newspaper
flag
УкраїнськаУКР
flag
EnglishENG
flag
PolskiPOL
flag
русскийРУС
img

Национальная идея: от плача к конструктивному диалогу

Национальная идея: от плача к конструктивному диалогу

Зачем нужна общенациональная идея Украине?

Поводов задуматься над проблемой более чем достаточно. Практическая необходимость проявилась в ходе избирательных компаний 2004-2006 гг., когда участники процесса и их политтехнологи изощрялись в «посланиях» обществу, не задумываясь над последствиями для страны и ее народа. Формальным же поводом послужила приближающаяся 15-я годовщина обретения Украиной государственной независимости.

Тот факт, что народ, веками мечтавший и боровшийся за свою государственность, обрел ее мирным путем, долгое время формально выполнял функцию общенациональной идеи, трансформируясь в последовательность задач, логически из него следующих: необходимость мирно распрощаться с СССР, утвердиться на международном уровне, создать институты государственной власти и политическую систему и, наконец, приступить к построению гражданского общества. Весь этот период мы жили на дивиденды идеи государственной независимости, но настало время сформулировать новые общенациональные цели, имеющие общепризнанную ценность на несколько десятилетий вперед. Уже существуют и активно используются своего рода эрзац-идеи, состоящие в призыве выбирать между Востоком и Западом, между Россией и Европой, и т. п., что не способствует ни единению нации, ни предсказуемости экономического и внешнеполитического курса Украины.

Видео дня

Анализ существующего информационного поля показывает, что вопрос национальной идеи сегодня актуален, но пока размышления вокруг этой проблемы больше похожи на плач Ярославны, нежели на тот конструктивный диалог, который может дать Украине новую точку отсчета.

Такая ситуация, очевидно, обуславливается особенностями украинского национального характера, описанного еще М. Грушевским в работе «Украинский народ» как «созерцательный индивидуализм». Иными словами, характер пассивный, хуторянский с доминирующим ощущением: «все лучшее уже было и наилучшее, что можно сделать в своей жизни – это повторить прежнее лучшее».

Таким образом, общественность осознает необходимость создания национальной идеи, однако шагов к ее формированию не предпринимает, ожидая, что кто-то придет и все сделает, как надо. Но – Кто и Как надо?

Что такое «общенациональная идея», на каких основах она может быть создана: национализм титульной нации, национальный интерес, патриотизм, «мессианская цель»?

Со времен Моисея мы ждем, что наши вожди обладают неким знанием истины о благе народа и ведут нас известной лишь им одним дорогой к земле обетованной, а в нынешних реалиях – к демократии и благосостоянию единой Европы, транзитом через ВТО и НАТО. Ошибка кроется как в излишней конкретизации целей и сроков их достижения, так и в уверенности современных вождей в масштабах народной любви и доверия.

Сегодня мы видим, что национальная идея отождествляется с идеей украинского народа. Причем понятие «украинский народ» понимается не как «люди, живущие в Украине», а как «украинцы». Это отразилось в одном из лозунгов избирательной кампании нынешнего года: «Украина для украинцев».

Однако может ли национальная идея основываться на интересах одного этноса? Будет ли она жизнестойка, если не учтет интересы других народов? Сможет ли при таком позиционировании сохранить территориальную целостность наше многонациональное государство?

Что вообще является критерием создания национальной идеи и определения украинского народа? Что мы имеем в виду, говоря «украинский народ»? Гражданина страны или национальное происхождение?

Можем ли мы существовать, игнорируя эти вопросы? И как это скажется на имидже и экономике страны?

Поскольку ныне на государственном уровне заявлен европейский вектор развития, ему нужно соответствовать. Можем ли прийти в Европу с массой национальных проблем? Примет ли она нас такими? И какой будет цена такого принятия?

Национальная идея – это не ассорти из исторических символов, привлекательных лозунгов и социальных благ в национальной упаковке, а общая цель и долгосрочная стратегия развития данного общества. Чтобы цель стала действительно всеобщей, а готовность ей следовать, невзирая на возможные жертвы, передавалась от поколения к поколению, необходимо несколько обязательных условий.

«Национальная идея» станет объединяющей и созидающей, если будет:

во-первых, транснациональной, транс­социальной и транстерриториальной, т.е. одинаково привлекательной для абсолютного большинства населения страны, невзирая на национальность, социальный статус и место жительства;

во-вторых, базироваться на системе национальных ценностей и приоритетов, историческом опыте побед и свершений, а не поражений и национального унижения;

в-третьих, отвечать духовным и материальным интересам современного общества.

Таким образом, выстраивается логическая последовательность и взаимосвязь: национальные ценности, национальные интересы и национальная идея. И только пройдя этот путь, мы сможем предложить нашей исполнительной власти сформулировать все производные: экономическая политика, внешняя политика, социальная политика, молодежная политика, система образования, оборонная доктрина и т.д. и т.п. А общество, в свою очередь, получит систему критериев для оценки эффективности деятельности всех ветвей государственной власти, с точки зрения защиты национальных интересов, приумножения национальных ценностей и верности национальной идеи.

Какие общенациональные идеи есть у других наций? Как они образовались и какую функцию выполняют?

