УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Анатолий Кинах: "Нам надо достойно пройти испытание властью"

1,1 т.
Анатолий Кинах: 'Нам надо достойно пройти испытание властью'

Считается, что отличительная черта интеллектуала - умение говорить сложноподчиненными предложениями. Кинаху такие предложения даются без труда, он и цифры (до десятых долей процента) умудряется держать в памяти. Чувствуется, что владеет ситуацией во всех сферах экономики. Еще будучи премьер-министром Украины, Кинах сравнивал себя с толковым менеджером, который заключил контракт с Президентом. Он и в новом правительстве играет ту же роль: видит Кабмин большой командой профессионалов и говорит от имени команды. Еще одна примета хорошего менеджера: мы встретились в конце рабочего дня, но не чувствовалось, чтобы он устал. Говорил как всегда четко и сдержанно. И все-таки от менеджера, даже очень хорошего, Кинаха отличает важная деталь: он не «делает карьеру» в правительстве, а на разные аспекты власти смотрит как философ. Такое впечатление сложилось после нашего разговора.

Правительство все еще работает пожарными методами

- Анатолий Кириллович, полгода, как новое правительство «у руля». О допущенных им промашках и успехах уже сказано многое. Но интересен взгляд изнутри. Как считаете, со всем ли справились из намеченного на первое полугодие?

- Нужно вначале понять важную вещь. Правительство начало свою деятельность в сложных условиях, когда экономика в полной мере ощущала на себе последствия того политического противостояния, которое имелось на президентских выборах. Предшественники принимали популистские решения - ни социально, ни экономически не обоснованные. Это в сочетании с коррупцией, теневой экономикой, фактами силового давления на бизнес привело к снижению объемов производства. Объем ВВП начал снижаться с сентября прошлого года. Плюс огромный скрытый дефицит бюджета, по разным методикам - до 27 миллиардов гривен. Были уже признаки высокой инфляции. Правительство начало работать в чрезвычайных условиях. Надо было сбалансировать бюджет, принять ряд важных решений в контексте социальной политики, борьбы с бедностью.

- Выходит, задачи на первое полугодие выполнены: пенсии повышены, инфляция снизилась к лету. Есть ли вещи, которые вызывают у вас беспокойство?

- Да, сегодня Украина продемонстрировала хороший результат. Но в то же время я обеспокоен тем, что правительство до сих пор не вышло на уровень системной работы. Оно продолжает работать пожарными методами, а не на основе технико-экономических обоснований, четких системных решений. Упреждать проблему нужно исходя из прогнозов, а не тогда, когда она образовалась.

- Надо понимать, что именно из-за «пожарных методов» произошли все недавние потрясения: мясной и бензиновый кризисы, ревальвация гривны, подорожание сахара и так далее?

- Бюджет-2005 принимался без необходимого уровня диалога между властью и бизнесом. Мы хаотически вторглись в вопросы налогообложения, инвестиционной деятельности. Нельзя было, например, вводить НДС на инвестиции в виде основных фондов, ухудшать условия доступа к упрощенной системе налогообложения (за этим миллионы и миллионы рабочих мест - малый и средний бизнес). Само собой, нельзя было решать сложнейшие проблемы рынков нефтепродуктов или продовольствия методами поиска врагов или ручного управления экономикой. Парадокс, когда страна, имеющая 60 процентов ВВП от экспорта, резко проводит ревальвацию гривны - снижая конкурентоспособность экспортеров. Из этого надо делать очень серьезные выводы. Ряд вопросов надо поправить «на марше» - во втором полугодии, и очень серьезно отнестись к формированию бюджета на следующий год, создав условия для развития инвестиционной составляющей нашей экономики.

За «Криворожсталью» последует Черноморский судостроительный?

- Кстати, об инвестициях: история с реприватизацией, пожалуй, затянулась. Складывается впечатление, что даже в правительстве нет единого мнения на этот счет, а инвесторам как раз требуется определенность.

