УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Опять весна. Опять грачи. Опять…

645
Опять весна. Опять грачи. Опять…

Назначение премьером Крыма депутата Анатолия Матвиенко просигнализировало: все политики, поддержавшие на выборах Виктора Ющенко, рано или поздно получат свои награды. Матвиенко досталась награда крупная, автономная, но слишком сложная и похожая на остров.

О том, с чем придется бороться и соглашаться Матвиенко, о ситуации в Крыму нам рассказал экс-спикер автономии, депутат Леонид Грач.

- Как изменилась ситуация в Крыму во время и после украинских президентских выборов? Действительно ли стала реальной угроза сепаратизма?

- Тогда и сейчас многое делалось во вред Украине и на пользу Госдепартаменту США. Юго-Восток и Крым подталкивали к сепаратизму, раскачивали гражданское противостояние, из-за которого Крым мог захотеть «домой в Россию», Харьков и Донецк рассуждали о создании автономий, а Западная Украина готовилась возродить Галицкое княжество. Это разлом, в который втягивали 48 миллионов людей, живущих на Украине. У нас воплощался знаменитый фильм «Свадьба в Малиновке». Там местная власть все время меняла картузы, ожидая прихода нового «царя». Эта история достаточно достоверная, но когда она происходила, на Украине не было конституции и сформированной народом власти.

- В Крыму говорят об объединении с Россией. Вы намерены опротестовать событие полувековой давности - передачу Крыма Украине?

- Присоединения Крыма к Украине фактически не произошло. Киев не был и не мог стать владельцем полуострова. Решение Верховного Совета о передаче Крымской области в состав УССР не изменило положение Крыма. Он живет «внутри себя», независимо от того, в чьем подчинении находится. Но у Симферополя отобрали все его экономические полномочия, ранее записанные в конституции Республики Крым.

У России в Крыму есть свои исторические, военно-стратегические и геополитические интересы. Россия понимает, какие процессы, связанные с недвижимостью и землей, происходят в Крыму. На полуострове укрепляются не российские, не украинские, а турецкие и арабские позиции.

Сегодня никто не говорит о политическом возвращении Крыма России, это вызовет мировое общественное давление и усугубит не безоблачные отношения Киева и Москвы. Россия может «получить Крым» экономически. Базовыми на полуострове становятся российские собственность и капитал. Мы приложили для этого неимоверные усилия, вышли на межрегиональное сотрудничество с Кубанью и с правительством Москвы. Несмотря на активность ваххабитов и пассивность властей, россияне начали выкупать крымские санатории. Московское правительство получило здравницу «Мелас» и сам поселок Мелас. Нижневартовские газовики освоили «Зеленую рощу» Мы отдали в долгосрочную аренду «Татнефти» дачу Горького «Тессели» и тем спасли ее от разрушения

Верховный совет Крыма отказался от своих дач, их продали Национальному резервному банку России. Он рискнул и не просто привел капитал в Крым, а переломил банкирскую психологию. Мол, не нужен нам берег турецкий и вложение денег в Анталию. Нам надо инвестировать в Крым, потому что с точки зрения прошлого и будущего Крым, Россия и Украина – единое отечество.

- Тем ни менее, нынешний спикер Автономии Борис Дейч заявил, что сейчас передача Крыма в аренду России нереальна.

- Москва не возражает против прихода в Крым российских бизнесменов. А украинские власти действуют по правилу «сам не гам и другому не дам». Это касается и аренды побережья. Юридически эта идея трудно осуществима. На Южном берегу есть разные формы собственности, государственная, частная, акционерная. Пока все с арендаторами утрясешь…

Крым не смогут сдать России целиком. Верховная рада за это не проголосует. Депутаты боятся демонстрировать свою лояльность в отношении России - им для этого нужно иметь гражданское мужество. Но пока вопрос аренды будут «забалтывать», земля окажется в чужих, не украинских и не российских, руках.

