УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

После выборов - кризис?!

После выборов - кризис?!

В последней «Свободе слова» на телеканале «ICTV» участники передачи обсудили очень злободневную тему. Заявленные Савиком Шустером вопросы оказались действительно очень резонансными. «После 26 марта не будет хлеба, денег и работы – пугают политики. Это пропаганда или экономический прогноз? Почему население скупает доллары, а министр финансов идет в отставку? Переживет ли гривня выборы? Ожидает ли Украину глубокий кризис?»

Ответить на все эти вопросы должны были гости программы: министр финансов Пинзеник, лидер блока НДП Супрун, лидер фракции Народной партии в ВРУ Еремеев, член политсовета и бывший глава СНБУ Порошенко, лидер партии «Вече» Богословская и народный депутат из блока «Не ТаК» - Шуфрич. Специальный гость программы – первый зампред Национального банка Украины Шаповалов.

Конечно, особое внимание уделялось господину Пинзенику, который в тот же день то ли подал в отставку, то ли ушел в отпуск до окончания выборов. Естественно, многие связывали этот поступок с надвигающимся на страну экономическим и финансовым кризисами. Тем более, что незадолго перед этим Виктор Пинзеник с трибуны Верховной Рады выступил с резким заявлением, критикуя подписанные правительством газовые соглашения с «РосУкрЭнерго».

С первых же минут передачи на аудиторию в студии и на телезрителей обрушились масса цифр и экономических терминов. Посыпались обвинения на нынешнюю власть во всевозможных экономических грехах. Разобраться сходу в справедливости и значимости выдвигаемых аргументов было очень сложно. Тут тебе и ни о чем не говорящие сведения о каких-то «негараздах» со специальным фондом госбюджета, о которых с железом в голосе поведала госпожа Кужель. И поданные в своем коронном стиле депутатом Шуфричем обвинения в провалах по ВВП и доходам казны в январе 2006 года, вперемежку с новостями об ошеломительных ценах в украинских регионах на картофель, капусту, сахар и мясо. В то время как мясо в России, уверяет депутат, стоит 7 гривень за килограмм, а сало в Украине дороже, чем мясо в России и Чехии. Подлила масла в огонь и закаленная в борьбе за НЗФ Инна Богословская.

Первый удар принял на себя Виктор Пинзеник. Он говорил столь же уверенно (и местами непонятно), как и оппоненты. Суть контрдоводов сводилась к сравнению экономических показателей за 2005 и 2004 годы. Особенно убедительно звучал аргумент о 63-процентном увеличении поступлений в госбюджет. И с этой цифрой трудно поспорить. Оппоненты были так поражены этим показателем, что не догадались поинтересоваться, почему министр финансов оперирует усредненными данными за весь 2005 год. Которые не показывают ухудшение большинства важнейших экономических показателей в последние месяцы прошлого года и в январе 2006. Пинзеник сообщил лишь некоторые данные по январю этого года: план бюджетных поступлений выполнен, а ВВП вырос на 0,9%.

Мнения всех участников «Свободы слова» разделились. Одни утверждали, что экономический кризис в Украине уже наступил, и дальше будет лишь обострение. Такова точка зрения, в частности, Шуфрича и Богословской.

Другие гости телепрограммы, напротив, убеждали всех в успешности сегодняшней экономики страны и в отсутствии неблагоприятных перспектив в дальнейшем. На этом настаивал бывший глава СНБУ Порошенко, а поддерживал его, хотя и не очень активно, первый зампред Нацбанка Шаповалов.

Третья группа оказалось самой многочисленной – кризиса пока нет, но он вполне реален сразу после выборов или во второй половине года. Основной причиной чего многими называлась вероятность дальнейшего повышения цены на газ. Такие опасения высказывались и Пинзеником, и Еремеевым, и госпожой Супрун.