История человечества знает множество примеров успешных и провальных формулировок национальной идеи. Среди наиболее известных: «Франция – это Я», «Германия превыше всего», «Третий Рим». Многие народы даже вставляли соответствующие высказывания в национальные гимны: «Правь, Британия, морями», «Отречемся от старого мира», «Ще не вмерла Україна». К счастью, мы не первые, кто оказался перед необходимостью формулирования или обновления национальной идеи. И каждый раз такая потребность была вызвана переломными событиями в жизни нации. Так, успешный проект исхода евреев из Египта, а заодно и освобождение от рабства, озадачил их вождя необходимостью кратко и доступно изложить новую консолидирующую идею. На ближайшие сорок лет таким заданием стал поиск земли обетованной, а после ее обретения – строительство еврейского государства. Дальнейшая трансформация национальной идеи происходила в соответствии с историческими вызовами, но всегда была направлена на сохранение нации, во-первых, и государства, во-вторых. Не даром, духовный отец современной украинской нации Тарас Шевченко так часто в своем творчестве обращался к библейским текстам, находя в них исторические аналогии в судьбах народов борющихся за выживание и самоутверждение.

Сегодня можно выделить несколько стратегий, основанных на различных национальных идеях.

1. Внешний интернационализм и внутренний национализм - приоритет национального (национализм) над территориальным (патриотизм). Примером реализации принципа подобной национальной идеи является современная парадигма еврейской нации. Объединяющим признаком выступает здесь национальная принадлежность, выраженная во взаимной поддержке (лоббировании) на транснациональном уровне, а идеологическим – идея собирания евреев всего мира ради возрождения государства Израиль (сионизм). Аналогична, по сути, концепция национального развития и государственного строительства современного Китая и, в меньшей степени, – Японии. В основе реализации национальной идеи лежит защита собственных границ при активном проникновении в другие страны, создание и поддержка национальных диаспор для доминирования в наиболее прибыльных секторах экономики стран пребывания, взаимная поддержка китайских общин за рубежом при укреплении связей с Китаем. Национальная идея выражает концепцию единого народа, независимо от места проживания и социального статуса. Концепция подтвердила свою эффективность на протяжении веков, но ставила представителей нации под удар в период национальных конфликтов, формируя образ враждебной «пятой колонны», служащей чужому государству.

2. Внутренний интернационализм при внешнем национализме. Провозглашается верность идеалам демократии, свободы и веры в бога; всеобщее равенство рас, национальностей и религий, но только внутри собственного государства. Патриотизм как основа внутренней и внешней политики основан на теории «большого котла» в формировании единой нации. Утверждаются национальные приоритеты во всех сферах деятельности. Весь мир представляет собой зону национальных интересов. Уверенность в своей правоте и силе рождает чувство мессианства. Наиболее ярко данную концепцию представляют США, «обогатившие» мир идеей «Американской мечты». Суть национальной идеи заключается в глобальном доминировании и выражается в наборе простых постулатов, среди которых: «Сделай себя сам», «Американское – значит лучшее», «Америка тебя не бросит» и т.п. Такая концепция, обеспечивает быструю консолидацию нации и мобилизацию ресурсов перед лицом внешней угрозы, обеспечивает максимум свободы для предпринимательства, переток капиталов и рабочей силы внутри страны. Она показала свою наивысшую эффективность в XX веке, но оказалась не готовой к таким вызовам XXI века как глобализация экономики, международный терроризм, отсутствие достойного противника и др.

3. Региональный интернационализм при внешнем национализме – римейк идеи Соединенных Штатов Европы в виде Европейского Союза. Национальные идеи старых европейских демократий трансформируются в наднациональную идею Объединенной Европы. Создание регионального образования с целью защиты более высокого уровня жизни внутри страны, недопущения вооруженных конфликтов внутри образования, ведения согласованной внешней политики, противодействие гегемонии США и Китая, защита европейской культуры. Провозглашая главной ценностью права человека и демократию, идея Европейского единства находится в стадии оформления и на практике тяготеет к «изоляционизму».

4. Национализм внешний и внутренний.Идеология и практика, основанная на абсолютной ценности территории, выражается в доктрине абсолютизации государства как высшей цели. Политические и общественные институты призваны обслуживать государство. Права и свободы граждан регламентируются государством, высока роль армии и полиции. Затруднены контакты с внешним миром – самоизоляция. Для удержания различных наций и народов в рамках единых правил устанавливается главный язык (государственный) для целей образования, науки, управления и функционирования армии, главная религия и назначается главная нация. Концепция присуща империям в период распада (Восточная Римская империя, Китай, Япония, Россия, Великобритания). В новейшие времена концепция была опробована в Российской империи и СССР, но, являясь сверх затратной, потерпела крах вследствие масштабных экономических кризисов. Сегодня попытки сформулировать национальную идею новой демократической России устойчиво воспроизводят приснопамятную «Православие. Самодержавие. Народность». Проект финансируется сверхприбылями от экспорта энергоносителей и уже сегодня демонстрирует свою антидемократическую направленность.

Андрей Ротовский, Президент Украинской Лиги по связям с общественностью, кандидат философских наук, доцент.

Юрий Штепа, Первый вице-президент Украинской Лиги по связям с общественностью, кандидат экономических наук, доцент.