- Я хочу подтвердить, что ни Президент, ни правительство уже никогда не допустят, чтобы в стране произошел очередной передел собственности за рамками законов и честной конкуренции. Инвесторы четко говорят нам: «Уважаемые украинцы! Частные инвестиции придут к вам, только когда у вас будет необходимый уровень безопасности бизнеса, защита прав собственника, инвестора, равноправная конкуренция, прогнозируемые, стабильные и прозрачные правила игры». Да, в приватизации очень много проблем. Но я повторяю: нет списка предприятий, запланированных к реприватизации. Есть список проблемных вопросов на том или ином предприятии. На «Криворожстали» явно была занижена стоимость в момент приватизации - на сотни процентов. Нужно отстаивать интересы общества и закона, что мы сегодня и делаем. На другом предприятии - Черноморский судостроительный завод - инвестор не выполняет обязательств. Одно из основных условий, ставившихся перед ним, - возобновить работу предприятия по основному профилю - строительство судов и кораблей. Сейчас видно: там явные проблемы. Мы будем вести жесткий мониторинг. Если окажется, что инвестор несостоятелен, мы поставим вопрос о расторжении договора купли-продажи. Но надеемся: инвестор все-таки обязательства выполнит, и мы готовы ему в этом помочь. А, например, на ровенском «Азоте» - Николаевском глиноземном все в порядке. Так что в добрый путь! Масса ситуаций, которые требуют рассмотрения, и каждое решение должно быть в рамках действующего законодательства, вне зависимости от фамилии собственника и политической расцветки инвестора. Во втором полугодии у нас это и должно стать приоритетом.

Украина вступает в полосу кадровых перестановок

- Еще один скользкий вопрос. Российские политологи, например, считают, что самое уязвимое место новой власти, которое, несомненно, скажется на выборах-2006, - это кадровые назначения в регионах. Некоторыми народ очень недоволен. Как такое могло получиться и что теперь делать?

- Когда в прошлом году мы объединились в рамках коалиции «Сила народа», я как руководитель Партии промышленников и предпринимателей настаивал: после победы мы проводим кадровую политику на основе профессионализма и моральности кандидатов, не зависимо от политических убеждений. Это очень непросто. И первая кадровая волна, к сожалению, несла в себе очень много обязательств - политических и личных. Я думаю, очень негативно повлиял при формировании структур власти «квотный принцип». Но качество кадров мы переосмыслим. Президент в этом вопросе действует четко и решительно. По его поручению сформирован ряд показателей для оценки работы руководителей всех уровней, начиная от правительства и заканчивая губернаторами, главами райадминистраций. При этом упор делается не на абстрактные показатели. Вопрос ставится четко: сколько создано рабочих мест на той или иной территории; как обстоят дела с медициной, образованием, культурой; как меняется реальная заработная плата - есть ли долги; что делается с экологией: какие результаты у жилищно-коммунального хозяйства. Это касается жизни каждого человека. Людей не интересуют наши победные рапорты о росте экономики. Сейчас эти показатели анализируются и там, где допущена кадровая ошибка, будут найдены более эффективные решения. Так что можно говорить о начале второй кадровой волны. Причем это не должно быть одномоментной кампанией, это должно быть постоянной кадровой политикой. Мы должны формировать власть, работающую в интересах людей.

P.S. «Все упущения в работе правительства - это проблемы роста, - сказал Анатолий Кинах напоследок. - Мы выходим из очень сложного состояния, в том числе с точки зрения духовного, морального здоровья. Тот уровень противоречий, который искусственно нагнетался между востоком и западом, запугивание людей, чувство неуверенности в завтрашнем дне - это те проблемы, которые нам нужно решать вместе с экономикой. И с этой точки зрения на нас лежит огромная ответственность. Я часто повторяю своим соратникам, что революция - дело очень сложное, но испытание властью еще сложнее. И надо достойно пройти это испытание. Нужно завоевать доверие людей умной кадровой политикой, прозрачными действиями власти, верховенством закона, реальным ростом уровня жизни... Это очень большая ответственность».

Андрей ХРУСТАЛЕВ, "Комсомольская Правда"