День сурка
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber . Не ведитесь на фейки!

А разве что-то принципиально изменилось? Все как всегда. Номинальные победители все еще празднуют и предвкушают «большую дележку». И искренне верят в то, что получили право на монополию.
Юридические коллизии пока оставим в стороне. Что-то подобное происходило в первые месяцы правления прошлого президента Ющенко. Тогда пришедшая команда тоже начала оперативно считать и делить. Главенствующий принцип был цинично начертан прямо на «доме с химерами»: кому и сколько положенного теневого влияния, тот столько и получит. Чем все это закончилось? Правильно. Блестящим падением гражданина Порошенко, возомнившим себя первым визирем. Последующими мощнейшими драками внутри команды победителей.
Усовершенствованными форматами воровства. Немыслимым и шокирующим реваншем «проигравших» уже к 2006 году. И «сказочным рейтингом» в пять с небольшим процентов действующего президента Ющенко в первом туре недавних президентских выборов. Впрочем, понтов у Ющенко осталось еще много. А понты, как известно, прямо зависят от наличия серого мозгового вещества. Чем меньше последнего, тем больше первого.
Но история ведь ничему не учит. Особенно наша история. Человек-скандал Нестор Шуфрич уже запускает пробные «боевые» шары: едва ли не сразу после инаугурации Януковича он начал атаковать собственных же партнеров, и усилено разжигать внутрикомандную войну. Его право. И у него это, несомненно, получится. Потому что в войну уже завтра согласятся играть многие. Ведь возле приемных новых победителей выстроились гигантские очереди – страждущих, алчущих, жаждущих, надеющихся. По ходу выяснилось, что «победу Я.» ковали едва ли не все политические и бизнесовые активисты страны. В том числе и те, кто имеет чужие партийные билеты. И делали это весьма активно. А сейчас хотят получить свои «заслуженные» призовые: деньги, доступ, должности, активы, право сидеть в приемных. Стандартная процедура. И уже сейчас можно сделать несколько банальных и тривиальных выводов. Первое: никаких реформ. Концепция нынешнего государства не изменится. Оно (государство) останется неэффективным, коррупционным, фаворитским, неповоротливым. По той простой причине, что у победителей нет никакой иной концепции государства. И придумать ее им просто не позволит… оппозиция. Неважно, какая именно оппозиция. Потому что суть любой нашей оппозиции – это организация состязания за право воровать. Победитель получает право грабить. Нет времени на перестройку. Второе: «страждущих» намного больше, чем аппетитных мест. Так всегда случается. На одно место десять желающих. И ведь это будет не конкуренция профессионализма. Тем более, то «прошлые решальщики» (из так называемого Юлиного призыва) без боя уходить тоже не собираются. Да, сама Юлия Владимировна уйдет в оппозицию, но зачем это делать ее доверенным лицам на среднем и низовом уровнях исполнительной власти? Оппозиции деньги нужны. В любом случае, совсем скоро начнется массовое недовольство «неудовлетворенных» при новом президенте. Разочарования будут провоцировать сливы кулуарной информации и резкое обострение такой болезни, которую можно условно назвать «шуфринизм». Все это, несомненно, будет дополнено разрушительными кулуарными войнами внутренних кланов. Впрочем, само по себе это неплохо. Страшна ведь только монолитная сила, которая четко знает свои цели и идет к этим целям единой командой. А если единой цели нет, вчерашний монолитный каркас уже трещит по всем швам. Следовательно, монополии на власть в этой стране ни у кого уже не будет. Третье: отставкой Тимошенко и подписанием/не подписанием нового коалиционного соглашения (в любом формате) большая политическая война не закончится, а разгорится с новой силой. Слишком много окажется «обиженных». Ключевая причина войны – контроль над гигантскими (в том числе теневыми) финансовыми потоками. А также перераспределение влияния над ключевыми «политическими», «экономическими» и «силовыми» должностями в новом (пятилетнем) политическом цикле.
Как и предполагалось до президентских выборов, сейчас идет традиционный спор о том, кто, что и как в этой стране будет контролировать. Спор идет о сотнях миллионов долларов. Контроль над предприятиями. Контроль над финансовыми потоками. Контроль над списками «приватизации» и «реприватизации». Контроль над отраслями и регионами. Проблема невозможности создания более/менее устойчивой коалиции при президенте Януковиче состоит не в том, что полностью отсутствует «стратегическая программа развития». Проблема куда проще – «как объединить и хотя бы временно примирить финансово-должностные аппетиты разных политических групп». Отныне - каждый сам за себя. Это еще понимают не все в команде… победителей. Но скоро наивных романтиков не останется. Тем более, что страхи возвращаются. Одни опасаются преследования со стороны команды победителей. Другие – невозможности определять правила игры. Третьи – просто слишком много денег вложили в избирательные кампании. И ведь их теперь нужно как-то «отбить». В том числе и за счет «продвижения» нужных людей на ключевые должности. Так сложилось, что за все эти годы моральные ценности и желания нашей политической элиты практически не поменялись. Ничего не изменилось. Идет банальная дележка. Торг за должности. Каждый из «больших политиков» ставит свои амбиции выше амбиций всех остальных участников политического процесса. Каждый считает свое право диктовать правила поведения приоритетным.
