В кресло доцента с "черного хода"

Снова авиаторы вынуждают говорить о себе. На официальном сайте Генпрокуратуры Украины появилось весьма любопытное сообщение:
"Военная прокуратура Центрального региона Украины провела проверку соблюдения должностными лицами воинских учебных заведений законодательства о высшем образовании. Установлено, что один из заместителей командующего Воздушными Силами ВСУ по поддельным документам через аттестационную комиссию Харьковского университета Воздушных Сил получил ученое звание "доцент".
Прокуратура. Здесь докопались до секретов «доцента»/фото Алены Владыко
Подумать только! Кажется, за всю историю нашей армии ничего подобного не было. Хотя в каких только грехах не обвиняли отдельных тузов из Вооруженных Сил – и в финансовых махинациях, и в незаконной торговле оружием, и в разных должностных злоупотреблениях… А теперь вот появилось "дело доцента".
Наверное, есть тысячи научных сотрудников, преподавателей, которым в силу разных причин не удается стать доцентами. Может быть, это потому что кое-кто из них не умеет работают локтями в очереди за званиями. Тем не менее "люди справедливости хотят", – пел легендарный Высоцкий.
И хотят ее, родимую, по одной простой причине:
"Мы в очереди первыми стояли, –
А те, кто сзади нас, уже едят!"
Торжествует ли справедливость в нашем случае? Заместитель генпрокурора Виталий Щеткин направил протест в адрес Министерства науки и образования Украины – этот документ касался доцента из авиации. На коллегии ведомства к прокурорским аргументам прислушались, а посему приказом министра Ивана Вакарчука решение о присвоении ученого звания "доцент" было отменено. Экс-доцент вынужден был возместить государству убытки (около 800 гривен), причиненные незаконными выплатами надбавок за ученое звание.
Вроде, и все. Дело можно списывать в архив? Нет, общество должно знать правду, тем более о проступках высоких начальников, о том как, они за счет народа получают материальные блага.
Вначале выясним, кто же так сильно пожелал стать доцентом. Знающие люди из Министерства образования и науки по секрету рассказали, что доцентом числился некий Харитонов Александр Леонидович.
Звоню в Винницу, где располагается штаб Воздушных Сил Украины. Хотелось услышать комментарий командующего ВС генерал-лейтенанта Ивана Руснака об этом скандальном разоблачении. Кроме того, надеялся узнать, что думает о скверной истории сам ученый муж – Александр Харитонов.
Телефонную трубку снял руководитель пресс-центра Роман Юрчило. И к моему огорчению произнес, что никаких комментариев ни генерал Руснак, ни кто-либо другой давать не будут. Сегодня в Харьковском университете Воздушных Сил идет служебное расследование по поводу присвоения звания "доцент". Поэтому надо дождаться выводов… А что касается непосредственно ученого, заместителя командующего Воздушными Силами, то он характеризуется исключительно с положительной стороны. Сегодня генерал находится в больнице.
Интересно, какие еще нужны выводы, если свое слово сказала не только Генпрокуратура, но и Министерство образования и науки Украины "хлестнуло" жестким приказом? Хотя, чего греха таить, бывают ведь и ошибки, и заказные разоблачения… Давайте-ка лучше разберемся, кто такой Харитонов, чем прославился на научном поприще и как его угораздило вляпаться в эту историю.
Думается, что о Харитонове, как о профессионале, прежде всего мог бы рассказать его начальник, генерал Иван Руснак. Однако Иван Степанович помалкивает; он, словно в "окопах". За частоколом ведомственной пресс-службы его не слышно. А ведь мог бы командующий во всеуслышание заявить, к примеру, что Харитонов, дескать, очень нужен Вооруженным Силам, что он верой и правдой служит родному Отечеству. И давайте, мол, люди добрые, простим ему эту маленькую оплошность с присвоением научного звания.
Руснак Иван Степанович. Фото сайта Министерства обороны Украины
Господин генерал, Иван Степанович, выйдите из "окопов"! Это же ваш подчиненный оказался под прокурорским "огнем"! И если вы собираетесь расстаться с ним, то скажите об этом людям, личному составу полков и бригад. Речь-то идет не о прапорщике.
Харитонов – генерал-майор, заместитель командующего Воздушными Силами по боевой подготовке. По моим сведениям, генеральское звание он получил два года назад. Говорят, что 2006-й был весьма удачным (урожайным) для Харитонова – на погоны "легла" генеральская звезда, ему доверили высокий пост заместителя командующего, доцентом стал. Служи и радуйся!
