УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

От Минздрава – с любовью

987
От Минздрава – с любовью

На сегодняшней пресс-конференции премьер-министра Николая Азарова с участием региональных СМИ прозвучало немало громких заявлений и выводов, заметно взбодривших информационное пространство страны. Главная тема встречи – цены на газ - до конца недели будет обсуждаться теперь на самых разных уровнях. Однако наряду с газовыми было бы логичным задать новый виток спорам медицинским, а точнее – спорам вокруг деятельности действующего министра здравоохранения Зиновия Мытника. ГлавКРУ, правоохранительные органы, внутренние службы Минздрава в один голос указывают: министр не так чист на руку, как может показаться с первого взгляда.

А сигналов – успевай фиксировать. В минувшую субботу, например, премьер-министр торжественно открыл Центр ядерной медицины (ПЕТ-центр) при Киевской городской онкологической больнице. Задача новой структуры – ранняя диагностика рака, позволяющая вовремя обнаружить болезнь и спасти заболевшего. Воодушевленный благой целью премьер заявил, что подобных центров в Украине должно быть не менее десятка. Однако радости такое заявление никому не добавило. Наверное, главе правительства не сказали, но открытое им учреждение – наспех сколоченная потемкинская деревня, не более того. Красивые стены и много оборудования, которое представляет собой груду металлолома, поскольку программного обеспечения для полноценной работы всех систем – нет.

Могильник – в подарок

История новосозданного ПЕТ-центра - долгая, запутанная и, как водится, не лишена уголовного подтекста. Идея его строительства (вне сомнения, своевременная) возникла еще в середине 2000-х годов, когда в Украине глубоко и основательно занялись проблемами распространения рака. Болезнь не только вошла в тройку основных причин смертности украинцев, значительно “помолодела”, но и фактически лишила врачей средств спасения: в стране отсутствовала диагностика ранних стадий онкозаболеваний. Не удивительно, что ведущие онкологи в один голос твердили о необходимости создания хотя бы одного учреждения, готового взять на себя обязанности именно раннего выявления злокачественных образований.

Минздрав воззвания врачей услышал, но интерпретировал их по-своему. Вместо того, чтобы открыть полноценный ПЕТ-центр в начале 2009-го года (как планировали), тендерный комитет министерства, который к тому времени возглавил нынешний министр Зиновий Мытник, развернул более чем бурную деятельность по проведению заранее “подготовленных” торгов на закупку лекарств и ПЕТ-оборудования.

Поиски “нужного” поставщика превратили ПЕТ-торги в полную вакханалию – с бесконечным внесением изменений в тендерную документацию, выставлением новых условий поставок, безосновательным срывам одних торгов и назначением других. Словом, участник, “заранее не прикормивший” руководство тендерного комитета, изначально имел немного шансов осуществить работы так, как это следовало бы сделать согласно всем общепринятым стандартам. Даром, что в самом Минздраве постоянные отсрочки торгов и изменения условий объясняли до смешного просто: “в стране кризис, затягиваем пояса, изыскиваем возможности”.

В результате, к июню нынешнего года стены докрасили, оборудование разметили, но встал вопрос о том, как вся эта махина заработает, если министерство “забыло” купить программное обеспечение для аппаратов? Иностранные производители наотрез отказались иметь дело с украинским ПЕТ-центром только потому, что им здесь попросту нечего делать. Настраивать сложные приборы можно только в одном случае - имея на руках лицензионный функционал. А его – нет. Куда, спрашивается, делся?

А никуда. Механизмы и машины, как оказалось, изначально закупались без программного обеспечения. Это “удешевило” и без того основательные закупки примерно на треть, а главный тендерный распорядитель Минздрава сотоварищи (в числе которых называют первых лиц в команде Юлии Тимошенко – в частности, помощницу экс-премьера Ольгу Трегубову) заработал по самым скромным оценкам до 10 миллионов гривен.

Эту маленькую хитрость, возможно, никто и никогда бы не узнал, если бы не “ворчливые” поставщики, не желающие вверять свои агрегаты в чьи бы то ни было руки без необходимого ПО и обязательного обучения персонала.

Вот вам и уголовный подтекст: центр построили, меблировали, доверили открытие лично премьер-министру, но на этом можно тушить свет и расходиться. Работы не будет. Ранней диагностики рака – не будет. Будет очередная констатация того, что в нашей стране уже около полутора миллионов человек живет со смертельным диагнозом, поставленным преимущественно на “третьей” и “четвертой” стадии, когда смерть – вопрос времени. И причина столь удручающего состояния дел – сущая безделица – отсутствие компьютерных программ. Их не купили. Формально сэкономили государственные деньги, а заодно уложили в карман “премию” за лихо устроенную экономию.

Что, выходит, открыли в минувшую субботу? Могильник, закамуфлированный под “надежду” для миллионов украинских граждан? Что пообещали людям? Выстроить в стране еще 10 таких же “бутафорских” могильников? Кто довел ситуацию до такого абсурда? “Друг и коллега”, который хорошо устроился в теплом и, как выясняется, очень хлебном кресле главного доктора страны. Хорошо настолько, что публичная демонстрация собственного цинизма – в порядке вещей.

Намек понят?

Весьма символично, что во время открытия ПЕТ-Центра премьер-министр Азаров поднял тему личной ответственности руководства Минздрава за “дутые” торги и неоправданные закупки. “Не везде у нас, к сожалению, пребывают на постах люди, способные различать собственные и общественные интересы. Это большая проблема. Я бы сказал, нужна очень серьезная чистка людей, причастных к нерациональным закупкам, к нерациональному проведению тендеров, и такую работу мы ведем”, - сказал глава правительства.

Сказал твердо, чеканя каждое слово. А стоявший рядом министр здравоохранения З.Мытник слушал и, потупив взгляд, еле заметно улыбался. Так обычно улыбаются “киношные” жулики, понимающие, что попались, но не теряющие надежду “помочь следствию” и выйти сухими из воды. В кино таких действительно отпускают. Похлопают по плечу, снабдят словами напутствия и отпускают. Но тут ведь не кино.

Тут – смертельная болезнь, на которой грубо нажились. Так же, как нажились на пресловутом Тамифлю, на посредничестве при поставках лекарств отечественного и импортного производства с наценкой в 200 и более процентов (отсюда, к слову сказать, аховые цены на таблетки, сиропы и мази, в том числе украинского производства), на откатах при закупке оборудования, о которых не знает разве что ребенок, об обязательных взятках за назначение на любую мало-мальски значимую должность.

Тут – зарвавшиеся чиновники, устроившие хороший бизнес “под прикрытием” самого социального министерства.

Хочется верить, что премьер не окажется в стороне, и свом волевым решением поставит все точки над «и» в этой некрасивой истории.