УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Иван Ризак: Балогу и Петевку я хотел просто послать

Иван Ризак: Балогу и Петевку я хотел просто послать

Продолжение.

Вступление: «Иван Ризак – перпетуум-мобиле Балоги»

Часть первая: «Мужаться посоветовал Янукович, а не Ахметов»

Расскажите про то, как якобы у вас Петевка от имени Балоги десять миллион ов «отступных» требовал.

Нынешней весной, когда все улеглось немного, брат Вася говорит мне: «не верю, что ты еще кого-то интересуешь, ты ведь даже не депутат уже». После этого – находит Балогу, они встречаются, брат отзванивается: «Невероятно! Он в таком настроении! Виктор Иванович готов тебе сейчас работу предоставить, квартиру в Киеве». «Не верится что-то», - отвечаю. «Передал: пусть Иван поздравит Васю Петевку с избранием на мэра, пусть о встрече договорятся». Это подколка, конечно, была – мы ведь боролись с Петевкой, в свое время. Ну, я поздравил – он пообещал набрать, как будет в Киеве.

Вы в «Борисе» тогда лежали?

Да, в «Борисе». Петевка предложил встретиться в районе Бессарабки. Я ему: «Вася, если можно, давай поближе, я от больницы дальше ста метров не могу отойти». «Без проблем», - подъезжает на машине, выхожу ему навстречу…

У Петевки, как у многих бизнесменов, знаете, жестковатая такая манера общения…Разговор коротким получился, он с комплиментов каких-то начал, мол, нет ко мне претензий, это все политика исключительно, раньше они боялись мне помогать – теперь могут…Затем: «Десять лимонов. Пять – на указанный счет и пять наличкой». «Десять чего?» - переспрашиваю. «Десять миллионов долларов, - спокойно так, - понятно, у тебя их нет, но ты – член команды большой, пусть соратники заплатят».

Где же тут Балога?

Петевка четко сказал: «Мы с Виктором сидели, советовались: мы с дедушкой Бенцой - прокурором области – решим вопрос так, что тебе даже в суде не надо будет появляться».

Меня шатнуло, будто пьяного. «Созвонимся?». «Ага», - на «автомате» отвечаю, а сам потихоньку к больнице пячусь. Прошел пару метров – догоняет меня помощник Шуфрича Черепаня, спрашивает: «чего тут гуляешь? Я, вот, к тебе еду». Я рассказал ему, конечно, о случившемся.

Уколов мне штук шесть вечером сделали, все никак заснуть не мог, а спозаранку с самого в двери грохочут – следователи УБОПовские приехали. Набираю Петевку: «Вася, это у нас на таком уровне разговоры, да? Следователей сразу?». Он отверчивается как-то… Сначала, признаться, у меня желание было чисто по-мужски сказать Петевке: «Пошли вы со своей «помощью!», то теперь, когда понятными стали их «условия»…

Сам я в прокуратуру, очевидно, не обратился бы, но, когда меня представитель ГПУ спрашивает: «чего вы хотите, чтоб на человека этого, взятку требовавшего, уголовное дело завели?», «нет, - говорю, - хочу, чтоб мое дело непредвзято рассматривали, чтоб забрали его в прокурату любой другой области, без разницы какой, чтоб оценили по-настоящему».

Короче, написал я заявление, но они, что называется, «съехали с темы». Петевка заявил: я, мол, больной человек. Комментариев Виктора Ивановича не услышал, к сожалению, до сих пор.

Позвонили бы Балоге – спросили напрямую.

После своей отставки я единственный раз с ним общался, он еще отметил для него принципиально, чтобы с моей головы волоска не упало. Тогда, мол, закарпатцы убедятся: цивилизованная преемственность власти существует. Это, кстати, в присутствии Шуфрича происходило.

Балога отнюдь не беден, не верится, что он просто решил на вас «подзаработать». Может, это месть своеобразная за Мукачево?

Не знаю, сложно судить про человека, имеющего такие «тылы».

Неужто у Медведчука-Суркиса для вас десяти лимонов не нашлось? Закрыли б вопрос и, действительно, дело с концом.

Я бы никогда на это не пошел! Еще год назад там был чисто политический подтекст – иллюстрация лозунга «бандитам – тюрьмы». Ушла эта мишура – они предложили «решить сами», то есть за деньги.

