УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дмитрий Выдрин: «Правительство становится наркоманом», ч.2

Дмитрий Выдрин: «Правительство становится наркоманом», ч.2

Окончание интервью с известным политологом и политтехнологом, заместителем секретаря СНБОУ Дмитрием Выдриным. Начало читайте тут: Дмитрий Выдрин: «Вы не спасетесь в «майбахах» и дворцах»

«ДОСРОЧНЫЕ ВЫБОРЫ В ПАРЛАМЕНТ БУДУТ НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ В СЕНТЯБРЕ 2010 ГОДА»

- Дмитрий Игнатьевич, на днях в эфире одной политической телепередачи выступал Президент Украины Виктор Ющенко. Он по сути угрожал премьер-министру тем, что распустит парламент еще до президентских выборов, что повлечет внеочередные парламентские выборы. Как Вы оцениваете такую вероятность?

- В европейских странах роспуск парламента – это не угроза чего-то плохого, это обещание чего-то хорошего, или это надежда на обновление и развитие. Мы сегодня имеем абсолютно неработающий парламент. Когда-то я говорил, что наш парламент работает с КПД паровоза – 4%. Сегодня у Рады нулевой КПД. Это даже не просто паровоз. Это паровоз, стоящий на запасных путях, с отключенной топкой и дезертировавшими машинистами.

Поэтому, во-первых, надо вместо паровоза делать электровоз. А во-вторых, выводить его на магистральную дорогу и дать ему энергию движения (если уж использовать метафоры).

Президент констатировал факт, что в Украине не работает парламент. Для того, чтобы ВР заработала – ее нужно, как минимум, перезагрузить. А для того, чтобы осуществить перезагрузку парламента, нужен механизм перезагрузки – досрочные выборы.

Поэтому кто бы сейчас не стал следующим президентом, ему придется инициировать досрочные парламентские выборы.

Я вам сейчас скажу, а потом проверим – досрочные выборы в парламент будут не раньше апреля, но и не позже сентября 2010 года.

«ЛУЧШЕ БЫТЬ КОРОЛЕМ НА ДОЛГИЙ СРОК, ПУСТЬ С НЕБОЛЬШИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, НО ВСЕНАРОДНО ИЗБРАННЫМ»

- Продолжая тему президентских выступлений и высказываний: Ющенко также сказал, что «целью президентских выборов вовсе не является президентское кресло – это всего лишь утешительный приз проигравшему». А главная борьба, дескать, ведется за пост премьер-министра. Также он отметил, что в случае, если премьерское кресло перейдет к команде Тимошенко, то мы перейдем к тоталитаризму, и у нас будет авторитарная страна. Вы согласны с гарантом?

- Я бы только усилил этот тезис. Сегодня все, кто борется за пост президента – мечтают получить и пост президента, и пост премьер-министра. Причем у каждого свой механизм. Одни думают, что, получив пост президента, поставят на пост премьер-министра своего подчиненного. Условно говоря, если Тимошенко будет президентом, то премьер-министром, скорее всего, будет Турчинов.

Другие мечтают, получив пост президента, на пост премьера поставить своего союзника. Например, я могу предположить, что если Янукович станет президентом, то премьерский пост скорее всего достанется Тигипко. У них есть совпадения по многим экономическим взглядам.

Если говорить метафорически, каждый мечтает получить пост президента для себя, и пост премьера для своего подчиненного, либо для своего соратника, компаньона. И в этом плане президент получает в награду сразу два поста.

При этом высший пост все же президентский. И сколько бы ни было у Президента полномочий, он всегда будет считаться в Украине главным, пока избирается общенародно. Любой пост, на который человек избирается общенародно – он всегда более легитимен в глазах людей, чем другой пост, даже с большими полномочиями, но на который назначают, а не выбирают. А любой политик так устроен, что он всегда стремится к максимальной легитимности. Лучше быть «королем» на долгий и гарантированный срок, хоть с небольшими полномочиями, но всенародно избранным, чем стать на неизвестно какой срок назначенным парламентом всемогущим премьер-министром.

У нас было полтора десятка премьер-министров. Многие из них были очень влиятельны. Но где эти люди, когда их снимают с должности? Мгновенно исчезают. Поэтому, повторяю, все политики интуитивно стремятся не в сторону больших объемов полномочий – они интуитивно стремятся в сторону большего объема легитимности.

«ТИГИПКО МОЖЕТ ВЫЙТИ НА ТРЕТЬЕ МЕСТО В РЕЙТИНГЕ»

- Из Ваших уст опасно звучат предположения вроде «Янукович-президент, а Тигипко – премьер». То есть это намек на то, что Тигипко - технический кандидат у Януковича?

- Ну почему технический? Я просто привел пример возможного развития событий. Мне кажется, что если конкретно говорить о такой комбинации, если Янукович станет президентом, ему для того чтобы избежать обвинений в «донецкости», в том, что он национальную элиту свел к Донецкой области, неизбежно придется расширить категорию людей, которые участвуют во власти. И он неизбежно будет приглашать в правительство людей из Львова, Тернополя, Донецка. А наиболее легитимным и устойчивым может быть премьер, который имеет высокую степень поддержки у народа. Поскольку я предполагаю, что Тигипко может выйти на третье место в рейтинге, то логичнее всего предложить ему кресло премьера. Тигипко, – понятный и прогнозируемый персонаж для Януковича. Кроме того, он в какой-то степени близкий ему по ряду экономических подходов. А еще – он политик, который представляет значительную часть Украины. И что важно, он представляет регион, который не входит в Донбасс, а скорее является конкурентом. Исходя из этих мотивов, из такого расклада я и предположил, что высокая вероятность, что предложат премьера Тигипко, если будет Янукович.

