УкраїнськаУКР
русскийРУС

Самый известный грек отмечает 80-летие

1,0 т.
Самый известный грек отмечает 80-летие

Теодоракис, пожалуй, самый известный ныне живущий грек, отмечает в пятницу свой 80-летний юбилей.

Видео дня

Имя Теодоракиса известно многим, а музыка - практически всем. Знаменитый танец сиртаки - наиболее известная мелодия композитора - давно уже стал своего рода визитной карточкой Греции. А в России многие помнят лозунг советских времен - "Свободу Микису Теодоракису!", бывший актуальным в те годы, когда композитор находился в застенках хунты "черных полковников".

За свою долгую жизнь Микису Теодоракису довелось поучаствовать во всех драматических событиях греческой и не только истории. Совсем молодым человеком он воевал в рядах Сопротивления против фашистских войск, а затем и против англичан. В годы гражданской войны между коммунистами и правыми сидел в концлагере. В 60-е годы, будучи уже всемирно известным, оказался в тюрьме "черных полковников" и был освобожден в результате мощной общественной международной кампании. Много участвовал в политике, был депутатом парламента. В некотором смысле остается действующим политиком и сейчас, неизменно высказываясь на животрепещущие темы современной жизни.

Но ни в каких перипетиях своей бурной биографии Теодоракис не прекращал писать музыку. Список его произведений очень велик - оперы, симфонии, балеты, музыка к драматическим спектаклям и фильмам; масштабные оратории, такие как "Достойно есть" и "Эпитафия", а также бесчисленное количество песен. И все эти произведения неразрывно связаны друг с другом и с политической жизнью Теодоракиса.

Я навестил композитора в его скромной афинской квартире. Сам район, где живет Теодоракис, напоминает о его музыке - это одновременно и сердце исторических Афин, у самого подножия Акрополя, и наиболее оживленный туристический район, всегда полный толпами иностранцев.

Мы беседуем с композитором в неярко освещенной комнате с плотно прикрытыми ставнями. Теодоракис, пожилой немного грузный мужчина, с вьющимися седыми волосами, полулежит в кресле. На столике перед ним - записные книжки, компакт-диски и непременные янтарные греческие четки, предназначенные не для молитвы, а для перекидывания в пальцах, чтобы занять досуг. Над изысканным роялем в углу комнаты помещается огромная рукописная схема.

"Здесь обозначены все мои произведения. Все они связаны друг с другом, образуют сложные комбинации, вроде созвездий, но объединяются в одно целое", - поясняет композитор. Он с теплотой вспоминает российских музыкантов, с которыми ставил свои оперы, и подчеркивает свою любовь к Шостаковичу, Прокофьеву, Стравинскому, Мусоргскому.

"Моя связь с Россией как человека, как художника и революционера - очень сильна. Я постоянно чувствую восхищение и благодарность по отношению к стране, которая принесла столько жертв, чтобы спасти мир от нацизма", - рассказывает композитор.

Тема Второй мировой войны для него - одна из самых важных, он не устает повторять о том, какое значение имела победа над фашизмом для всей последующей истории. При этом, будучи всю жизнь последовательным коммунистом, Теодоракис приписывает коммунизму большую часть заслуг в этой победе.

"Россия спасла мир. И сделала она это не только ценой больших жертв, но и проводя правильную политику коммунистов, которые тогда были у власти. Поэтому и я, молодой человек, стал коммунистом и поклонником Советского Союза", - заявляет он.

"Но с течением времени изменились и коммунисты. Они стали совершенно другими во внутренней политике. Они стали обращаться с народом презрительно, как господа, как сейчас обращаются с другими американцы. Главное - отношение к другим членам общества. Для высокопоставленных членов партии были, например, специальные магазины. Разница была огромная. Когда я впервые приехал в Москву и увидел это, я сразу сказал, что это неприемлемо. Не может быть такого, чтобы в одну дверь входили партийные деятели, а в другую - все остальные", - говорит Теодоракис.