А руководству, конечно, довел информацию: такая вот ситуация, не лезущая абсолютно, как говорится, ни в тын, ни в ворота, вынуждает меня переходить в плоскость публичного противостояния.

Но когда вас из тюрьмы выпускали, верховные эсдеки вносили залог, верно?

Да, 500 тысяч гривен, по решению исполкома.

Почему против вас давал показания известный криминальный авторитет Паульо?

Показания-то там смешные… Помните, какими методами их при Сталине выбивали? Часто даже физического насилия не требовалось, элементарно – ломка психологии.

Паульо, переломали?

Не тянет он на авторитета, я говорил уже. Так, мелкий хулиган, больше щеки надувает…

Понты гоняет?

Это вы сказали!

Насчет показаний… Он начал их давать месяцев через 7-8, как в СИЗО отсидел. Во-вторых, после того, как его из Закарпатского перевели во Львовское, откуда он вернулся уже вполне готовый к таким вещам…. Слухи разные ходили.

Говорили, через родственников на него давили. К Паульо жена на свидание приехала, возвращалась – попала в жуткую автокатастрофу. Выжила, но ему это преподнесли как «предупреждение». На суде он так и сказал: «Это от Ризака меня запугивают». Я в лоб: «Считаете, я мог такое сделать?». «Нет, не считаю», - тушуется…

Еще рассказывали: оперуполномоченные подвергали его специальной психологической обработке… Смотрю на него, он вроде как зомбированным стал – показания «на автомате», заученным текстом выдает. Жаль его чисто по-человечески.

Между прочим, он был членом вашей команды. Равно, как и Чубирко.

Иван Чубирко просто работал в штате, а Паульо – советником на общественных началах, не более...

… Вы, вот, про советников моих спрашиваете, про сотрудников... У нас был такой огромный штат! Мог ли я за всеми уследить? Говорят, еще силой в эсдеки кого-то привлекали. Слушал Томенко: будто мы принуждали селян в партию вступать. Глупости! Когда Закарпатье без денег прозябало – на бесплатной солярке, за счет Суркиса и Медведчука, поля вспахивали. Эти комбайнеры потом за честь чтили с Виктором Владимировичем на съезде рядом сфотографироваться, хоть рядом постоять…. Оформлять их членами партии не успевали!

Вы немало удостоверений губернаторским советникам незаконно выдали. Это, кстати, одна из претензий к вам правоохранительных органов.

Паульо на суде сам признавал: удостоверение – лишь корочка.

Он много сделал для футбола, это безусловно. Одно время – был в нашей партии, потом вышел…. Бизнеса общего я не имел с ним никогда.

Как он попал к вам?

Как президент футбольного клуба. Для Закарпатья высшая лига – это уровень.

Извините, за Паульо тогда уже шлейф определенный имелся. Ему, в частности, приписывали организацию побоища на стадионе «Авангард», во время мукачевских выборов.

Когда «Авангард» начался, я собрал всю коллегию УВД области – каждого хотел выслушать. Все признали: милиционеры действовали, мягко говоря, по беспределу, они, мол, оборотни в погонах…

Ага, прям по собственной инициативе милиционеры там драку затеяли!

Да, команду кто-то давал… Балога на митинге еще про Беслан что-то говорил…

По «Авангарду» следователь закрыл дело в связи с отсутствием состава преступления и не предъявил обвинения ни одному человеку – ни Паульо, ни Ищенко, которого тоже задержали. Пропали все пистолеты, автоматы, биты, бандиты и т.д. и т.п. Всё! Миф развеян раз и навсегда.

Все-таки это далеко не главный вопрос по Мукачево. Срыв выборов не мог произойти без санкции высшего областного руководства, каковым вы тогда являлись…

Понимаете, это очень специфический город… Там всегда были свои группировки, делившиеся приблизительно по микрорайонам. Чужаков они страшно не любили, а меж собою… По выходным на главной площади разборки устраивали: стенка на стенку буквально. И это в те еще времена!

Когда перед выборами, «НУ», по просьбе Балоги, привезла туда людей «спортивной внешности» из Львова, в том числе, естественно, у местных это вызвало протест. Условная «группа Паульо» поддерживала как бы от власти кандидата, но все вместе мукачевцы были против чужаков.

