Жвачка и джинсы: что люди привозили в СССР из-за границы
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Граждане СССР, побывавшие "за бугром", старались захватить оттуда как можно больше "сувениров".
Джинсы, "Адидас", колготки, зажигалки, фирменные пакеты - брали все, на что хватало денег и советских значков.
Джинсы
Такую обыденную сегодня вещь как джинсы советскому человеку легально купить было невозможно: эта повседневная одежда, как и многие другие предметы "загнивающего запада" была под запретом. Джинсы не выпускались на фабриках и не импортировались в страну, а попытка провезти их из зарубежной поездки была чревата последствиями.
Тем не менее, провозили и в большом количестве. Из-за всех издержек цена джинсов "кусалась". У фарцовщиков стоимость пары заветных "левисов" могла доходить до 200 рублей. В 1978 году известный тренер сборной СССР по горнолыжному спорту Леонид Тягачев пытался провезти огромную для того времени партию джинсов – 120 штук. В аэропорту контрабанда была обнаружена, причем в хитром месте – в коробках для лыжных ботинок. Уголовное дело на спортсмена завели, но до суда оно так и не дошло.
"Жвачка"
Заграничная жевательная резинка в Советском Союзе была предметом культа и зависти детей и подростков. Впервые с экзотикой в СССР познакомились во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в далеком 1957 году, когда и родилась легендарная фраза "Мир, дружба, жвачка!".
С тех пор Stimorol или Turbo везлись пачками, в основном из стран Восточной Европы – Польши, Чехословакии, ГДР. По сравнению с отечественными жевательными резинками импортная "жвачка" всевозможных форм, цветов и вкусов производила на советских школьников поистине волшебное впечатление. "Бубль гум" стал "твердой валютой", на которую спокойно можно было выменять набор карандашей или футбольный мяч.
Часы
В те времена, когда не было мобильных телефонов и планшетов самой дорогой игрушкой для школьников и студентов были часы с калькулятором японской фирмы "Касио". В свободной продаже их практически не было – как и большинство дефицитных товаров часы привозили из-за границы.
Неплохо в СССР продавались электронные часы с семью мелодиями, хоть и стоили они половину месячной зарплаты рабочего. Это был очень выгодный бизнес, так как ленинградские моряки покупали их в заграничных портах оптом по одному доллару за штуку.
Виниловые пластинки
Меломаны вспоминают, чтобы купить настоящую виниловую пластинку с записью "Битлз", привезенную из-за границы приходилось продавать дорогие вещи, к примеру, кроссовки стоимостью 35 рублей. Но это в Москве. Цены росли пропорционально удаленности от столицы. За Уралом стоимость винила подскакивала до 200 рублей за штуку. На недовольство покупателей столь высокой ценой дисков продавцы ссылались на большие трудности с их доставкой. В роли курьеров чаще выступали артисты, моряки, ученые и специалисты, работавшие на зарубежных объектах. Пластинки везли тайком, рискуя лишиться их на таможне и стать при этом "невыездным".
Видеомагнитофон
Первые советские видеомагнитофоны стоили заоблачных денег – около 1200 рублей, а зарубежные аналоги, в частности, японский "Панасоник", и того больше – 3000-5000 рублей. Кроме этого, под "видик" нужно было еще и кассеты найти, которые продавались только в крупных городах.
Тем не менее, видеомагнитофоны охотно везли из-за рубежа, так как на родине их можно было продать в разы дороже. Находились и желающие приобрести импортную аппаратуру. История знает случаи, когда на вожделенную "чудотехнику" обменивали машину и даже квартиру.
Автомобиль
Иномарки стали активно завозиться в СССР с конца 1970-х годов, когда были снижены таможенные пошлины на подержанные автомобили. Особенно преуспели в этом плане артисты и моряки. Они были чисты перед законом, так как покупали машины за честно заработанную валюту. Впрочем, были и необычные сделки. Так, моряки вспоминают, как за две трехлитровые банки водки, замаскированные в целях конспирации под березовый сок, в Финляндии и Швеции можно было приобрести недорогую подержанную машину.
Процедуру по покупке подержанного автомобиля упрощало то, что сделка нигде не регистрировалась. Продавцу достаточно было снять авто с учета и передать машину с ключами и техпаспортом новому владельцу. Договор, по воспоминаниям покупателей, обычно составляли как придется. Но без этой заветной бумажки у счастливого обладателя иномарки не было шансов зарегистрировать машину на родине.