УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Внутренности украинских компаний. Изнанка "Правэкса"-4

Внутренности украинских компаний. Изнанка 'Правэкса'-4

Продолжение. Предыдущие части исследования читайте по адресу:

Часть первая: https://www.obozrevatel.com/news/2006/9/7/134059.htm

Часть вторая: https://www.obozrevatel.com/news/2006/9/11/134643.htm

Часть третья: http://www.obozrevatel.com/news/2006/9/15/135555.htm

Кстати, сам Черновецкий, усвоив, что опасность представляют свои же сотрудники, не принял опробованный тестем способ бороться с этой опасностью. В «Правэкс-Банке» секретность базируется на двух китах. Первый, как и у других банкиров – свирепая служба безопасности. Правда и здесь Черновецкий не обошёлся без эпатажа, и весь Киев знает о его полиграфе, на котором проходят проверку сотрудники банка. Второй – высокая текучесть кадров.

За исключением небольшой прослойки особо доверенного топ-менеджмента, остальной персонал «Правэкса» работает на износ за относительно невысокую, как для банковского сектора, зарплату. В течение последнего года бывшие сотрудники «Правэкса» неоднократно выступали в прессе с «разоблачениями» жёсткого внутрибанковского режима. Черновецкий связывал эти выступления с политической борьбой против него, как против одного из кандидатов на пост мэра столицы. Тем не менее, факт остаётся фактом, текучесть кадров в «Правэксе» на порядок выше, чем в других банках первой десятки, вербовщики банка постоянно ищут сотрудников, набирая их, зачатую среди только закончившей ВУЗ молодёжи, не имеющей опыта работы. Фактически, среднее и низовое звено «Правэксовского» менеджмента – простые исполнители, выполняющие работу автомата. Минимум самостоятельности допускается лишь на верхних степенях банковской иерархии. И только стоящий во главе пирамиды лидер патерналистского типа имеет право на творческий подход. Удел остальных – развитие идей Леонида Михайловича Ченовецкого.

Это точная схема бизнеса русского купчины или заводчика до реформ Александра III. Во главе патриарх, хозяин. На руководящих должностях доверенные приказчики, за которыми следит бдительный хозяйский глаз, чтобы не стали самостоятельными конкурентами. Собственные родственники проходят обучение в деле, поднимаясь ступенька за ступенькой и готовясь заменить основателя бизнеса. Никакого долевого участия, никаких компаньонов, никакого акционирования, никаких кредитов не предусмотрено. Развитие идёт только за счёт внутренних ресурсов. База развития создаётся за счёт безжалостной эксплуатации персонала, а также за счёт игры на закупочных и продажных ценах. Подобный бизнес мог свободно и эффективно развиваться, ориентируясь на торговлю предметами роскоши, вывоз эксклюзивного сырья и деятельности в отраслях, представлявших сферу государственных интересов и, соответственно, финансировавшихся из бюджета.

«Золотой» страт «Правэкса» полностью соответствует данной схеме. Ближайший пример, характеризующий работу «Правэкса» с банковскими металлами, относится к 2004 году, когда начал активно торговаться палладий (металл платиновой группы, входящий в состав сплава, известного как «белое золото»). «Правэкс-Банк» продавал стограммовые слитки палладия по 71,30 грн./г, а выкупал их обратно по цене 34,60 грн./г. Фактически, это можно определить не как нормальную работу с банковским металлом, когда последний выступает как средство инвестиций в сбережения или биржевой игры, альтернативное известным мировым валютам (доллару и евро), а как торговлю предметами роскоши. При такой разнице в ценах, слитки могли покупаться только в подарок (бессмысленный, но дорогой), поскольку ожидать благоприятной мировой конъюнктуры, при которой цена выкупа слитков «Правэксом» поднялась бы выше 72 грн., можно было десятилетиями, а за это время гипотетическую прибыль просто съела бы инфляция.

Ещё одна сфера банковского бизнеса, успешно освоенная «Правэксом», и ориентированная на широкий круг физических лиц, наряду с зарплатными проектами (в 2005 году банк стал одним из победителей конкурса Минфина по отбору банков, через которые проводится выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственной социальной помощи, в «Правэксе» обслуживается зарплатный проект Верховой Рады) – представление услуг по кредитным картам. Партнерами банка являются платежные системы Europay, Visa и American Express, Общество всемирных межбанковских финансовых коммуникаций S.W.I.F.T., система международных денежных переводов Western Union.

Однако, по признаю руководителей банка, приоритетом для него является программа потребительского кредитования. На сегодня, по системе банка в среднем за день выдается более 2 тыс. потребительских кредитов общей суммой около 5 млн. грн. «Правэкс» в течение ряда лет находится в лидирующей группе банков по предоставлению данной услуги. Успех на этом поприще достигнут за счёт внедрения своего рода «ноу-хау» - развития сети точек продаж кредитов в магазинах-партнерах Банка. На данный момент их открыто около полутора тысяч. К концу года должно быть более двух с половиной тысяч. «Правэкс» проводит в этой области довольно гибкую политику, отказавшись от установления единого ценового режима и ориентируясь на изменение рыночной ситуации, а также на региональные особенности.

