Кто купит власть на досрочных выборах

«Социальные ролики» Партии регионов жирной черной краской пишут на телеэкранах – выборная кампания началась. Началась скоротечная и убийственная гонка политиков. Не идеологическая, но компроматная. Никаких созидательных лозунгов. Только плохие и хорошие. Только негатив и позитив (проплаченный). Голосуй за черное и белое. Идеальная кампания для штатных разрушителей репутаций. И абсолютно бессмысленная и не «рыбная» (в плане заработков) кампания для создателей «позитивных образов».
Досрочные выборы 2007 года, на первый взгляд, практически ничем не отличаются от прошлогодних. Разве что денег в штабах украдут поменьше (все-таки кампания уместиться в три месяца). Ну, может быть, проходных мест в предвыборных списках партий продадут поменьше. Во-первых, слишком высока неопределенность («а за что платим?»). Во-вторых, потенциальные покупатели сильно разочарованы («опять платить, а когда отрабатывать вложения 2006 года?»). В-третьих, высока конкуренция среди полезных людей, которых обязательно нужно провести в парламент («кому-то партийные вожди уже должны, а кого-то планируют использовать в качестве доверенных людей на хлебных должностях в будущем правительстве»). Впрочем, непроданное количество, возможно, компенсируют качеством продаж – места в проходной части списка будут буквально на вес золота (т.е. очень дорогими для тех, кто все-таки будет платить).
Тем не менее, нынешние выборы окажутся всего лишь очередной банальной попыткой «скупить доверчивого избирателя». И денег никто жалеть не собирается. Потому что слишком высока цена проигрыша. Победитель же получает право по-новому атаковать… президентские бастионы и попытаться еще раз перераспределить реальные полномочия в свою пользу. На такой поствыборный сценарий рассчитывают сразу два ключевых игрока – Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Никаких сантиментов по отношению к Ющенко. А уж если проигрывать, то минимально. Чтобы иметь возможность участвовать в переговорах или реально блокировать «плохое» правительство через парламент. Борьба будет идти за проценты, десятые доли процентов. Борьба примитивная и жестокая. По сути, избирателя прямо спрашивают: «сколько ты хочешь за свой голос?»
Однако не этот фактор (рекламно/компроматная скупка голосов) определяет особую напряженность нынешней выборной кампании. Существует, по меньшей мере, шесть ключевых вызовов, от ответов на которые зависит будущее всех нынешних украинских политических элит. Традиционный парадокс любых украинских выборов: то, что реально волнует избирателя и на что он готов реагировать своим голосовом, нисколько не вписывается в реальную (теневую) повестку дня текущих выборов. Проще говоря, партийные вожди разговаривают с избирателем о его проблемах (зарплаты, языки, НАТО, уровень жизни, европейский выбор), но на самом деле думают о совершенно иной повестке дня (распределение должностей, стоимость министерских постов, контроль над энергосектором и прочими отраслями, принципы «откатного» государства). То, что волнует полит/элиты, совершенно не волнует украинского избирателя. Ну, разве что, в качестве добротного чтива в желтой прессе (в рубрике «кто сколько украл у государства»).
Финансировать же нужно оба направления (мистическое – для избирателя и реальное – для своих спонсоров). Равно как нужно своевременно и адекватно выстраивать свои промо-программы - теневую, (в которой реально прописаны места и цели полит/партий) и публичную (сочиненную, исключительно для покупки избирателя). Так или иначе, правдивые ответы на шесть ключевых вызовов и определят в последующем конфигурацию, устойчивость и жизнеспособность… той или иной политической коалиции, осуществляющей властные полномочия. Вплоть до 2009 (президентского) года. Это, конечно, не означает, что в нашей политике не будет больше ситуативных союзов и взаимных обвинений бывших близких союзников. Однако базовый вектор развития все же задан будет.
