УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Инвалиды экстремальной политики, 16 августа 2006

Инвалиды экстремальной политики, 16 августа 2006

После того, как во время очередной политической «всенощной» Виктор Ющенко огласил, что премьер-министром Украины, все же, будет Виктор Янукович, ряды Партии регионов поразила всепоглощающая радость. Правда, похоже, поговорка «У победы много отцов…» к Партии регионов отношения не имеет. Победа «регионалов» над «оранжевыми», которая вылилась в «оранжево-бело-голубой» партийно-объединительный процесс, скорей наоборот, своих отцов съела.

Например, на сегодняшний день нельзя сказать, что Владимир Рыбак, Сергей Тулуб, или, даже, Андрей Клюев в общественном сознании и на практике «приближали, как могли» поражение «оранжевых» сил. Зато, такие «говорящие головы» Партии регионов, как Тарас Чорновил, Раиса Богатырева или Евгений Кушнарев сделали для наступления этого дня достаточно много, но, в результате, не получили ничего, кроме того, чем они и так обладали – мест народных депутатов Украины и членов соответствующих парламентских комитетов.

В частности Виктор Тихонов, который нес перед «оранжевой» властью значительную часть вины за организацию знаменитого съезда в Северодонецке, достаточно много суетившийся для победы Виктора Януковича и Партии регионов в Луганской области, не получил, сколь-нибудь значимого парламентского портфеля. Видимо сказались предпремьерские гневные речи господина Тихонова в сторону Президента, клявшегося «лечь костьми» за партию и Виктора Федоровича, если «гнилые апельсины» позволят себе принять неконституционное решение о роспуске парламента. По сути, именно, Виктор Тихонов, наряду с Евгением Кушнаревым и некоторыми другими «влиятельными» регионалами, был одним из двигателей идеи объявления импичмента Президенту Украины «в случае принятия любого противоречащего Конституции Украины решения». Поскольку такого решения с оранжевой стороны не последовало, Партии Регионов даже из чувства политической вежливости и в качестве дружеского рукопожатия нужно было принести в жертву политического барана, а то и двух. Судя по министерским и парламентским не назначением легко догадаться, кого в качестве последних избрала партия. И нельзя сказать, что вклад «болтологов» от ПР в ходе «завоевания» власти на киевских холмах, не был важным. Если провести экстраполяцию на ситуацию, которая наблюдалась в политической жизни Украины каких-нибудь две-три недели назад, то значение для победы Виктора Януковича господина Тихонова и таких, как он членов Партии регионов, можно назвать почти колоссальным, ведь должен же был кто-то обличать, грозить, кусать. Но как говориться мавр сделал свое дело.

Другая влиятельная, но, в настоящее время, отрешенная от власти фигура, в Партии регионов, Евгений Кушнарев. В принципе, еще каких-нибудь две недели назад никто не мог подумать, что господин Кушнарев не получит, даже «плохенького» места в руководстве Верховной Рады или Кабинете Министров Украины. Ведь Евгений Кушнарев был руководителем парламентской избирательной кампании Партии регионов, безудержно боролся с «оранжевыми» еще со времен Северодонецкого съезда. Правда порою, завоевавшись, он договаривался до провозглашения в Харькове обособленной как от Киева, так и от Донецка власти, за что господина Кушнарева чуть было не приговорили к длительному сроку тюремного заключения за «посягательство на суверенитет и территориальную целостность Украины». В период проведения парламентских выборов и после них, он исполнял роль «черного оратора» Партии регионов. При этом именно Кушнарев перенес на себе последствия психополитической атаки на «регионалов» в Харькове, чуть было не стал жертвой покушения на двери партийного офиса, написал книгу-анафему «оранжевой власти», обнаружил манипулятивные технологии против Партии регионов, которые распространяли некие телевизионные каналы пр. Одним словом – старался и перестарался. Причину того, что господин Кушнарев остался вне зоны дерибана на круглом столе, нужно искать в том, что кусающаяся собака приносит хлопоты не только незваному гостю, который вдруг стал любым другом, но и самому хозяину, которому нужно отвечать за укусы.

В одном из своих недавних интервью, и.о. Главы СНБО Украины Владимир Горбулин, недвузначно сравнил политическую перспективу Е.Кушнарева с судьбой Робеспьера, а для Президента Украины В.Ющенко, слова «сепаратизм» и «Кушнарев», судя по всему, давно и окончательно стали синонимами. Разумеется, Евгению Петровичу далеко до одиозности образа депутата-регионала О.Калашникова, но траектории уже во многом совпадают.

Раиса Богатырева – многолетняя соратница Виктора Януковича, представлявшая его интересы в парламенте, также, оказалась, практически, не у правительственно-парламентских дел. Тарас Чорновил, который, в момент полного политического фиаско возглавил предвыборный штаб кандидата в Президенты Украины Виктора Януковича, который, явно, входил в ряды основных представителей Партии регионов на переговорах с «оранжевыми», последовательно отражавший политический курс «регионалов» в средствах массовой информации, также, ограничился полномочиями «почетного» члена Партии регионов.

Проблема послекризисного существования Партии регионов в том, что она изначальна была разделена на публичных политиков и латентных прагматиков. Виктор Янукович был флагом для публичных политиков, но кораблем, на котором он развевался, управляли латентные прагматики, типа Николая Азарова, Рината Ахметова, Бориса Колесникова. К сожалению, наличия «ораторов», задача которых кричать, но ничего не получать и «серых кардиналов» - беда любой массовой партии. Публичные политики могут достаточно знаковыми, авторитетными, и даже, харизматичными, но, когда, начинается торг за конкретные политические и экономические рычаги, они становятся не нужны. В лучшем случае их ждет «естественный» политический отбор и роль статистов.

В настоящее время эпоха противостояния, характеризовавшаяся наличием обвинений и угроз, отходит на Украине на второй план, возможно, в ожидании удобного случая снова выйти на поверхность в скором будущем. Вместе с ней основные политические актеры настроены избавляться от «отработанных» идей, типа «русского языка, как второго государственного», «большей самостоятельности регионам» или «союза с братскими славянскими народами». Вместе с идеями, они готовы и избавляться от политических персонажей, их представлявших – ведь, их присутствие и стремление продолжать свою деятельность может плохо отразиться на партнерских отношениях с бывшими заклятыми врагами. Судьба «сбитых ястребов» и «вчерашних хедлайнеров» из ПР, к сожалению, плачевна.