УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Забрать и поделить!

987
Забрать и поделить!

Через два месяца после неожиданного для многих назначения на должность председателя правления компании, главы Конгресса украинских Националистов Алексея Ивченко, уже очевидно, что новый менеджмент пришел в «Нефтегаз» всерьез и надолго. Кроме того, уже первые шаги Ивченко на новой должности показали: наряду с преемственностью в осуществлении политики компании, направленной на диверсификацию источников сырья и преодоление энергозависимости Украины, государственный менеджмент НАК «Нефтегаз Украины» будет еще более жестко отстаивать национальные интересы государства.

В первую очередь, это касается сотрудничества с Россией и реализации планов украинского руководства по созданию Газового альянса. Также достаточно весомо прозвучали обещания Алексея Ивченко не пускать на внутренний рынок газовых трейдеров, сделать все для стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов и не передавать управление госпакетами акций нефтеперерабатывающих заводов Фонду госимущества.

Позиция главы НАК «Нефтегаз Украины» основывается на необходимости контроля 30%, а лучше 50% рынка нефтепродуктов путем переработки нефти собственной добычи на собственных заводах с последующей продажей их в собственной сети АЗС.

Таким образом новый менеджмент «Нефтегаза» исторически подошел к тому, на чем остановился предыдущий – создание вертикально интегрированной нефтяной компании.

Как известно, в НАК «Нефтегаз Украины» находится более 43% акций Кременчугского НПЗ, Шебелинский ГПЗ и контрольный пакет Укрнефти, имеющей к тому же собственную сеть АЗС. То есть де-факто ВИНК существует, но юридически она не оформлена. И вот, оформить ее юридически (в отличии от предшественников, считавших, что это необязательно) и будет главной задачей Алексея Ивченко, поскольку без этого весеннее и осеннее повышение цен на бензин в Украине будет наблюдаться с неизбежностью наступления этих сезонов. И никакие административные методы, включая «выкручивание рук» импортерам и обвинение всех подряд в картельном сговоре, не помогут.

Однако на пути юридического оформления вертикально интегрированной нефтяной компании руководству украинского нефтегазового монополиста предстоит преодолеть немало трудностей. Начиная с выяснения судьбы 25% акций НПК «Галичина», утверждением в госсобственности контрольного пакета Кременчугского НПЗ и развития собственной сети АЗС, поскольку в настоящее время основа ВИНК - «Укртатнафта» не имеет ни одной заправки (!).

И первый шаг Алексей Ивченко уже сделал. На пресс-конференции во Львове он заявил, что НАК "Нефтегаз Украины" хочет вернуть в госсобственность 70% акций "ЛиНОС" и 18% акций "Укртатнафты". По словам Ивченко с первых дней своего назначения, он «предоставил иски и письма во все инстанции, в том числе на президента, на премьера, на генеральную прокуратуру и так далее, относительно незаконной приватизации 18% пакета акций Кременчугского НПЗ. «Незаконной потому, что эти пакеты акций - 2 по 9% были получены преступным путем, оплачены векселями, которые были незаконным и неадекватным путем завезены в Украину, не зарегистрированы на таможне, выведены в оффшорную зону, а потом перепроданы так называемым добросовестным приобретателям, которой оказалась та же татарская сторона, которая имеет сегодня другой пакет акций и таким образом контролирует около 58%».

Алексей Ивченко сообщил, что по этим 18% он ведет очень интенсивные переговоры в том числе с татарской стороной и надеется, что вопрос будет урегулирован и 18% акций или, если будет найден какой-либо другой компромисс немного меньше, будут абсолютно законным путем возвращены в собственность государства.

Таким образом, НАК сможет получить на этом предприятии контрольный пакет акций 50%+1 акция, и по крайней мере один завод будет находиться под контролем государства.

Впрочем, минусы отсутствия этого контроля Алексей Ивченко успел почувствовать уже в первые месяцы своего хозяйствования в «Нефтегазе». «У нас постоянные проблемы с татарской стороной, государство не имеет большинства в наблюдательном совете, поэтому не может полноценно влиять на процесс принятия решений», -з аявлял он ранее журналистам.

Вполне возможно, что «некоторые» сложности с контролирующей де-факто «Укртатнефть» татарской стороной возникли после приостановки Алексеем Ивченко лоббируемого именно главой Наблюдательного совета компании Равилем Муратовым проекта модернизации и реконструкции Кременчугского НПЗ стоимостью $1,6 млрд.

Теперь вместо кулуарных «договоренностей» с ощутимо завышенными ценами будет объявлен открытый тендер для привлечения к модернизации инвесторов и с возможностью значительного снижения стоимости проекта (и как следствие, - интереса к нему со стороны тех, кто пытался на этом заработать).

С другой стороны, определенная часть татарских акционеров вполне устраивает и нынешнее функционирование Кременчугского НПЗ в качестве «дойной коровы» или сырьевого придатка для экспорта как светлых, так и темных нефтепродуктов, в первую очередь мазута. Не секрет, что в последние годы это является устойчивой статьей доходов татарстанских бизнесменов, предпочитающих иметь дела с оффшорными компаниями.

Продавать мазут, вместо того, чтобы производить из него продукты нефтехимии (для чего, собственно говоря и планируется модернизация НПЗ) это тоже самое, что торговать дровами из карельской березы, вместо того, чтобы делать из нее мебель. Но наверное, здесь главное не «зачем», а «кому и за сколько».

Не случайно именно за плохое корпоративное управление и непрозрачность компании одного из акционеров «Укртатнафты» - компании «Татнефть» постоянно вызывают вопросы международных рейтинговых агентств, в частности S&P, отказавшей ей осенью 2004 года в повышении рейтинга.

Также можно вспомнить скандал, когда в феврале прошлого года правительство Турции назвало победителем конкурса на 65,8% акций Tupras консорциум аффилированной с «Татнефтью» немецкой Efremov Kautschuk и турецкого концерна Zorlu. Однако профсоюзы Tupras выступили против продажи и оспорили сделку в суде.

Эксперты S&P установили, что победившая на торгах в Турции Efremov Kautschuk была названа аффилированной с «Татнефтью», но не была консолидирована в ее отчетах.

Тогда же в ходе проверки финансовой отчетности западные эксперты выявили некоторые необычные сделки, природа и цель которых неясны.

Поэтому не удивительно, что по данным Гостаможслужбы Украины та же Efremov Kautschuk GmbH вместе с Winston Investments Group ltd и являются основными покупателями украинско-татарских нефтепродуктов, причем по явно заниженной цене.

Подобная «прозрачность» в действиях представителей Татарстана, равно как и их реноме, неизбежно порождают слухи о покупке Кременчугского НПЗ разными сомнительными личностями, такими как известные российско-британско-израильские "бизнесмены" братья Черные (Trans World Group), будто бы выкупившими у «Татнефти» контрольный пакет американского офшора SeaGroup International, владеющего 9,96% акций «Укртатнафты».

И вопрос даже не в том, решатся ли украинское правительство и НАК «Нефтегаз Украины» модернизировать Кременчугский НПЗ или будут просто пытаться юридически оформлять ВИНК вопрос возвращения в госсобственность утраченных в результате разгильдяйства и безответственности предыдущей власти 18% поистине «золотых» акций крупнейшего в Украине нефтеперерабатывающего завода, может быть не менее важен, чем возврат «Криворожстали». В конце-концов меткомбинатов и стали в Украине хватает, а вот НПЗ – нет.