- Вы сказали, что премьер-министр должен иметь поддержку широких масс. Помимо этого, он должен иметь большинство в парламенте. Какие могут быть конфигурации? Вы также назвали пару Тимошенко-Турчинов, то есть БЮТ в случае президентства должен получить большинство в парламенте?

- Сейчас будет не премьер получать поддержку парламента. Будет связка. То есть связка президент-премьер будет бороться за большинство в парламенте. Это большинство можно создать как переформатированием парламента, так и новыми досрочными выборами. На мой взгляд, на сегодняшний день значительно реальнее переформатирование парламента через выборы, чем через внутрипарламентские интриги. Люди устали от перебежчиков. Парламент последние несколько лет напоминает какой-то калейдоскоп, где постоянно вроде бы меняются комбинации, но в то же время в реальности ничего не изменяется. Перебежали в свое время несколько человек из БЮТа в регионы – по большому счету ничего не поменялось. Если перебегут несколько человек из регионов в БЮТ, тоже ничего не поменяется. В радикальном смысле не произойдет перезагрузка парламента. Поэтому я думаю, сейчас уже есть консенсус в понимании того, что радикально обновиться (в хорошем смысле слова) можно только через новые выборы, а еще желательно, чтобы по новым правилам. Хотя бы по тем же открытым спискам. А также через проведение 30 мая местных выборов по мажоритарной системе, что потом приведет к изменению конфигурации и в парламенте. Поэтому перезагрузка по любому произойдет, и скорее всего через досрочные выборы. Но мы уже пошли по второму кругу…

- Кого Вы будете поддерживать на выборах?

- У меня есть свои симпатии, и я обязательно проголосую. Но как чиновник я не имею права оказывать поддержку и публичную симпатию ни одному из претендентов.

«ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАКАНЧИВАЕТ КАК НАРКОМАН, СЕВШИЙ НА ТЯЖЕЛЫЕ НАРКОТИКИ»

- Как Вы сегодня в целом оцениваете деятельность правительства и бывшей Вашей соратницы Юлии Тимошенко. В частности, что Вы думаете о кредитах, внешних заимствованиях?

- Брать кредиты с постоянно увеличивающимися ставками, это все равно, что сесть на наркотик и постоянно увеличивать дозы или же переходить на все более тяжелую «дурь».

Все наркоманы заканчивают одинаково. Наркоманы в индивидуальном плане и наркоманы в виде правительств, которые садятся сначала на легкие наркотики – такие себе обычные, рутинные кредиты, под хорошие условия и проценты. А заканчивают всегда тоже «тяжелой дурью» – краткосрочными кредитами под громадные проценты, на непрозрачных условиях и т.д.

- То есть это уже даже не как средство пополнить свои денежные запасы, а как жадность, постоянный азарт и плохая привычка?

- Тут уже возникает, как вы правильно сказали, и плохая привычка, и плохой азарт, и плохой драйв, и плохие деньги, которые невозможно использовать. Потому что пользоваться можно только хорошими деньгами – «длинными» деньгами, дешевыми деньгами, «прозрачными» деньгами. А деньгами плохими, которые взяты под кабальные условия – сложно пользоваться. Сложно, например, пользоваться деньгами, которые взяты под 30 % годовых, как последние полгода предлагали зарубежные банки нашим фирмам. Эти деньги просто невозможно «отбить». Их можно украсть, можно устроить дефолт этих денег, но отработать эти деньги невозможно.

«КРИЗИС ВСЕГДА ИМЕЕТ ИМЕНА»

- Что Вы думаете о газовых соглашениях между Россией и Украиной, а также о том, что, по мнению многих экспертов,  это - худшие условия, которые только могли быть?

- Сделка правительства по газу – это, конечно, не катастрофа для экономики, но серьезный катаклизм. Утешает разве что только то, что он пока локальный и, к счастью, поправимый. Придет новое правительство, и я уверен, что оно перезаключит на новых, более оптимальных условиях газовые договоренности. И мы будем получать газ по тем же условиям, по которым получает Европа. А пока сегодня мы получаем газ, на значительно худших условиях, чем получает центральная и особенно западная Европа. Но повторяю, это все поправимо – профессиональные менеджеры поправят в течение нескольких месяцев.

- То есть в людях, которые этим занимаются, причина газовых проблем?

- Конечно. А в чем же еще? Я всегда говорил: не верьте, если вам говорят, что есть некий чисто абстрактный - экономический, финансовый - то есть безымянный кризис. Любой кризис - это всегда, прежде всего, кризис кадровый, управленческий. Кризис всегда имеет имена. Знаете, есть тайфуны, которые разрушают страны? Этим тайфунам всегда дают имена. Есть даже книга, которая называется «Тайфуны с женскими именами». И наши «тайфуны» тоже имеют имена, и главный из них имеет тоже женское имя…

Поэтому если кадровые и управленческие «тайфуны» купировать, то потом рассосутся «тайфуны» финансовые, экономические и т.д. Все надо начинать с кадров. Будут работать эффективные кадры –­ любой финансово-экономический кризис минимизируется, а иногда и проходит без следа. Как это ни банально звучит, но именно «кадр» решает все.