УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Владимир Рыбак: «Не надо нам легенды про донецких рассказывать!»

Владимир Рыбак: «Не надо нам легенды про донецких рассказывать!»

Продолжение. Первая часть интервью – Старый «донецкий» не сдал «новых украинских»

«Членам своей семьи в политику вмешиваться не позволяю»

- Есть еще 2009-ый год, в который БЮТ и СПУ, в случае их ухода в оппозицию, могут серьезно попортить вам следующие президентские расклады.

- Вполне такое может быть. Куда они уйдут, я не знаю, это их дело. Мы мнение любой политической силы уважаем…

На самом деле все зависит от того, что будет происходить в Украине в ближайшие годы. Если люди почувствуют, что обещанное им перед парламентскими выборами добросовестно выполняется, они, конечно, и дальше поддержат такой курс. Но если сейчас кому-то идти во власть с настроением «отыграться в 2009-м», то лучше не идти вовсе.

Помните, перед выборами, журналисты, да и вы, в том числе, часто меня спрашивали, сколько ПР процентов рассчитывает набрать? Я отвечал: «если будет меньше тридцати, нечего и браться». Так и тут.

Сейчас нужно приступать к работе только с искренним желанием изменить что-то к лучшему, с пониманием того, что нам жить еще в этой стане. Нам, да и детям нашим.

Вот, мне, например, уезжать из Украины некуда. Детям, внукам некуда. Сын мой недавно в Киев перебрался…

- Да, и сразу избрался в Горсовет.

- Верно, а дочь в Донецке осталась, никак не хочет родной город оставлять. Внучке уже 15 лет, она тут, в Киеве, школу заканчивает, через год собирается в Университет поступать, выбирать себе профессию.

Так, вот, я не хочу, чтобы они, после моей смерти, сказали: мол, дед и мэром Донецка десять лет был, и в парламенте сколько работал, а для развития Украины, для процветания ее, ничего не сделал. И мы, значит, из-за этого мучимся теперь.

Не будет такого! Вот я, когда родился, мучился в нищете и голоде, в которых редко кому доводилось. У отца - четыре класса образования, у матери – два. Все детство свое я на глиняном полу провел, а что кушать приходилось, так то одному Богу известно.

- Как так получилось, что сын донецкого политика стал работать в киевском Горсовете?

- Моему сыну уже, слава Богу, 37 лет. Как вы думаете, он самостоятельная личность в таком-то возрасте?

Он строитель, уже более десяти лет работает руководителем предприятия. Полтора года назад переехал в Киев на постоянное жительство. До этого четыре года работал в Донецком горсовете. Избирался по округу в районе одной из донецких окраин, получил свыше 90% голосов.

Я к тому времени уже в Киеве работал, а покуда был в Донецке, никому из семьи своей в политику вмешиваться не позволял.

«Не надо нас пугать!»

- Вот вы сами констатируете понимание со стороны Президента его готовность работать с оппозицией. А это - еще один аргумент в пользу того, что сохранение оппозиционности ПР на данном этапе выгоднее.

- Может и выгодно, но люди-то страдают! Останься мы в оппозиции, - еще 3-4 года страдать будут. Я с этим внутренне не согласен, но не исключаю, что ситуация именно таким образом сложится.

- У «Нашей Украины» на этот счет свои соображения. Не секрет, что союзничество с ПР может ослабить их как самостоятельную политическую силу.

- Вы меня, пожалуйста, правильно поймите. Я ведь не сказал, что Ющенко лично стремиться к союзу ПР и НУ, просто он, как Президент всей страны считает правильным взаимодействие со всеми политическими силами.

Мы, вот, говорим, что власть должна быть профессиональной. Профессионалы есть у нас, есть и в других политических силах. Получилось так, что в ПР их больше. Все это понимают, в том числе и президент. Кадры надо отбирать самые лучшие, а привлечь их на посты возможно только через коалиционные механизмы. Вот почему мы говорим об уместности коалиции ПР и НУ.

У нас отличный пример есть – коалиционное правительство Виктора Януковича. Он же не пошел по пути: «Ты с Запада или с Востока?», «Ты из Партии регионов или нет?».

- Но именно тогда говорили о «массовом нашествии» «донецких» на Киев, в частности – во власть. Да и бизнес-империя Рината Ахметова нарастила в тот период свои обороты в целых семь раз!

- Не надо нам легенды про донецких рассказывать! Во время Советского Союза лучшие дончане руководили крупнейшими в СССР коллективами, многие до сих пор остались в руководящих органах других стран. Это грандиозный опыт управления предприятием, городом, областью, страной.

А вот в системе управления Украиной таких людей сегодня нет! Будь ты дважды умный, с тремя высшими образованиями, но если у тебя нет опыта управления тысячным коллективом…

- Если ты не из Донбасса!

- Если ты руководил лабораторией, в которой три человека, и думаешь, что запросто справишься с министерством, это ошибочно. Есть, к сожалению, примеры, не буду называть, чтоб не обидеть.

