позитивные тенденции для наиболее закостенелой идеологически левой партии.

Ситуация усугубляется тем, что особенно радикализоваться коммунистам некуда – слева их весьма уверенно, даже настырно подпирает блок Витренко «Народная оппозиция». Видимо, стоит признать, что Наталья Михайловна чрезвычайно эффективно использовала свое участие в президентской кампании. Непримиримой борьбой с Виктором Ющенко она привлекла внимание не только электората, но и заинтересованных лиц со Старой площади в Москве. Витренко на протяжении практически всей избирательной компании бравировала московскими связями. Балансирование «Народной оппозиции» на грани прохождения в парламент свидетельствует, что радикально левые идеи пользуются спросом у украинского электората, подрастерявшегося среди, словно написанных под копирку, избирательных программ провластных и оппозиционных партий.

Возможно, самой большой сенсацией избирательной кампании стало непреодоление 3-процентного барьера Народным блоком Литвина, которому практически все социологи до выборов пророчили парламентское представительство. Пока остается секретом, почему возглавляемый обладателем одного из самых высоких рейтингов политический проект не взял необходимую высоту. Разбор полетов по этому вопросу, очевидно, состоится позже. В самом НБЛ пока причину неудачи видят в нахальном отъеме причитавшихся блоку голосов во время их подсчета на местах. С этим тезисом, кстати, согласны представители партии «Виче», блоков НДП и «Пора» - ПРП. Правда, трудно рассчитывать, что предложенный ими подсчет голосов в судах позволит всем без исключения послевыборным бунтарям преодолеть-таки необходимый барьер. Но справделивость, видимо, дороже.

К чести одного из лидеров блока «Не ТАК!», Виктора Медведчука, он решил сложить полномочия лидера СДПУ(о). Такова его реакция на провал блока на выборах. Окончательное решение будет принимать партийный съезд, но развод с Медведчуком может стать роковым для объединенных эсдеков. С другой стороны, как пишет «Коммерсантъ-Украина», один из лидеров БЮТ Николай Томенко не собирается отказываться от депутатских полномочий, хотя блок и не занял первое место в общем зачете. Николай Владимирович же обещал в таком случае отказаться от депутатства. Видимо, бютовцы просто не могут себе позволить лишиться одного из своих «ястребов» с профессионально подвешенным языком.

Впрочем, это частности. Надо сказать, что рассчитывать на процесс формирования парламентской коалиции в два хода нецелесообразно. Энергичность и натиск Тимошенко вряд ли могут подменить отсутствие реального опыта строительства коалиционного правительства без давления с Банковой, а предложенный социалистами меморандум о принципах создания коалиции залезает на поле президентских полномочий. Дистанцировавшийся от выборов Ющенко вряд ли захочет воспринимать подобные предложения, особенно – после урезания прав главы государства пролоббированной Александром Морозом политической реформой.

Вариации нового состава Кабинета Министров, будоражащие умы старых и новых депутатов и политических экспертов, сколь разнообразны, столь и неправдоподобны. Рискну предположить следующее. Первое – портфель премьера не получит ни действующий шеф правительства Юрий Ехануров, ни оба его предшественника – Янукович и Тимошенко. Второе – возглавит Кабмин технический премьер, способный справиться с экономическими проблемами и не располагающий президентскими амбициями, по крайней мере, на нынешнем этапе. Третье – состав правительства будет обновлен не менее чем на 60%, однако это не будет означать повышение его профессионального уровня. Основной проблемой нового Кабмина станет необходимость маневрировать между президентской волей, на воплощение которой у гаранта Конституции осталось не так уж и много полномочий, и необходимостью подкармливать парламентскую коалицию, дабы она не схлопнулась и не похоронила под собой правительство.

Вполне вероятно, что рейтинги победителей парламентской гонки после кульминационной фазы 26 марта поползут вниз. Многие избиратели будут разочарованы отсутствием достаточного количества ярких лиц в сессионном зале парламента, да и конфигурации принятия отдельных решений вряд ли вызовут массовый восторг. Коалиция любой цветовой гаммы будет обречена на решение рутинных экономических вопросов, которые добавляют мало рейтинговых очков. Не исключено, что парламентарии, как минимум, разведут во времени парламентские и местные выборы, как максимум – поднимут проходной барьер или изменят систему выборов в формате возврата к мажоритарной системе, предполагающей усиление роли политических партий.

В целом же окончание парламентской кампании в цивилизованном мире означает только начало подготовки к новой. В украинских реалиях – это еще и ожидание возможных досрочных парламентских выборов, ведь эта новая норма законодательства еще не была опробована главой государства, а соблазн смешать заботливо расставленные фигуры на большой шахматной доске бывает даже у искушенных гроссмейстеров большой политики...

Евгений МАГДА, DailyUA