УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Новый министр – оправдает ли доверие?

Новый министр – оправдает ли доверие?

Украина получила 15-го по счету министра здравоохранения. 15 министров за 19 лет – не рекорд. Руководители экономической отрасли сменялись в два раза чаще. И столь резкое назначение также не является чем-то из ряда вон выходящим. Более того, для людей знающих Илья Емец перестал быть темной лошадкой еще недели две назад.

Зиновий Мытник также был осведомлен о своем смещении, более того, он был готов к неизбежному еще в самом начале своей министерской карьеры. Уж больно славно удалось погулять на посту зама главы МОЗ Украины правительства Тимошенко, уж больно широко слава о гульбе разошлась. Проверка финансово-хозяйственной деятельности Минздрава за период с 1 января 2008 по 18 ноября 2009 года выявила не просто растраты, а факты колоссального и циничного воровства, четко и безапелляционно классифицируемые статьями УК Украины.

ГлавКРУ и Счетная палата обнародовали документы, согласно которым члены Кабмина растащили около пятидесяти миллионов гривен, выделенных на лечение больных. На самом деле, преступления медицинской мафии намного более значительны – к примеру, в 2009 году в ТЭО закупки медпрепаратов для онкобольных были включены лекарства на сумму в 24 миллиона, которых нет в Формулярном справочнике по использованию лекарственных средств в онкологии. Только в первом полугодии 2009-го таких препаратов было приобретено на сумму в 16 миллионов гривен.

Естественно, что Зиновий Николаевич не мог не знать об этом поражающем воображении воровстве. Более того, под многими документами стоит его подпись. Да и как иначе – в 2009 году Мытнык был… главой тендерного комитета Минздрава. Вопрос о целесообразности назначения министром человека с таким удивительным прошлым поднимался не только оппозицией, но и главой Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Татьяной Бахтеевой. Однако Мытник хоть и не памятник, да кто ж его… подвинет?

За спиной министра суровой тенью нависал его покровитель, до «перехода на старую Конституцию» остававшийся если не всесильным, то уж наделенным широчайшими полномочиями – точно. Но времена переменились и произошло то, что произошло. Посчитать нынешнее назначение спонтанным может, пожалуй, лишь полный романтик, либо не вполне здоровый человек. На эмоциях совсем недавно была уволена глава Минзрава Калининградской области Елена Клюйкова в России, на эмоциях был изгнан со своего поста министр Ульяновской области Никляев - в той же России. Вот это – примеры эмоциональных и зачастую необдуманных решений (в Калининграде, к примеру, найти нового министра долго не могли). Эмоциональность в действиях главы украинского государства отсутствует напрочь. Это четкий и выверенный шаг. И такой шаг предполагает отдачу от назначенца. Однако имеется несколько «но».

«Но» номер раз – совершенно неизвестно, как поведет себя на посту министра Илья Николаевич Емец. Это не тот человек, которым можно «заткнуть дырку».

Он - хирург, а хирурги, так уж повелось - особая каста. Люди, ежедневно спасающие жизни, со временем начинают смотреть на мир несколько иначе. Емец - не руководитель пионерлагеря, как Поляченко, не разваливатель областных тубдиспнсеров, как Князевич. И главное - он не вор, а врач. Из корпуса-развалюхи на территории Охматдета Илья Николаевич создал первоклассный медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии. Возводил центр Емец вместе с крупным отечественным строителем, на которого после завершения работ наехало КРУ. Наехало всерьез, но… осталось ни с чем. Оказалось, что на строительстве НИЧЕГО не украли. Ровным счетом ничего. В Красную книгу Украины вносить нужно за такие странности. Не по-украински как-то – ничего не украсть у больных.

Руководитель строительства как жил в "хрущевке" на Печерске, так и остался там жить – не сменил пару десятков метров на домик в Конча-Заспе. А Емец приступил к тому, чем занимался всю жизнь – начал спасать людей. Он – не марионетка по жизни, и в этом может скрываться мина замедленного действия для тех, кто его «продвинул».

Второе весьма положительное «но» – место его рождения. Емец - сибиряк и стоит вне Западной или Восточной Украины, стоит он как бы над нюансами, определяющими приверженность тем или иным «задвигам», типа «спілкуватися на симпозіумах тільки державною». Какая, в сущности, разница – одет человек в вышиванку или в косоворотку, если человек – пациент?

Третье «но» - категорическое неучастие в каких бы то ни было теневых схемах тендерных закупок. Копеек, что выделяло государство в минувшие годы на центр, хватило бы разве что на металлопластиковые окна. Емец выбивал оборудование и средства за границей, а не сидел, разинув рот и утирая слезы. При этом все его договоренности с компанией Philips, поставляющей новейшее оборудование для Центра, – прозрачны.

Емец работал ВНЕ системы, где откат и стяжательство стало нормой жизни. Пока он создавал свой уникальнейший центр, кто-то разваливал институты, разгонял кафедры и увольнял специалистов. Пока он созидал, кто-то уничтожал крохи, доставшиеся в наследство от Союза. Он оперирует двухдневных малышей и является ЕДИНСТВЕННОЙ надеждой для сотен мам. Он впервые в Украине внедрил в практику пластические операции на клапанах сердца без использования искусственных протезов. Мне довелось наблюдать однажды операцию на крохотном сердечке, исполняемую Емцем, – из здоровой ткани он создал своего рода «латку», которую поставил на сердце, потом маленькими элетродами мотор пациента был запущен… Он умеет делать чудеса. Вполне возможно, что нашей издыхающей медицине давно такой человек требовался – по-настоящему свежий, новый, пробивной и позитивный.

Единственным, на первый взгляд безоговорочным, аргументом оппонентов Ильи Николаевича является его «запачканность» Украинским медицинским союзом. Грамотные люди проводят параллели с господином Литовским. Ошибаются грамотные люди. Емец вступил в этот союз вовсе не для того, чтобы чья-то рука начала мыть его руку. Скорее, его туда втянули, дабы у УМС было бы красивое украшение в виде честного и талантливо работающего хирурга. С вышеупомянутым гражданином Литовским нынешний министр, в отличие от некоторых предшественников, никаких дел не имел и не имеет.

Однако честный человек на данной должности имеет лишь два пути – он либо сломается, либо станет разрушать старую систему. Просто латать дыры в здравоохранении не имеет смысла – нужно разрушать, ломать, рвать с корнем. Реформы ради реформ не оживят труп того, что было когда-то лучшей системой здравоохранения в Союзе.

Но если ты новый, честный и не утонувший по самые уши в порочном болоте коррупционных отношений, тебе нужно приходить во власть не одному. Ни в коем случае не одному, а с командой. Как пришел в свое время Иосиф Виссарионович, сметя зажравшихся функционеров.

Емец идет во власть без команды. Всем известно, если аппарат начинает саботировать распоряжения начальства (даже самые умные и чудесные) – вся работа идет насмарку. Его плюсы – честность и честолюбие, резкость по отношению к негодяям, искренняя любовь к медицине и к пациентам. Его минусы – незнание скотских схем взаимоотношений в насквозь порочной системе высшего звена МОЗ Украины. Дай Бог, чтобы сумел он сделать то, чего ждут давно сотни тысяч людей как в белых халатах, так и в больничных пижамах.

И хорошо бы, чтобы не стал Илья Емец просто «15-м министром здравоохранения»…