УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Зачем Минтрансу аквапарк?

Зачем Минтрансу аквапарк?

"Грани плюс" дважды (№11 и №15) писали о противостоянии Киевского университета экономики и технологии транспорта (КУЭТТ) и Министерства транспорта, которое продолжается с марта 2004 года. Суть конфликта, по мнению абсолютного большинства студентов и преподавателей вуза (кстати, "Грани плюс" разделяют это мнение), такова. Министерство всеми правдами и неправдами (больше — неправдами, т.е. с грубейшими нарушениями закона) пытается "скукожить" престижный вуз до такого хилого состояния, чтобы можно было отобрать у него главный учебный корпус (как бы по причине отсутствия достаточного количества студентов), расположенный на улице Лукашевича — буквально в двух шагах от Киевского железнодорожного вокзала. Студенты же, а также уволенный за несогласие с планами министерства ректор КУЭТТ Александр Кутах отчаянно сопротивляются. Особый интерес затянувшийся конфликт представляет еще и потому, что начинал фактическое уничтожение вуза бывший министр Георгий Кирпа, а успешно продолжает его преемник и как бы заклятый политический оппонент Евгений Червоненко.

Собственно, министерству нужен не сам учебный корпус, а земельный участок, рыночная стоимость которого — миллионы и миллионы долларов, и на котором можно развернуть гораздо более прибыльный бизнес, чем обучение будущих специалистов транспорта. Например, построить гостиницу, бар и разные увеселительные заведения. В упомянутых публикациях мы говорили о таких планах предположительно, хотя, впрочем, сами в их существовании не сомневались.

"Грани плюс" получили документы, которые подтверждают эти предположения, и даже их превосходят. И теперь уже можно вполне конкретно представить, насколько масштабным был проект Кирпы. Как видно, нынешний руководитель Минтранса тоже в полной мере оценил эти масштабы.

Кроме университета, Кирпа планировал "выселить" еще целый ряд ведомственных учреждений, расположенных по соседству с КУЭТТ. Все эти объекты, точнее, застроенные территории, находятся в непосредственной близости от железнодорожного вокзала — на улицах Брюллова, Фурманова, Лукашевича, Стадионной, Привокзальной площади и Воздухофлотском проспекте. На этих площадях должны были появиться бары, рестораны, фитнесс-центр, новая больница, развлекательные комплексы (в том числе аквапарк), казино, офисы для "своих" фирм, банк и гостиницы. Чем готов был пожертвовать министр ради всего этого?

Об университете уже сказано. Жертвами также должны были стать Киевский электровагоноремонтный завод, который запланировали к сносу. Точно так же, как общежитие на улице Брюллова и ПТУ №17 — последнее примыкает к территории минтрансовских строений. Менее плачевная участь ждала стадион "Локомотив" и Дорожную клиническую больницу № 2 Юго-Западной железной дороги. Их решили "реконструировать". С таким заданием и подали документы в Киевгипротранс. Но там отказались разрабатывать сомнительные, с точки зрения закона, проекты. Тогда решили выписать архитекторов из-за кордона. 1 марта 2004 года в городе Карлсруэ (Германия) состоялась решающая встреча представителей архитектурного бюро "Шмитт, Казимир и партнеры" ("СКП") с украинской делегацией. В ней было всего двое: Алексей Кривопишин — начальник Юго-Западной железной дороги, и Инна Кирпа, дочь министра и на тот момент — руководитель и фактический учредитель нескольких страховых и медицинских фирм, обслуживающих "Укрзалізницю".

Тогда украинская сторона подтвердила, что ранее обсуждаемый проект больницы министру понравился и уже утвержден. Даже определились, что строительные работы должны были начаться сразу после президентских выборов. Также "СКП" должно было разработать проект строительства аквапарка и три варианта планирования фитнесс-центра. Стоимость проектных услуг составляла 1,7 млн евро, которые "Укрзалізниця" выплатила бы, если б "ситуация не изменилась". Именно так через месяц объяснил Кривопишин отказ подписывать договор с немецкими партнерами. Вряд ли он стал объяснять, что гонорары архитекторов наверняка пошли на выборы.

Позже Кирпа лично обещал исполнение проекта "в любом случае, независимо от результата выборов". Но последний все-таки поставил жирный знак препинания. После смерти Кирпы на очередное письмо-вопрос "Шмитта и Казимира" Кривопишин ответил: продолжение проектов не планируется, и гонорар за выполненные работы выплачен не будет. Возмущенные немцы, понимая, что политическая ситуация действительно изменилась, тем не менее, отказаться от заработанных денег не хотели, о чем и написали в письме украинскому послу в Германии.

14 мая 2005 получил это письмо и Евгений Червоненко. Из посольства Украины в ФРГ в Минтранспорта пришел телефакс под №61212/14-600-826, в котором излагалась суть претензий немецкого архитектурного бюро. По идее, Евгений Альфредович должен был бы немедленно что-то предпринять, чтобы не допустить международного конфликта (немцы уже собрались подавать в суд на украинское ведомство). Но ничего подобного не предпринял. Сомневаться об осведомленности Евгения Альфредовича в делах его министерства, да и его предыдущего руководителя было бы глупо. Вспомнить хотя бы, какие "делишки" Кирпы "вылазили" наружу, как только был назначен новый министр. Но со временем Евгений Альфредович стал все меньше рассказывать об этом. Неужели некоторые из этих "делишек" решено было "дотянуть"?

P.S. 4 июля проходил интернет-чат с Евгением Червоненко на "Украинской правде". Корреспондент "Граней плюс" направил министру вопросы: причина повторного (первое — распоряжением Кирпы, второе — Червоненко) увольнения ректора КУЭТТа Кутаха и какова судьба долгов Юго-Западной железной дороги перед немецкими архитекторами? К сожалению, вопросы и, соответственно, ответы на чате так и не появились.

Дмитрий Стаховский

http://www.grani.kiev.ua/