«Наша Украина» полезла в монастырь со своим уставом?

Считаю, привлечение посторонних, пусть даже «во благо», как он считал, стало серьезной ошибкой Балоги, его невзлюбили после этого.

Напоминает провокации в Сваляве, организацию которых вам тоже инкриминируют.

Да, когда нардеп Каменяш, без согласования с местным штабом «НУ» привез «спортивных» откуда-то с Тернопольщины, ситуация, логично, взорвалась… Кстати, по бумагам они вообще «на экскурсию» двухдневную прибыли. «Крайним» теперь меня сделали.

А избиение народных депутатов, побоища на участках, замена избирательной документации… Тут вы тоже ни при чем?

Где это было? Хоть что-то доказали? Вы лично видели, как депутатов били?

Безсмертный, к примеру, головою вниз летел со второго этажа мэрии, Павленко в драке руку сломали.

Насчет Павленко у меня своя версия…. По крайней мере, в Киев он со здоровой рукой улетал…

Вы, вот, одно, говорите, а у меня своя версия. Помните, на каждом участке у нас по два нардепа присутствовало. Честно, для меня это откровением стало: почему к таким малозначимым в масштабе страны выборам такое внимание. Понял позже,услышав высказывание Тараса Стецькива в одном из эфиров: «на вотчине Медведчука нужны хоть маленькие, но победы». Не выборы, а п-о-б-е-д-ы!

…Скажу вам сейчас, чего прежде никому не говорил: когда я шел губернатором, мы встречались с Балогой, долго разговаривали, он просил меня идти губернатором вместе с Иванчо, одно из условий – не проводить выборы в Мукачево аж до 2006-го года. Я сказал тогда: «это, конечно, незаконно, но объявить я не смогу, даже если б хотел. У тебя все равно все депутаты подконтрольные в горсовете, за исключением группы Чубирко». Чубиркоя и не знал-то тогда почти. Так что, когда они их объявили, я удивился очень. Советовал: раз Петевка так хочет – поставьте его исполняющим обязанности, пусть руководит.

Чубирко не знали? Он ведь родственник Медведчука, муж сестры Оксаны Марченко.

Более того: мама Петевки и бабушка Чубирко – родные сестры. Враждовали они потом между собой страшно. Могу назвать пару примеров из сельской жизни, как они, скажем, скот делили, сено, когда Иван с Василием стали воевать…

Вы утверждаете, что не собирались никуда выезжать, но зачем тогда ваша жена просила недавно политического убежища в РФ?

Когда приняли решение о милицейском приводе меня в суд, об изменении меры пресечения на заключение под стражу, несмотря на наличие справки о больничном, у нее нервы просто не выдержали – подала заявление, но ей объяснили, что просить можно только находясь на территории РФ.

Если я не выехал до сих пор, сейчас подавно не поеду… Хотя, если такие, как Балога, занимают высшие посты, надо, наверное, подумать, можно ли жить в такой стране…

Антагонизма к главе СП в ваших словах, тем не менее, не чувствуется.

Скажу, как физик: если явление «исходит» сверху, это одно, но, если отдельные люди используют его в корыстных целях, это, полагаю, подло.

…Я не знаю, чем закончится мое дело, трудно прогнозировать. Несмотря на болезнь, добросовестно посещаю все судебные заседания – ни одного не сорвал. После всего случившегося, признаюсь, мечтаю создать правозащитную организацию – если с людьми моего уровня такое случается, представляю, что с «простыми смертными» творят.

Самое серьезное ваше обвинение – доведение до самоубийства ректора Сливки.

Какое самоубийство?! Убийство совершенно очевидно – Закарпатье все об этом шумит. Можно разве представить, чтобы человек с разрезанными венами, встал из ванной, заколол себя кухонным ножом, потом лег снова в ванну и там умер? Прокуратура «вцепилась» лишь в одну версию, хотя есть вторая – бытовая, так сказать, но ее даже не рассматривают.

П.С.Учитывая общую тональность интервью, «Обоз» готов предоставить возможность высказать свою позицию всем фигурантам данной истории

Соня КОШКИНА

фото Дима Богданов/ОБОЗ