УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Очень скоро коалиция соберет 280 голосов

Очень скоро коалиция соберет 280 голосов

23 марта  председатель Верховной Рады Александр Мороз сообщил, что в парламентскую коалицию вошло 11 народных депутатов из фракций БЮТ и «Наша Украина».

В связи с этим «Центр исследований политических ценностей» обратился к экономическим и политическим экспертам с вопросом: «Наберет ли коалиция национального единства конституционное большинство в 300 народных депутатов?»

Виктор НЕБОЖЕНКО (руководитель социологической службы «Украинский барометр»):

„Я думаю, что до мая не наберет точно. Это будет очень драматичный процесс, и уход каждого следующего оппозиционера будет сопровождаться бурными акциями протеста, стонами со стороны «оранжевых». Сейчас есть возможность уйти под шумок призыва Кинаха. Следующие выходы будут не скоро. Тем более, что Партия Регионов по своей душевной простоте еще не поняла, что ей как раз этого и не нужно. Единственный, кто заинтересован иметь триста манипулируемых голосов, - это Глава Верховонй Рады Александр Мороз. Благодаря этому он сумеет решать и свои политические проблемы, не имея электората, не имея партии. А вот Партии Регионов придется отвечать за все голосования, которые будет осуществлять Мороз. Может быть, какое-то количество еще выйдет, но создание управляемого механического, политического большинства, голосующего одинаково по любому поводу, невероятно сложный вопрос”.

Таке розташування сил в ВР - історія

Олесь ДОНИЙ (председатель Центра исследований политических ценностей):

„Партия Регионов не остановится, пока не покорит все политическое пространство. Это значит, что, по крайней мере, попытки добрать необходимое количество депутатов к знаковой цифре «300» будут. Одиночные переходы еще вполне вероятны. А в дальнейшем достаточно реалистичным является переход Виктора Ющенко с его людьми в ряды «коалиции национального единства». Виктор Ющенко хочет быть Президентом еще на один срок. Как вариант стать ещё раз Президентом - поддержка Партии Регионов. Чем ближе будут президентские выборы, тем больше будет шансов, что Ющенко сможет заключить «мировую» с регионалами”.

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ (директор Центра политических исследований и конфликтологии):

„Думаю, что до конца текущей сессии не наберет. Мне кажется, что поднятие вопроса о сборе Конституционного большинства для коалиции не корректно, поскольку возможность существования такого количества голосов для всех решений коалиции практически исключена. Такая ситуация возможна для принятия важных, судьбоносных для государства решений: продолжение политической реформы в смысле № 3207/1, имею в виду политическую реформу на уровне местного самоуправления, закон о Президенте и другие, против которых может выступать оппозиция. Для таких решений потенциально возможно собрать триста голосов. Стоит говорить именно о трехстах голосах для отдельных законопроектов, а не для коалиции, которая будет такой себе стеной, которая пойдет против Президента”.

Юрий ЯКИМЕНКО (директор политико-правовых программ Украинского Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова):

„Это задание номер один для нынешней парламентской коалиции, поскольку тогда она получает все возможные рычаги влияния на политический процесс. Но это задание реализовать будет проблематично. Мы сейчас наблюдаем процесс поощрения депутатов из БЮТ и «Нашей Украины» к переходу в коалицию разными способами. По моему мнению, те люди, которые уже внутренне готовы к этому, перейдут в коалицию уже в ближайшее время. Количество может достичь 270-280 народных депутатов, но после этого в оппозиционных партиях останется более-менее стойкое ядро, на переход которого рассчитывать будет очень тяжело. Конечно, это при условии, что нынешняя коалиция в процессе формирования не дойдет до тех методов, которые применялись в 2002 году при формировании коалиции в Верховной Раде тем политическим режимом. Если вот эта демократическая граница будет перейдена, то есть будет идти речь не только об определенных средствах поощрения, но и о принуждении, с использованием административных средств, давления правоохранительных структур, то тогда коалиция, возможно, и достигнет своей цели. Но я думаю, что этого не случится”.

Максим СТРИХА (руководитель научных программ Института открытой политики):

„Я не исключаю, что это может произойти, хотя и не думаю, что это произойдет до 1 мая, как об этом было объявлено. К сожалению, оба оппозиционных блока сегодня расплачиваются за свой подход к формированию списков. Не случайно, что «Наша Украина» начала сыпаться именно с группы промышленников и предпринимателей. Как свидетельствуют люди осведомленные, все без исключения места в этой группе покупались за грубые деньги. Существует даже рассказы о том, что один из первых «перебежчиков» из «Нашей Украины» полученными деньгами расплатился с руководителем группы за то, что был поставлен в список «Нашей Украины». Не удивительно, что БЮТ посыпался, начиная именно с бизнес-лоби. Тимошенко должна была бы четко понимать, кого она ставила в списки. Боюсь, этим выходы из фракции не закончатся.

Вместе с тем, понятно, что руководители оппозиционных фракций должны очень серьезно пересмотреть свою стратегию. Стратегия кавалерийского наскока не сработала. Стратегия жесткого противостояния и попытки пересмотреть через Конституционный Суд реформы и провести досрочные выборы немедленно так же является обреченной. Следовательно, очень многое зависит от того, насколько оппозиция сумеет перестроиться со спринтерского на стайерский, а, возможно, и марафонский забег”.

Владимир ГОРБАЧ (политический аналитик Института Евро-атлантического сотрудничества)

„Это проявление тенденции избрания сильного, присоединения к сильному. Это главная причина переходов. Процесс этот будет перманентен. Он не будет прорывным, мол, на такую-то дату будет создано конституционное большинство. Но тенденция будет сохраняться. Еще месяц-два и коалиция будет иметь около 280 голосов. И уже тогда, когда до конституционного большинства будет рукой подать, у них возникнет огромное искушение довтиснуть отдельных депутатов и любыми способами вовлечь их в членство в правящей коалиции. Если такое может быть, то не раньше начала следующей сессии.

Но если в коалиции будет 300 голосов, еще не значат, что все эти депутаты будут голосовать одинаково по всем вопросам. Решение по языку, по внешнеполитическим вещам, пересмотру Конституции – все эти вопросы не будут единодушно голосоваться коалицией. Коалиции нужно конституционное большинство для того, чтобы руководить без оглядки на Президента, который не сможет налагать вето. Все, что будет касаться другого, то тут появятся внутренние противоречия, которые не будут позволять делать все, что заблагорассудится Партии Регионов. Такая коалиция превратится в парламент, где есть свое большинство и меньшинство, а оппозиция превратится в статистов, если будет придерживаться такой линии поведения, как сейчас”.