УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Николай Томенко: «В Украине создана «страна льгот»

Николай Томенко: «В Украине создана «страна льгот»

О системе льгот лучше всего может рассказать человек, который был допущен к ним. Николай Томенко побывал в статусе и народного депутата, и вице-премьер-министра в правительстве Юлии Тимошенко. Сам г-н Томенко неоднократно заявлял о необходимости отмены существующей разветвленной системы льгот для власть предержащих.

- Самая очевидная и глобальная – пенсионная льгота. Имею в видукоррупционную схему насчитывания пенсии высоким чиновникам в размере 90% от размера зарплаты за последний месяц со всеми надбавками. Нигде в мире пенсия не определяется по последнему месяцу. Прежде всего, надо опять ввести верхнее ограничение размера пенсии. От этого пенсии рядовых госслужащих не пострадают. А затем нужно упорядочивать и унифицировать пенсионную систему. Чтобы было, как во всем мире – как работал, такую и получил пенсию. Но это - дело не одного дня. И, к сожалению, не одного года.

- Я внимательно читала закон «О госслужащих», но особых льгот там не увидела. Но де-факто они есть.

- Реальное положение вещей – какие госслужащие имеют льготы и чем они урегулированы – фактически никому не известно. С льготами депутатов – значительно проще. Они все формализированы в законе «О статусе народного депутата». В отличие от льгот нардепов, не все привилегии госслужащих отображены в законе «О госслужбе». Их много возникает на уровне отдельных министерств, ведомств посредством отдельных постановлений, распоряжений. Особенно это касается льгот высоких госслужащих – начальства.

Прежде всего, нужно разобраться, что такое ДУСя? Эта структура была создана указом Л.Кучмы в 2000 году под грифом «Опубликованию не подлежит». Под ее ведомство перевели значительное количество объектов государственной собственности, которые и сформировали современную систему льгот для самых высоких начальников – администрации Президента, правительства и т.п. Я имею в виду медицинские, санаторно-курортные заведения… Потом в ДУСю начали затягивать и промышленные объекты (Житомирский водочный завод, например). Таким образом, создалась некая закрытая система преференций для чиновников.

- Выходит, что прибылями пользуется именно ДУСя?

- Разумеется. Вообще экономика предприятий ДУСи непостижима – неизвестно, насколько они дотируются государством, как распределяются прибыли и тому подобное? ДУСины санаторно-курортные заведения активно ведут коммерческую деятельность, продают путевки и при этом обеспечивают почти бесплатный отдых высоких чиновников. Почти в каждом государственном санатории есть возможность для фантастических злоупотреблений. Потому что когда вы работаете как бизнес, и в то же время получаете дотации из бюджета – для этого есть все возможности.

Например, один из самых престижных депутатских санаториев – «Нижняя Ореанда». Когда я там отдыхал, там же отдыхали десятки российских бизнесменов. Директор санатория говорил: «Ну, нам же нужно как-то выживать, из бюджета нам денег не хватает. Поэтому мы продаем путевки каким-нибудь бизнесменам». То есть, с одной стороны, это бюджетная организация, с другой – коммерческая. И проконтролировать, куда деваются деньги, и какие – невозможно.

Есть еще в Крыму государственные дачи для наивысших должностных лиц – премьера, отдельных министров, руководителей парламента. Это дачи еще прежних коммунистических деятелей (еще со времен Сталина-Берии). Все это государственное «добро» содержится за бюджетные средства. А в этом числе – не только поддержка идеального состояния зданий и территории, но и зарплата обслуживающему персоналу, которого на таких объектах немало.

В этом ряду и проблема с резиденциями Президента… Их вроде бы стало еще больше – уже 14. Зачем их из государственного бюджета содержать, они же стоят пустые? Президент кроме резиденций на Гуте и в Крыму нигде не бывает...

Интересно еще разобраться с так называемой «Базой выходного дня» в Конче-Заспе. Это целый городок. Это тоже советское наследство, в котором есть элементы и коммунизма, и первобытного накопления капитала, и агрессивного капитализма…

- Кто имеет право отдыхать на этой «базе»?