Вызов первый: газовый трейдер «РосУкрЭнерго» (и ее дочка «Укргаз-Энерго»). Влияние этого газового посредника на внутриполитическую жизнь Украины чрезвычайно велико. И оно (влияние) постоянно растет. Сегодня Дмитрий Фирташ едва ли не главный теневой игрок, который легко передвигает… министров и прочих влиятельных лиц. К тому же, «трейдер» в последнее время неизменно выступает в качестве мощного «спекулятивного фактора», которым пытаются окончательно разрушить репутацию президентской команды и запугать… команду Януковича (впрочем, это отдельная тема). Тем не менее, идея внедрения столь прожорливого посредника в российско-украинские газовые отношения весьма недальновидна и всегда будет давать обильную почву для информационных спекуляций. Впрочем, та политическая группа, которая наиболее жестко критикует «Росукрэнерго» (а речь, естественно, идет о БЮТе), в свое время продвигала на это «сладкое место» не менее забавного и прожорливого посредника – компанию «Итера». «Росукрэнерго» в любом случае не сможет спокойно работать, а, следовательно, двум государствам (вернее влиятельным группам в этих государствах) придется искать более мягкий и не столь одиозный компромисс уже совсем скоро. До выборов же спекуляция будет только нарастать. Не закончится она, увы, и сразу после выборов – но тогда этот фактор уже выступит в роли рычага для теневого давления в споре за места в новом Кабмине.
Отсюда второй вызов: кто и как будет формировать новый состав правительства. Вопрос даже не столько в персоналиях, сколько в базовых принципах. Можно предположить, что, скорее всего, это будет очередное «правительство теневого сговора» или (если выражаться более деликатно) «правительство тактического компромисса». Проблема в том, кто из фаворитов (особенно это касается президента) и с какими именно потерями войдет в период формирования Кабмина. Вызов крайне серьезный, так как он с умопомрачительной легкостью сможет спровоцировать либо обильные протестные настроения (в случае, повторного исключения из состава дирижеров Юлии Тимошенко), либо острый конфликт внутри исполнительной власти (если не удел опять окажется президентская команда). Виктор Янукович также не согласится с какой-либо иной ролью, кроме «премьер-министр-3». Оптимальной конфигурации, которая бы устроила всех, на сегодняшний день не существует даже теоретически.
Третий вызов: Юлия Тимошенко. Безусловно, сама по себе Юлия Владимировна - харизматичный, но в тоже время достаточно мягкий человек. Чтобы соглашаться на более/менее сносные компромиссы. Однако ее ближайшее окружение сегодня чрезвычайно напряженно и радикализированно. Возможно, окружение понимает, что «миролюбивая Тимошенко» не позволит им разыграть собственного джокера, тогда как «Тимошенко воинственная», несомненно, привлекает внимание общественных масс. Сегодня перед самой Тимошенко стоит серьезный личный вызов – «как она все-таки должна относиться к президенту Виктору Ющенко?». Ответа на этот непростой вопрос пока нет. А потому Юлия Владимировна и выступает в традиционной для себя роли «наиболее непредсказуемого ингредиента большой политики, который вполне может взорвать любую конфигурацию.
Четвертый вызов: Ринат Ахметов. Его периодически обманывают. И он недоволен своей ролью. Недоволен нарушением кулуарных обязательств, которые позволяют себе все нынешние игроки. Ринат Леонидович, судя по всему, заинтересован в более жестких игровых концепциях. Но с кем договариваться? Даже Янукович взбунтовался.
Пятый вызов является прямым следствием многочисленных информационных войн: команда Виктора Ющенко. Увы, так случилось, что практически все ключевые члены президентской команды были подвержены жестким атакам со стороны оппонентов. Эти атаки не только нанесли ущерб репутации президентских фаворитов, но вообще вывели их из серьезной организационной работы. Правда, ситуация кардинально изменилась после того, как команду возглавил Виктор Балога. Человек жесткий и амбициозный. Ему удалось превратить президентский Секретариат в полноценный центр влияния и силы. Но вот вопрос: как долго Балога продержится в роли фаворита? Не факт, что после досрочных выборов глава секретариата все еще будет определять стратегию президентской игры. Кроме того, в президентском лагере слишком много людей обиженных, но кулуарно/влиятельных, которые все еще тешат себя надеждами вернуться в большую игру. Тот же Александр Третьяков, к примеру. Что делать с их завтрашними амбициями?
Шестой вызов: Россия. Наша северная соседка пока еще не определилась, чего она хочет от Украины и какую цену готова назначить за нашу… лояльность. Неопределенность порождает двоякие интриги и прямолинейные войны, что явно вынуждает определенные украинские политические группы активно спекулировать на «российском факторе» и еще больше усиливать напряжение…











