УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Режим в России еще не фашистский, но черты уже проявляются

Режим в России еще не фашистский, но черты уже проявляются

12 октября на «Обозревателе» состоялась веб-конференция Президента фонда «Наш Выбор», заместителя Председателя Президиума движения «Российский Народно-Демократический Союз» Ирины Хакамады.

В чем, по Вашему мнению, состоит парадокс и достижение «помаранчевой» революции?

Демократическая элита в Украине, как и в России, и в Грузии, может брать власть. Но не умеет ее удерживать в силу амбиций, отсутствия ответственности и неумения находить компромиссы.

Убийство Политковской выглядит как подарок ко дню рождения диктатора?

Убийство Политковской демонстрирует разнузданность криминала, подстегиваемую психологией власти, которая рассматривает независимого журналиста, критикующего власть, как врага. Кстати, это может быть способ подставить самого Путина, поскольку перед выбором в России идет борьба не общества с властью, а внутри самой власти.

Почему Россия так боится нашего вступления в НАТО?

Россия выбрала путь нового изоляционизма, поэтому расширение НАТО до Украины и Грузии для нее является враждебным действием. Если бы Россия выбрала путь интеграции в евроатлантические организации, тогда она бы вместе с Украиной и Грузией сама бы пошла в НАТО. Кстати, в этом случае, я уверена, Россия смогла бы предотвратить войну в Ираке, расползание ядерного оружия (ядерная бомба в Северной Корее) и дестабилизацию отношений между Израилем, Палестиной и Ливаном.

Мотивацией прихода к власти Дваждынесудимого служит, якобы, соблюдение принципов демократии. Невольно задаешься вопросом: а нужна ли такая демократия?

Демократия — это процедура, в основе которой лежит три главных принципа. Право индивида на свое личное автономное пространство, куда никто не может вмешиваться, в том числе и власть. Второе: право индивида на личную и частную собственность. Третье — социальный договор между людьми по поводу власти. Любые искажения в реальной жизни этой абстрактной формулы должны стимулировать исправления ошибок, а не отрицание самой демократии, как великого изобретения разума человеческого. Не спешите с выводами.

Ваше отношение к Юлии Тимошенко? Что Вам в ней нравится, а что раздражает?

Мне в Тимошенко нравится ее смелость, принципиальность, умение работать с людьми, с народом, ум, красота и харизма. Не нравится беспредельное стремление к осуществлению собственной карьеры.

Вам не кажется, что в России возрождается фашизм?

Возрождается авторитарный режим. Он еще не фашистский, но уже появляются некоторые черты. Если подразумевать не нацизм, а фашизм как политическую модель, где государство решает все. Почему народ соглашается? Потому что получает крошки с нефтяного стола, потому что живет в искаженном информационном пространстве. То есть немножко хлеба и оооочень много зрелищ.

Кто, на Ваш взгляд, мог бы в России противостоять Путину? Кого Вы видите достойной кандидатурой?

Если бы Путин пошел — россияне бы поддержали, поскольку почвы, из которой произрастают те, кто может противостоять, нет. Представьте себе, что стоит большой дуб, и в почву под ним вливаются удобрения, вода, его лечат, то есть он живет как в ботаническом саду, а вокруг сплошной песок и пустыня. В таких условиях второго дуба не вырастет. Но все равно надо пытаться. И пусть даже с ограниченными ресурсами — надо взращивать дубочки на хилой почве. Чем я и занимаюсь.

Ирина, как Вы думаете, какова точка невозврата постсоветской страны в пути от авторитаризма? Где она у России и у Украины?

Мне кажется, что эти точки у двух стран близки. Но все-таки требуется время. Лет десять. Точка невозврата — формирование независимого гражданского общества.

То есть когда граждане ощущают себя не подданными, а субъектами не только формирования частной жизни, но и государственной тоже.

Ирина, чего Вам в жизни не хватает, чтоб можно было лечь и спокойно умереть?

Я не являюсь воплощением Будды на Земле, и поэтому все равно умереть спокойно не смогу. Не хватает ощущения уютной страны, уважающей человеческое достоинство, открытой для моих детей, внуков, то есть для будущего.

Все ответы Ирины Хакамады читайте тут.