УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Александр Медведев: самое главное, что мы уходим от бартерной схемы

1,2 т.
Александр Медведев: самое главное, что мы уходим от бартерной схемы

В финансовом выражении выгода "Газпрома" от нового контракта составит более 3 миллиардов долларов. При этом в руководстве концерна особенно довольны тем, что Россия получила гарантии стабильного транзита топлива европейским потребителям. О существе достигнутых договоренностей рассказывает заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев.

- Александр Иванович, вас можно поздравить. Трудно было, устали?

- Да, конечно, было очень нелегко в эти первые новогодние дни. Честно говоря, первый раз встречал Новый год в машине, которая мчала меня домой, но к новогоднему столу к 12-ти часам я не успел. Поэтому это отражает интенсивность переговоров, которые велись и 31 декабря, которые продолжались и в первые дни нового года. Как говорится в поговорке, худой мир лучше доброй ссоры, но по счастью нам удалось не худой мир достичь, а мир, который действительно позволил нам добиться своего, найти компромиссное решение с Украиной и построить серьезную основу для продолжения нашего совместного бизнеса.

- Кто сделал это компромиссное предложение, которое в итоге и было принято?

- Не буду скрывать, что это предложение было сделано нашей стороной. Потому что когда вчера украинская делегация приехала, она повторила свои предложения, которые нас абсолютно не устраивали. В ответ на это мы сделали комплексные предложения, которые послужили основой договоренности. Конечно, в этом предложении были сделаны определенные корректировки, взаимные уступки. Но основа нашего предложения – это то, что было подготовлено нами.

- Какова суть сделки?

- Самое главное, что мы уходим от абсолютно несоответствующей современным условиям бартерной схемы. У нас теперь два отдельных контракта: отдельный контракт на транзит, контракт среднесрочный – на пять лет – с зафиксированной тарифной ставкой, которая соответствует экономическим условиям работы России и Украины при транзите газа в Европу, и отдельный контракт на поставку.

- Вы говорили о том, что соглашение – это плод компромисса. В чем он состоит со стороны "Газпрома", и в чем – со стороны "Нафтогаза"?

- Для "Газпрома" это то, что мы продали наш российский газ по европейским принципам, по европейской формуле. Мы получили гарантии транзита нашего газа в Европу на пятилетний срок по обоснованной транзитной ставке. А для Украины это гарантия обеспечения Украины газом. При чем гарантии связаны и с поставкой российского газа, и с поставкой среднеазиатского газа. Компания, которая будет осуществлять поставки импортного газа на Украину - это компания "РосУкрЭнерго". В ее портфель входит помимо российского газа среднеазиатский газ, который закупается пока у компании "Газэкспорт", а также у компании "Нафтогаз".

- Александр Иванович, мы видим, что компания "РосУкрЭнерго" занимает ключевую позицию в новой схеме продаж газа на Украину, что это за структура такая?

- У компании "РосУкрЭнерго" действительно ответственная роль. Я бы не стал ее называть ключевой, но она действительно очень важная. Потому что ключевую роль здесь играет все-таки поставщик газа и "Нафтогаз" как транзитер нашего газа в Европу. Ключевые элементы этого соглашения – это договоренность о транзите российского газа в Европу и о структуре поставок газа в Украину. Украина сможет получать помимо российского газа среднеазиатский газ – татарский, казахский, узбекский - и поставщиком этого газа будет компания "РосУкрЭнерго". Компания не новая, она уже работает, в отношениях между Россией и Украиной она является ответственной за поставку и транзит туркменского газа. Она была создана как совместное предприятие двух финансовых организаций – группы "Газпромбанк" и группы "Раффайзенбанк" – это один из самых крупнейших австрийских банков, у которого есть существенные финансовые ресурсы и опыт работы в странах Восточной Европы. В новой структуре эта важная операция связана будет не только с поставкой газа, но и со страхованием ценовых рисков, а также мы все-таки рассчитываем на то, что эта компания сыграет свою роль в решение тех транспортных проблем, которые возникают при транспортировке среднеазиатского газа в Украину. Поэтому здесь финансовые возможности и "Газпромбанка" и "Раффайзенбанка" будут использованы в полной мере.

- А что будет с тем газом, который Украина незаконно отобрала в последние два-три дня?

- Этот вопрос будет урегулирован в рамках достигнутых договоренностей, и весь тот газ, который мы поставили в Украину, будет полностью оплачен.

Стенограмма официального сайта телеканала "Россия"