- Вы имеете в виду чеченцев, прибывших в Крым «на лечение» и осевших на полуострове?

- Ваххабизм проник в Крым больше трех лет назад. Сначала это была ползучая интервенция, теперь - ярко выраженное течение, закрепившееся на полуострове. Здесь долго считали, что ваххабизм - это чеченская, российская проблема. Теперь поняли: он уже у нас дома.

От Симферополя до Чечни - всего 700 километров. Это ближе, чем от Киева до Москвы.

Чеченцы через подставных лиц скупают жилье в Феодосии и прочих городах. В Бахчисарае они организовали "штаб" преступной группировки, контролирующей Сакскую, Бахчисарайскую и Ялтинско-Алуштинскую зоны. Лагерь боевиков обнаружился даже на горе Ай-Петри. Началось наступление на позиции русских. В Саках у них пытаются отнять землю. Ваххабиты активизируются в Севастополе и вокруг него.

Крымско-чеченская преступная группировка занимается переделом недвижимости и земли. Перед президентскими выборами в Крыму быстро распродаваливсю возможную санаторно-курортную собственность.

Земли полуострова скупают арабские эмиссары. Они завоевывают Симферополь, Саки, Евпаторию, Ялту, весь Южный берег Крыма и Восточный до Феодосии. Им не интересен разве что Джанкойский район, далекий от моря и выгорающий на солнце. Ваххабиты собираются даже в Форосе, возле бывшей дачи Михаила Горбачева.

- Вы надеетесь за российский счет поднять крымский туризм?

- Сама Украина не разовьет Крым, у нее нет таких средств. А россияне увеличат туризм. Они уже начинают строить на полуострове санатории, дороги и приносить деньги в казну Крыма. Пока туризм дает только 30 процентов доходов крымского бюджета. Это очень мало. Приход инвестиций в Крым заторможен.

Киеву и Москве хватит спорить о Крыме и взрывать ситуацию из-за любого куска острова Тузла. Из-за этих споров Украина и Россия оказались на грани войны. А тем временем Крым перестает быть русским. Более 5000 этнических русских за год покинули Крым. Назад вернулись лишь 500.

У стен российского консульства в Автономии появляются люди с лозунгами «Крым нужно женить на Чечне», а в мечетях звучат призывы к джихаду. Я ездил в Москву, говорил об этом с российскими муфтиями. Они встревожены процессами, происходящими на полуострове.

Сегодня Крым – центр большой политики. На него может заявить права Турция. В российско-турецком договоре 220-летней давности говорится: если Крым не будет русским, Турция потребует его возвращения. Этот договор не аннулирован.

- Отношения Крыма и Украины сейчас похожи на контакты Киева и Москвы?

- Не похожи. У Симферополя отобрали все экономические полномочия, записанные в конституции Республики Крым. Без них полуостров не может быть партнером Киева. Киев отвечает за социально--экономическую обстановку на полуострове. Чтобы поднять Крым, он должен забрать деньги у других регионов. Без этого ситуация на полуострове не улучшится, здесь будут действовать фундаменталисты и требовать превращения Крыма в мусульманское государство.

- Говорят, чеченские боевики проводят в Крыму сборы и тренировки?

- Их лагерь был на горе Ай-Петри. Я сделал заявление, и спецслужбы этот лагерь ликвидировали. В Крыму открыто продается литература, зовущая к джихаду. Полуостров географически попал в «огненную дугу» Таджикистан – Кавказ – Крым – Балканы. На этой черте постоянно вспыхивают межэтнические конфликты. В Крыму их пока удается гасить. Но крымско-татарский Меджлис апеллирует ко всем международным институтам, чтоб те надавили на Украину и «выбили» для Крыма независимость. Это очень похоже на историю Чечни 10-летней давности. Мусульмане в Крыму пока что в меньшинстве. Две трети населения – русские.