В рамках развития программы потребительского кредитования можно рассматривать и позиции «Правэкса» на рынке жилого ипотечного кредитования. Здесь он занимает второе место после «Привата» («ПриватБанку» принадлежит свыше 15% рынка ипотечного кредитования. «Правэкс-Банку» - 13,5%). Не исключено, что скандал с афёрой «Элита-Центра», причастность к которой руководства «Правэкс-Банка» не было убедительно доказано, равно как и убедительно опровергнуто, имел целью не только и не столько подорвать позиции Черновецкого как кандидата в мэры (Омельченко был уверен в своей победе), сколько нанести удар по позициям банка на рынке ипотечного кредитования. Так или иначе, но свои операции аферисты действительно проводили через «Правэкс», поэтому речь может идти как минимум о недоработке топ-менеджмента и службы безопасности банка по препятствованию отмыванию незаконно нажитых средств. Кстати, это не единственный прокол «Правэкса» на ниве ипотеки. Так, вопреки законодательству, до последнего времени банк фактически запрещал досрочное погашение кредита, создавая препятствия (например, в виде крупного штрафа).

Таким образом, на сегодня позиции «Правэкса» в первой десятке украинских банков определяются тем, что банк фактически первым определил своим приоритетом работу с массовым некорпоративным клиентом. Однако с тех пор, как «Правэкс» первым из украинских банков получил лицензию на работу с банковскими металлами утекло много воды и в других областях (работа с кредитными карточками, зарплатные проекты, потребительское кредитование, ипотека) банк оказался только одним из первых.

На сегодня возможности развития, исходя из внутренних ресурсов и неоднозначной харизмы Леонида Черновецкого, исчерпаны. Потогонная система, установленная для персонала, и первоначально приносившая плоды в виде снижения затрат на оплату труда сотрудников, утратила эффективность, и сейчас работает исключительно в негатив. Банку стало трудно привлечь квалифицированных специалистов среднего и низшего звена. Перспективная молодёжь, едва оперившись, старается перейти в другое банковское учреждение, топ-менеджмент, не чувствуя давления подрастающих кадров, не имеет стимула к самосовершенствованию.

«Правэксу» достаточно трудно привлечь внешние кредитные ресурсы, необходимые для того, чтобы поддерживать темпы развития, позволяющие ему удержаться в числе ведущих украинских банков. Размещение акций на европейских биржах невозможно из-за принципиальной политики семьи Черновецких, желающих сохранять полный контроль над «семейным бизнесом». Отечественные банки, представляющие интересы крупных промышленных империй даже при желании не нашли бы для «Правэкса» необходимого количества финансовых ресурсов. Тем более, трудно предположить, что они пожелают финансировать конкурента. Работа по схеме продажи банка иностранному инвестору также невозможна по упомянутой причине – желание Черновецкого полностью контролировать бизнес.

Следует также учитывать, что конкуренты «Правэкса» последние годы начинают всё активнее работать в его традиционной сфере. Все крупные украинские банки, исчерпав возможности корпоративного рынка и практически разделив между собой наиболее лакомых корпоративных клиентов, начали переориентацию на работу с физическими лицами. «Правэкс» больше не может претендовать на первые места в традиционных для него сферах ипотеки, карточных и зарплатных проектов, потребительского кредитования, работы с банковскими металлами. Более того, за счёт возможности манёвра ресурсами (привлечение кредитных средств или использование финансовых потоков промышленных империй) банки-конкуренты имеют возможность предлагать клиенту более благоприятные условия, чем «Правэкс», постепенно перетягивая клиентов у Черновецкого. Этот процесс будет только стимулироваться за счёт выхода на украинский рынок иностранных банков.

Все эти негативные моменты только усиливаются за счёт особенностей характера Черновецкого. Если на заре украинского предпринимательства его харизматичность, самоуверенность, вера в свою «звезду» или «божественное предназначение», последовательность, переходящая в упрямство, патерналисткие методы ведения бизнеса, соответствовали времени и приносили свои плоды, то сегодня Черновецкий всё больше становится реликтом ушедшей эпохи, место которому в музее восковых фигур, между Кучмой, Омельченко и Ющенко.

Упорный отказ менять привычные методы работы снижает гибкость управления «Правэкс-Банком» и избрание Черновецкого мэром столицы вряд ли серьёзным образом сможет позитивно повлиять на положение его детища. В отличие от времени Кучмы-Омельченко, когда финансовые потоки столицы находились под строгим вертикальным контролем и мэру приходилось учитывать интересы только немногих приближённых к власти лиц или максимум одной финансово-политической группы, сегодня контроль Черновецкого над финансами Киева и возможность их переориентирования на «Правэкс» затруднены наличием нескольких ФПГ, активно соперничающих и в Киевсовете, и в национальном парламенте. Извечное стремление Леонида Михайловича не только к экономической, но и к политической самостоятельности, делающее чужим для всех, и здесь сужает ему пространство для манёвра.

Очевидно, что в ближайшие годы «Правэкс» будет медленно, но с каждым годом всё быстрее утрачивать рейтинговые позиции. Спасением для него может быть либо полное изменение методов руководства (что маловероятно), либо продажа Черновецким контрольного пакета акций банка (фактическое слияние с крупной отечественной или зарубежной финансовой структурой).

Сергей ГРАЧЁВ

Головокружительным взлетам и падениям, успешным проектам и строителям бизнес-империй посвящен новый проект «Обозревателя» - "Внутренности крупнейших компаний". Рекламные ролики - в эфире. А здесь - изнанка, которую не показывают по телевизору.

"Обозреватель" приглашает к дискуссии как лиц, работающих в этих компаниях, так и ушедших из них - оставляйте, пожалуйста, свои замечания в комментариях. Цикл публикаций по каждой из компаний будет завершаться обзором наиболее интересных и содержательных комментариев. Право на финальное резюме получают также руководители компаний или их PR-агенты.