Такого масштаба люди есть не только в Донбассе, но и в других регионах. Важно собрать их вместе, сплотить ради интереса государства. Но разве нынешняя власть с ними считается? Спросил кто-то у руководителей крупных предприятий перед тем, как новые газовые договоренности «в тихую» заключать?

А-то, знай только «донецкими» пугают! Не надо нас пугать!

- Что нужно, по-вашему, сделать, чтобы больше не пугали?

Жизнь улучшить! Когда люди живут нормально, им, по большему счету, все равно, кто у власти: донецкие, харьковские, тернопольские…

«Ахметов мудр не по годам!»

- Вы представляете «старую донецкую гвардию», а сейчас в партию пришло очень много молодежи. Взять того же Ахметова… Нет ощущения, что вас «оттесняют»?

Когда в 1993 году меня избрали мэром Донецка, я взял себе четверых замов, которым еще не было 30. Говорили тогда: «Что же ты делаешь! Зачем пацанов привел?! Как миллионным городом управлять?». А я отвечал: «Есть вопросы - вы их мне задавайте». Сегодня эти «пацаны» - опытные руководители с колоссальным стажем, работающие на выборных должностях.

Так и в партии. Мы специально создали молодежное крыло, чтобы распознавать таланты еще со студенческой скамьи.

- Когда Борис Колесников сменил вас в кресле председателя областной партийной ячейки, он тоже был достаточно молод. Говорят, его появление на этом посту было связано с усилением влияния на ПР Рината Ахметова, который взялся ее патронировать и финансировать. Расскажите о том «переломном периоде».

- Ахметов партией никогда не руководил. Ринат Леонидович вообще очень толерантный человек и мог лишь ненавязчиво высказывать свое мнение…

- К которому все единогласно прислушиваются.

- Конечно прислушиваются! Потому как Ахметов мудр не по годам. Не по годам!

Что касается партии, тут секретов нет. С помощью ближайших своих соратников я создал ее в 1997 году, до 2000-го возглавляя. Она тогда называлась Партией регионального возрождения. Но власть, прежде всего, Валерий Пустовойтенко, смотрели на нее с опаской, как на рождающегося конкурента всемогущей тогда НДП. Прессовали, естественно, запугивали… сколько раз меня в Киеве вызывали, говорили, чтоб не развивал ее. Деньги давать, естественно, тоже боялись.

Вообще процесс становления очень болезненный был.

Но к 2000 году партия уже имела отделения по всей стране, стала пусть еще не большим, но все-таки заметным политическим игроком. Я тогда пошел к Азарову и сказал: «Николай Янович, вы – человек, которого знает вся Украина, я вас прошу, чтоб вы возглавили партию. Я согласен на зама – буду дальше заниматься организационными вопросами, благо, опыт есть». Азаров долго сомневался, знаю: к президенту ходил, советовался, в итоге – согласился. Состоялся съезд, на котором его и избрали. Вместе с Николаем Яновичем пришли в партию видные члены, много руководителей, с ними, естественно, спонсоры.

- Ринат Ахметов появился позже. Но сегодня ПР называют его личным бизнес-проектом.

- Пусть говорят, что хотят. И в 2004-м, и в 206-м выборы показали, что ПР пользуется доверием абсолютно во всех регионах страны. Во всех! Это серьезная политическая сила с более, чем миллионом членов. Какой же бизнес-проект?

- Но рейтинг ПР держится во многом благодаря личному рейтингу лидера.

- Это нормально. Я вам так скажу: когда решено было просить Януковича возглавить партию, мы собрали представительство трех областных организаций (я тогда еще возглавлял Донецкую), взвесили его деятельность, оценили ее позитивно и, по результатам этих переговоров, делегировали меня к Виктору Федоровичу. Прихожу к нему, а он: нет, я мол, не готов, не могу и вообще времени нет. Короче, отказался от лидерства. Позже собрались уже девять областей, повторили предложение, но он все равно очень долго думал, взвешивал, чем его принять.

- Как вы думаете, Ринат Ахметов найдет себя в политике?

- Думаю, да. Настоящие способности Ахметова вами, журналистами, на сегодня еще не раскрыты. Вы это поймете, когда он в Киеве станет чаще появляться. Я говорил уже: это человек не по годам мудр. Он способен мыслить по-государственному. То, что он создал сегодня в бизнесе при Союзе с его плановой экономикой, целые министерства не могли создать. Так что в бизнесе авторитет его, с которым и Европа даже считается, безупречен. В политике он еще раскроется.

Скажу, что Ахметов способен порою предлагать нестандартные решения. Вот, я, мои ровесники, у нас школа определенная и мы привыкли к каким-то классическим формам, стандартам, а он - новатор.

- Ваша политсила уже определилась, кого будет предлагать на место Вадима Чупруна?

- Конкретные кандидатуры мы пока не рассматривали, хотя они у нас, конечно, есть. Мы вообще считаем, что в областях, где победила ПР, возглавлять регион должны именно ее представители.

Возможно, его же повторно и порекомендуем. А вообще в Киеве, как мне кажется, считают, что он на Донбассе интересы Юлии Тимошенко представляет. Отставку Чупруну с перового дня работы прогнозировали. Ну, он, наверное, не выдержал и уволился.