Но вдруг… беда подступила. "Однажды в полете мотор отказал"? Все гораздо проще – в учебные заведения пожаловали правоохранители и стали выяснять некоторые обстоятельства присвоения ученых званий.
Например, чтобы стать доцентом, нужно иметь как минимум три года преподавательского стажа, да еще трудиться на вузовской кафедре, и непременно на доцентской должности. С Харитоновым все оказалось несколько по-иному.
В Военной прокуратуре Центрального региона Украины корреспонденту "Обозревателя" рассказали о таких фактах из биографии замкомандующего Воздушными Силами.
Перед тем как стать доцентом, генерал предоставил два документа о том, что он имеет определенный педстаж в двух вузах – в Тверской военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Г. К. Жукова (Россия), а также в Одесском институте Сухопутных войск. В итоге эти справки попали в Харьковский университет Воздушных Сил Украины, где и было оформлено аттестационное дело на присвоение доцента нашему герою.
Тверская военная академия воздушно-космической обороны
Одесский институт Сухопутных войск
А затем был соответствующий приказ Министерства образования и науки Украины (это произошло еще во времена Станислава Николаенко). И генерал положил в карман доцентскую "корочку".
Стоп. Но откуда российский след в биографии авиатора?
– Он когда-то учился в Тверской военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Г. К. Жукова, был слушателем в адъюнктуре, – прояснили ситуацию в прокуратуре. – Потом ушел оттуда по собственному желанию, связал свою судьбу с Украиной. Служил в Одессе, затем был переведен в Винницу.
По словам сотрудников прокуратуры, правоохранители заинтересовались подозрительными документами о педагогическом стаже Харитонова. Были сделаны запросы в Тверь и Одессу. Ответы не заставили себя долго ждать – в них сообщалось, что справки, якобы зарегистрированные под исходящими номерами, указанными в запросах, в реальности не существуют, а в приказах о педагогической нагрузке фамилия нашего героя вообще не упоминается. Значит, фальшивки?
Дело приняло нешуточный оборот. Извольте объясниться, господин генерал! И генерал, конечно, вынужден был поведать о секретах этого научного "пилотажа". Один из знакомых генерала якобы побывал в Твери, в Одессе и привез ему эти справки, которые Харитонов передал в Харьковский университет Воздушных Сил. Почему документы оказались поддельными, кто об этом позаботился - неизвестно.
В прокуратуре говорят,что позиция высокопоставленного авиатора сводилась к тому, что он все-таки, дескать, чуть-чуть читал лекции по противоракетной обороне, приходил к курсантам на самоподготовку, выступал во время полевых учений…
Это были очень хлипкие оправдания, не выдерживающие никакой критики. Непонятно, почему в Харьковском университете Воздушных Сил Украины тщательно не проверили документы в ходе оформления аттестационного дела Харитонова, почему с легкостью необыкновенной зажгли зеленый свет на пути высокопоставленного доцента? Заметим: Харьковский университет – далеко не чужой в системе Воздушных Сил Украины. Может быть, этим объясняется столь благосклонное отношение администрации этого вуза к генералу Харитонову?
Как бы там ни было, но педагогическая репутация доцента оказалась подмоченной. Он согласился вернуть государству деньги, которые ему начислялись в качестве надбавок за доцентское звание. А денег этих – как кот наплакал. Всего 800 гривен. Прокуратура оценила поступок генерала, учла к тому же положительную характеристику, поэтому было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Кстати, к должностному окладу доцент ежемесячно получает 26 гривен надбавки. Разве это деньги по нынешним временам, тем более для генерала? Возможно, дело здесь в другом – в определенном престиже научного звания, в том, что есть такой запасной аэродром, как высшее учебное заведение, где тебя с радостью примут в случае опалы или вынужденного пенсиона?
Впрочем, иметь запасной аэродром – давно в моде у многих начальников. А посмотрите, сколько тузов на удивление легко стали кандидатами и докторами наук?! Тьма-тьмущая. Каких только регалий у них нет! Эта ситуация, явно ненормальная, скоро может привести к тому, что высокое звание "профессор" девальвируется, а то и вообще станет ругательным.
И ведь такая профессура всегда на плаву. Вот вывели на чистую воду доцента, но вы думаете, что он, чувствуя моральную ответственность, уйдет со своего поста, снимет погоны? Скорее всего, нет. Вероятно, будет и впредь командовать, выступать перед офицерами, солдатами. Гляди, и на повышение пойдет…