Представитель НБУ успокаивал, что, мол, в Украине уже 6 лет стабильный курс гривни, он будет оставаться таковым и в дальнейшем. А единственный довод в пользу такого утверждения банкира – резервы НБУ, которые достигли $18 миллиардов, что почти в два раза больше, чем год назад, и чего хватит для поддержания устойчивости национальной валюты.

У собравшихся в студии снова не оказалось контраргументов. Никто не спросил у чиновников, почему украинцы в январе 2006 года купили $1246,1 млн., а продали лишь $737,1 млн. То есть, купили на $509 млн. больше. А в декабре 2005 года население Украины купило $1611,6 млн., продало же - $1094,2 млн. Разница - $517 млн. Интересно было бы услышать мнение НБУ, почему это люди не вкладывают средства в гривневые депозиты, где ставка 15-17% годовых, а отдают предпочтение долларовым вкладам с депозитной ставкой лишь 8-10%?

Впрочем, далеко не все выкупленные доллары украинцы понесли в банки. Объем банковских вкладов физических лиц в свободно конвертируемой валюте в январе увеличился только на $298 млн., а в декабре 2005 года на $329,3 млн. Что бы это все означало? Господин Шаповалов не поведал собравшимся, что резервов на поддержание курса гривни НБУ только в январе потратил более чем $700 млн.

Также были бы интересны данные, кое-что проясняющие, о торговом балансе в Украине. О том, что отрицательное сальдо торговли товарами в 2005 году составило 1 854,3 млн. долл. А всего в течение 2005 года сальдо торговли товарами ухудшилось на 5 523,6 млн. долларов по сравнению с 2004 годом (3 669,3 млн. долларов).

И, конечно же, никто не поинтересовался у ведущих финансистов страны - Пинзеника и Шаповалова, о прогнозах на 2006 год. А они неутешительны. Недавно министр экономики Арсений Яценюк заявил «Зеркалу недели», что отрицательное сальдо в 2006 году составит «в лучшем случае» 3 миллиарда долларов, а при цене на газ во втором полугодии в 230 долл. за 1 тыс. куб. м, оно будет равняться 7 миллиардам долларов. И это только в связи с влиянием роста цен на газ. А какой вклад внесет мясомолочная война с Россией? Уже очевидно, что министр Баранивский поспешил с заявлением об ее успешном завершении. Она если и закончится, то очень не скоро. Также министр экономики не учитывал роста цен на нефтепродукты уже в ближайшее время. А в том, что это случится, не сомневается никто. А какие еще сюрпризы ожидают украинскую экономику в связи с российско-украинской торговой войной?

Не были озвучены и свежие данные Госкомстата о сокращении в январе 2006 года индекса промышленного производства на 2,9% - максимальном снижении за последние 5 лет. О падении объемов производства в химии и нефтехимии по сравнению с январем 2005 года на 4,7%, а по сравнению с декабрем 2005 года на 14,8%; металлургии, соответственно, на 4,2% и 8,6%. И подобная картина по многим другим отраслям экономики. Минимальная же плюсовая динамика по ВВП объясняется, якобы, хорошими показателями по перевозкам и торговле.

И, пожалуй, самое главное. Зная обо всех этих показателях, как можно относиться к заверениям руководством Национального банка о стабильности гривни в будущем? Ведь резервы НБУ при таких раскладах рано или поздно истощатся. А что дальше?

К большому сожалению, у тех, кто в достаточной степени знаком с экономической ситуацией, возникают определенные воспоминания и ассоциации. Уж больно все происходящее сегодня в экономике и финансовом секторе, напоминает события 1998 года. Когда Нацбанк тоже занял позицию на искусственное удержание курса гривни.

Резервы НБУ тогда сократились на 70% - с $2,3 млрд. до $700 млн. Затем последовал катастрофический своими последствиями для экономики и граждан Украины, почти трехкратный обвал гривни - всего за несколько месяцев. Конечно, сейчас резервы Нацбанка намного крупнее, чем 7 лет назад. Но гривневая масса за эти годы выросла еще более существенно. А последствия финансового кризиса, если он разразится, могут быть гораздо плачевнее прошлых «достижений»…