- Пожизненно имеют право бывшие премьеры, председатели ВР, президенты, генеральные прокуроры. Но ежегодно таких категорий становится все больше… Население этого «городка» разделено на несколько категорий. Есть самый «бедный» контингент, который живет в деревянных домиках, в которых ветер свищет, – это еще старые дачи. И есть крутые. Как правило, из дач никто не выезжает, даже когда теряет свою должность. Потому что можно как-то договориться, чтобы там остаться. Когда я был вице-премьером, я жил в доме категории между средним классом и «бедными» (деревянный двухкомнатный дом, построенный еще в советское время, правда, удобства все есть, мебель тоже)… Еще с советских времен был четко установлен такой порядок: министру – однокомнатный дом, вице-премьеру – двух-, и премьеру, председателю ВР – трехкомнатный. Поскольку коммунизм не состоялся и наступил капитализм, то все «нормальные», то есть ловкие люди, посносили эти деревянные дома и построили свои крутые особняки. Часть этих домов уже приватизирована. Но парадокс заключается в том, что эта база де-юре вроде бы остается государственной собственностью – вся ее инфраструктура, обслуживающая ее, бесплатна – за вами убирают, присматривают, есть готовят…

Конча-Заспа - это вообще какой-то уникальный рудимент «совка» – сохранилась советская иерархия, субординация и пиетет к наивысшим лицам. Я как-то не мог выехать, потому что дорога была перекрыта, так как должен был выезжать Литвин. И чтобы, упаси Боже, не помешать ему, запретили выезжать всем, в том числе членам правительства.

Там возле Кучмы неизвестно на каких основаниях живет Симоненко. Ведь он никогда никаких высоких должностей не занимал. Там Горбулин живет, Азаров… У них крутые дома. Они их за свои деньги перестроили. Как мне сказали: «Ваши коллеги-министры сказали, что они не бомжи, поэтому перестроили дома». Я ответил, что у меня нет таких денег, я отношусь к этому жилью как к временному, служебному, поэтому перестраивать его не буду. Кстати, я был единственным, кто на следующий день, как только наше правительство отправили в отставку, сдал ключи. Когда я был в правительстве, в Конче-Заспе жило 15 народных депутатов. Хотя они не имели права там жить, потому что это дачи для чиновников наивысшего ранга - не ниже министра, заместителей председателя ВР, генпрокурора и его заместителей… По этому поводу есть соответствующее постановление правительства.

Для меня эта «база», где я как вице-премьер так и не смог понять, что там происходит, является показательной – эта «страна льгот» выгодна и новой власти.

- Как можно аннулировать льготы?

- Во-первых, на это должна быть политическая воля. А механизм простой – высокая зарплата для высокопоставленных чиновников. При этом объяснить людям, что государственный служащий высокого уровня должен получать достойную заработную плату. И за свой отдых, транспорт платить свои собственные деньги. Но не иметь никаких льгот, потому что льготы – это, по сути, коррупция.

- Не стоит ли нашим чиновникам пересесть на отечественные авто?

- Самая хорошая машина – это та, которая хорошо ездит. Можно, бесспорно, сделать пиар-кампанию, например, с «Тавриями». К сожалению, на «Таврии» вы не наездитесь. Существует вопрос качества. Но я думаю, что можно находить формы и поддерживать наши заводы, по крайней мере, те, которые занимаются сборкой и комплектацией автомобилей в нашей стране. Но проблема в другом – процедура должна быть не коррупционной – от первого до последнего шага. Я имею в виду схемы аренды автомобилей (арендуется у «братского» автосалона), приобретение автомобилей… Должны проводиться открытые конкурсы и тендеры и по закупке, и по аренде – чтобы условия были самые выгодные и дешевые. То же самое касается и закупки мебели, компьютеров…

Ну и вопрос скромности самих власть предержащих. У нас же как: каждый новый министр считает, что ему на старом авто ездить не престижно. Я занимал должности и во ВР, и в правительстве, и спокойно пользовался машиной предшественника. У меня и мысли не возникало, что нужно иметь машину «покруче».

- Можно ли сказать, что «позорные явления» служебных злоупотреблений увеличились?

- По крайней мере – не уменьшились. Для меня была показательной проблема Кучмы. Когда мы в правительстве поднимали вопрос, на каких основаниях бывшему президенту предоставлялись горничные и повара, то нам сказали: «Чего вы мучаете этого президента, пусть он хоть на старости отдыхает». А когда наше правительство ушло, то правительство Еханурова обеспечило Кучме безбедную и беспечную жизнь.

Беседовала Лариса Руденко, «ЧАС. UA »