Увы, цена нового коалиционного спора (сейчас это ключевая проблема) – это контроль над теневым сектором экономики, который составляет более 20 млрд долларов. Но ведь есть еще и так называемый сектор номенклатурных взяток и откатов. Т.е. сектор «оплаты труда» чиновников, которые продавливают полезные решения. Объем этого сектора (взяточного) – еще 600-700 млн долларов в год. Неплохие суммы. И все они будут гулять по стране, развращая чиновников, формируя теневые цепочки «принятия решений». Неужели кто-то из нас всерьез полагает, что доминирующие политические группы откажутся от этого наследия? Ничего подобного. Зачем им отказываться от теневой экономики? С одной стороны, они и так уже давно интегрированы во власть (в том или ином виде). С другой – они ведь не подконтрольны общественности и привыкли всегда жить в непрозрачном состоянии. Те, кто сегодня пытается войти во власть, прекрасно знают о том, что такое «откатная экономика». Еще раз спрошу: зачем им от этого отказываться?
А теперь перечислю базовые функции нового «главного смотрящего», на роль которого претендуют неформальные лидеры самых некоторых крупных политических групп. И, как это ни парадоксально, не обязательно эта роль отойдет новоизбранному президенту. С другой стороны, многонедельная агония Юлии Владимировны, ее откровенные истерики как раз и были связаны с тем, что только она хорошо понимала, что теряет при проигрыше. Ведь при ее триумфе, она (единственная из всех нынешних тяжеловесов) получала бы в Украине именно полновесный статус «смотрящей». Не случилось. Отсюда паника и обозленность на весь мир. С Януковичем все сложнее – по той простой причине, что в его окружении нет единого мощного ядра, но есть множество локальных групп, воюющих между собой. Пока тихонько. Так вот, идеальные функции «смотрящего» таковы. Первое: переприватизация. Настоящий «смотрящий» сможет провести повторную оценку предприятий… и их собственников. И, применяя криминальные схемы, переподчинить наиболее перспективные активы своим «вассалам». Второе: захват контроля над номенклатурной вертикалью. Ему нужно установить свое влияние в вертикали и, естественно, резко понизить влияние любых конкурентов. Контроль над вертикалью позволит негласно управлять страной – приказы «смотрящего» будут выполняться немедленно и беспрекословно. Третье: внедрение новых теневых правил. Кто и почему должен принимать решения в той или иной отрасли в том или ином регионе? Четвертое: внедрение новой шкалы взяток. Определение тарифов на «криминальные услуги» чиновников разных уровней, а также закрепление за каждым номенклатурным местом конкретной суммы отчислений в так называемый общак. Как правило, отчисления составляют не менее 25% от общей суммы взяток чиновников. Пятое: утряска и согласование принципов «отката». Кому платить, когда и как. По сути, это и есть контроль над страной. И это – тема вчерашних президентских выборов и нынешних коалиционных переговоров.
Война, но не мир. Таков девиз нынешнего времени. Война за влияние. Война за ресурсы. Война за взятки. Политического перемирия не может быть по определению. Впрочем, перемирия никогда и не существовало. Просто раньше нынешние влиятельные особы пытались маскировать свои амбиции и не менее настойчиво пытались договориться о совместных действиях. Сегодня маскировка отброшена за ненадобностью (слишком много утечек). И каждый из новых политических тяжеловесов спешно пытается заявить о своих амбициях и получить, естественно, соответствующую цену. Цель практически всех политических групп, доминирующих сегодня в большой политике – восстановление кланово-откатной модели управления национальной экономикой. Метод: тотальная дискредитация оппонентов. Финал любых коалиционных договоренностей печален: ужесточение боевых действий со стороны радикальных политических групп; разрушительные удары по репутации членов команды нового президента; отказ от политического компромисса и, возможно, досрочные парламентские перевыборы. Которые еще больше обострят кризис в стране. Все это и есть ключевые (настоящие) вопросы, которые вчера лежали в основе выборной кампании, а сегодня определяют стратегию сторон, принимающих участие в переговорах по созданию правительственной коалиции. За преимущество по всем этим направлениям и идет непримиримая и почти «кровавая» война между различными политическими группами. Даже аутсайдеры (типа многоосколочной НУ-НС) пытаются торговаться по крупному – «дайте нам должности и тогда мы с вами!» А теперь еще раз спросим себя: почему в Украине политики никогда не могут договориться между собой? Почему формальная, в общем-то, процедура – подписание коалиционного соглашения – представляется очередным непреодолимым? Неужели наш выбор – это бесконечный бег по замкнутому кругу?
PS. Да, и кстати, свои тексты отныне буду выставлять исключительно в четверг утром. Такой себе «рыбный день»…