УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Иван Ризак – перпетуум-мобиле Балоги

Иван Ризак – перпетуум-мобиле Балоги

«Дело губернаторов» - неофициальное название процессов против Колесникова, Кушнарева, Тихонова, разворачивавшихся в прошлом году. Наделав немало шуму, все они, в итоге, увенчались «хэппи эндом». В качестве моральной сатисфакции, фигуранты получили депутатские мандаты и всеукраинскую известность.

Еще одному гонимому - Ивану Ризаку, повезло меньше – с судебными тяжбами он разбирается до сих пор. Причем перспективы тяжб довольно мрачноватые. Инкриминируют ему целый «букет»:

- доведение до самоубийства ректора Закарпатского университета Сливки;

- злоупотребление служебным положением;

- взяточничество;

- незаконную выдачу удостоверений губернаторских советников;

- организацию массовых беспорядков в Сваляве;

- и уж совсем анекдотическое – махинации с оплатой счетов мобильной связи.

«Взялись» за экс-главу Закарпатья еще весной 2005-го. Перипетии дела изрядно тогда веселили политбомонд. Главным образом – благодаря Нестору Шуфричу и Тамаре Прошкуратовой, истово боронивших однопартийца от атак силовиков прямо на больничной койке. Дабы Ризака, среди ночи, не уволокли в неизвестном направлении (точнее – в СИЗО), Прошкуратова приковала себя к нему наручниками, а Шуфрич, отстаивавший их перед толпой «беркутовцев», заработал сотрясение мозга. Это, впрочем, не помогло: Ризака все равно «закрыли». Потом, правда, по причине слабого здоровья, выпустили. Затем снова «закрыли». Одной из причин, логично, стало отсутствие серьезной политической «крыши».

Повторно попав в заключение, Ризак взывал к помощи тех же Бориса Викторовича, Евгения Петровича, Виктора Николаевича. Предметного ответа, даже от всесильного Рината Леонидовича, так и не получил. Неудивительно: ведь он эсдек, а Партия регионов, ох, как не любит эсдеков, считая их главными виновниками своего «пролета» в 2004-м.

Из темницы его выпустили аккурат после отставки с поста Секретаря Совбеза Петра Порошенко, что дает основания некоторым симпатикам Ризака делать скверные намеки на косвенную заинтересованность «нашеукраинца» в злоключениях Ивана Михайловича. Сам Петр Алексеевич это, естественно, отрицает. «Мои неприязненные отношения с Пискуном (возглавлявшим тогда Генпрокуратуру – С.К.) не были ни для кого секретом. Зная об этом, поверить в подобные сказки, может только глупец», - прокомментировал он «Обозу».

Впрочем, в «оранжевой» среде у Ризака есть другой «симпатик» - Виктор Балога. История их непростых отношений тянется еще со времен совместной работы в Закарпатье. Тем не менее, после первой же атаки на Ризака за подмогой его родственники обратилисьименно к Балоге. Виктор Иванович обещал содействие, но де-факто от процесса отстранился.А уже через пару месяцев его представитель – Петевка, предлагал Ризаку «закрыть вопрос», заплатив десять миллионов долларов. Так, по крайней мере, поведал нам в интервью сам Ризак.

Отказавшись выдать «отступные» он, как уже упоминалось, вновь очутился в заключении. Оттуда вынужденно перекочевал в кардиологию депутатской клиники «Феофания». Поправляя здоровье, он сейчас коротает время изучением собственного многотомного дела. При этом исправно посещает судебные заседания. «Мне в СИЗО один умный человек сказал: адвокаты – хорошо, следователи – тоже, но свое дело ты сам должен знать, каждую букву через себя пропустить», - пояснил он «Обозу», заставшему его над стопкой бумаг с многочисленными пометками.

Историю про десять миллионов Ризак предал огласке, в том числе направив письма Александру Морозу и Виктору Януковичу. Последний его даже принял, выслушал и, пообещав способствовать устранению из дела "политической составляющей",  рекомендовал «мужаться».

Иван Михайлович послушался – держится молодцом, забавно шутит над своими обвинениями и даже выглядит лучше, чем год назад – может похвастаться легким румянцем. Признается: мечтает создать правозащитную организацию. «Если с людьми моего уровня могут такое творить, то я себе представляю, чему простые смертные, так сказать, подвергаются», - говорит Ризак.

Логично, кроме обстоятельств его собственного дела, контактов с друзьями и недругами, «Обоз» подробно расспросил Ивана Михайловича и о «давно минувших днях» - событиях в Мукачево. Ответы приятно порадовали долей сенсационности. Полный текст интервью ожидайте в ближайшее время.

Соня КОШКИНА