"Мне доводилось говорить это в России коммунистам: ведь россияне доказали в войне, что они - свободные люди. Они победили гитлеризм, они и никто другой. Неужели у этих людей может не быть права думать, жить в демократической стране, высказывать свое мнение, быть свободными и иметь возможность путешествовать, куда хотят?! За все это коммунисты дорого заплатили. Если ты один раз дал отпор врагу, то и потом не захочешь подчиняться "друзьям", - увлеченно говорит композитор. - Коммунисты не должны были быть такими! Но в конечном счете СССР и советский народ заплатили за это дорого. Хотя совершенно не нужно было выплескивать ребенка вместе с водой. Зачем нужно было разрушать Советский Союз? Это ведь привело едва ли не к голоду в такой богатой стране. Почему девушки этой страны должны были отправляться в другие страны, работать в кабаре? Это же ужасно!"

По его мысли, необходимо было сохранить завоевания социализма, реформировав при этом экономику и допустив политические свободы. "Демократия - это воздух для народа", - считает Теодоракис.

"Я вижу, что русские сейчас весьма правильно поступают, что обращают внимание, прежде всего на экономику. Это - база для всего, и для общества, и для уровня жизни. С возрождением экономики Россия сможет вновь играть свою историческую роль великой державы. Россияне могут любить или не любить Сталина, но они не должны забывать его эпоху, когда они стали препятствием для нацизма и победили его. Я много лет защищал мир и знаю, что эта традиция очень сильна в русских, и никогда не исчезнет. Я уверен, что русские никогда не скажут: "Давайте разбомбим вот тот бедный народ, чтобы завладеть его нефтью", - рассуждает композитор.

Несмотря на коммунистические убеждения, Теодоракис считает необходимым примирение всех общественных сил - и левых, и правых. По его мнению, Греция особенно сильно почувствовала на себе необходимость такого объединения после гражданской войны, произошедшей после победы над фашизмом.

"Я сам очень давно примирился с противной стороной. В 1962 году я написал народную оперу "Песнь о мертвом брате", где главные персонажи - два брата. Один воевал в национальной армии, другой - в коммунистической армии, и оба были убиты. Это была правдивая история - таких семей были десятки, сотни. Теперь скажите мне, о какой классовой борьбе, к примеру, может идти речь в этом случае? Ведь у них даже убеждения не могли быть разными - просто одного забрали в одну армию, а другого в другую. Я всегда говорил о необходимости объединения и примирения. Народ сейчас примирился друг с другом, но вот руководству - тем, кто наверху, это не нужно", - говорит Теодоракис.

"И что самое интересное - когда к власти пришла хунта "в 1967" и нас посадили в тюрьму, в тюрьме оказались все противники хунты. А поскольку против хунты были 95% греков - и левых, и правых, то все они вместе оказались в тюрьмах. Бывшие противники оказались в одной и той же камере, ели из одной миски, подвергались одним и тем же испытаниям. Мы были как братья, потому что все вместе были против хунты", - добавляет он.

Композитор очень остро воспринимает современные вызовы, выразившиеся, в частности, в проблеме терроризма. Он одинаково жестко нападает как на самих террористов, так и на тех, кто, по его мнению, под предлогом борьбы с террором совершает незаконные действия.

"Как пятьдесят жертв лондонских взрывов, так и тысячи иракских женщин и детей, убитых в ходе недавней войны, были одинаково невинными людьми. Чтобы пресечь терроризм, необходимо уничтожить агрессию, которая его порождает. Каждое государство должно замкнуться в своих границах и ни при каких обстоятельствах не вмешиваться в дела других государств, а военную силу использовать только по разрешению ООН", - полагает Теодоракис.

Композитор говорит, что доброжелательно следит за переменами в России и надеется, что наша страна придет к благоденствию, оставаясь великой державой.

"Я внимательно слежу за событиями в России и радуюсь всякий раз, когда слышу о хороших новостях из вашей страны. Надеюсь, что ситуация в стране в целом и в экономике улучшится настолько, что можно будет говорить о процветании России", - заключил Микис Теодоракис.