УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кандидата наук Маринину всю жизнь "подсиживали" мужчины

1,3 т.
Кандидата наук Маринину всю жизнь 'подсиживали' мужчины

По мнению создательницы "Каменской", детектив умирает и превращается в семейный роман

В Киеве детективщица Александра Маринина была откровенной с журналистами и честно призналась, что литература для нее — ремесло, а не хождение над пропастью в ожидании божественного озарения, мол, у каждого человека есть работа и для нее она состоит в исправном сочинении новых детективов. В новой книге "Пружина для мышеловки", как и в предыдущей "Замена объекта" не фигурирует имя Насти Каменской, о чем Марина ничуть не сожалеет.

— В тот момент, когда я придумывала Настю Каменскую, в ней было очень много от меня самой — процентов девяносто пять, наверное. Я наделила ее большим количеством собственных привычек, пристрастий, своим образом жизни. С тех прошло тринадцать лет, и эти тринадцать лет мы с ней прожили совершенно по разному. Сегодня мы с ней уже не так близки, как тогда.

Маринина держалась очень просто, в ее поведении не проскакивали замашки "творческой личности", а когда писательница начала рассказывать о способах борьбы с ленью, стали понятны причины ее плодовитости.

— Начальник приходит и говорит: "Завтра бумага должна быть в министерстве". Есть у тебя настроение или нет, приходят ли в голову хоть какие-нибудь мысли, есть ли вдохновение — никого это не интересует. Ты в погонах, поучаешь оклад, у тебя рабочий день 24 часа — садись пиши. Как хочешь: ломай мозги, выкручивай их, но пиши. В общем, для меня заставлять себя писать — нормальный процесс. Вдохновение, муза — это все не про меня. Усидчивость, высиживание задницы, слово "надо" — вот это мое. Мой муж, полковник милиции, меня постоянно консультирует, я обязательно читаю ему рукописи, он выискивает мои милицейские ошибки. Моя помощница по хозяйству очень хорошо вылавливает опечатки, она даже не может правило объяснить, но точно знает, как правильно пишется.

На встрече с журналистами Маринина вела себя как служащая во время обеденного перерыва — не спеша попивая чай с лимоном, покуривая сигарету и доверительно общаясь с журналистами, как со своим сослуживцами. Помрачнела писательница только тогда, когда вспомнила о своем милицейском прошлом.

— Моя карьера складывалась не самым удачным образом. У меня было два больших недостатка — то, что я женщина, и то, что не была членом партии. Поэтому, когда освобождалось какое-нибудь вакантное место, на которое я могла претендовать по своему научному статусу кандидата наук, предпочитали брать мужчину, несмотря на то, что его статус был ниже. А если уж он был членом партии — совсем хорошо. Поэтому в моей карьере не было взлетов и падений, были просто падения. Так случалось несколько раз, и однажды меня с моей замечательной кандидатской степенью понизили в должность... лаборантки. Сидеть печатать чужие лекции мне было откровенно скучно. Я хотела заниматься наукой, криминологией — и меня, наконец, взяли в отдел прогнозирования преступности. Ушла я из органов в 1998-м.

Как оказалось, в будущем Маринина вполне может забросить детективы, переквалифицировавшись в музыкальные критики или ветеринары.

— Никаких планов у меня нет — я же девочка, я таким не страдаю. — призналась писательница. — Но мне очень нравится аналитика в области оперных постановок, я с удовольствием занимаюсь сравнением, как опера поставлена в одном театре одним режиссером, как другим, как работают разные дирижеры. Еще я очень люблю своих кошек, и, как человек, переживший болезни своих животных, я заинтересована в том, чтобы ветеринарная помощь в нашей стране была доступна и оказывалась быстро и квалифицировано.

Маринина призналась в нелюбви к сериалу "Каменская" (в главной роли, напомним, Елена Яковлева) и посетовала на то, что ей не хватило профессионализма, чтобы подсказать создателям верную трактовку:

— Я бы все поменяла. Главную артистку можно оставить, но я бы все-таки предложила ей играть немножко по-другому. Но я не профессионал, не умею писать сценарии и снимать кино, поэтому с пониманием отношусь к тому, что этим занимаются другие люди у которых иное видение.

Когда посыпались вопросы об исторической родине, писательница развеяла слухи о своем якобы "украинском происхождении".

— Все мои предки родом из России, но после войны родители моей мамы оказались во Львове. Там моя мама закончила школу и училась в университете, потом она познакомилась с моим отцом-питерцем. Естественно, вышла замуж и уехала к нему, но рожать поехала поближе к матери, во Львов, где я жила до трех лет, а потом меня отдали в детский сад в Питере. Но весь шестой класс, когда мои родители переезжали из Ленинграда в Москву, я проходила во львовской школе.

Детектив, как считает Маринина, умирает и превращается в обычный семейный роман с легким налетом криминалистики.

— С детективом ничего не происходит, просто наши авторы продолжают осваивать ниши, которые в этом жанре заложены. Все меньше внимания уделяется жанру "экшн", потому что это было отработано уже в первой половине 90-х — все эти темы вроде "герой-спецназовец вернулся из армии, обнаружил, что его сестру изнасиловали и один поубивал всю мафию". Этим наелись, поэтому сейчас даже авторы-мужчины начинают писать книги, наполненные какой-то жизненной историей. Детектив превращается в просто роман с детективной интригой — у кого-то совсем крошечной, существующей для того, чтобы увлечь читателя и заставить его прочитать все жизненные, семейные истории.

"Сегодня" спросила у Марининой, что же заставило такую тихую и домашнюю женщину уйти в криминалистику, а потом писать детективы.

— Дурная наследственность. У меня отец работал в уголовном розыске, мама занималась уголовным процессом, дед был председателем Ленинградского областного суда — гены на помойку не выкинешь. Хотя я искренне полагала, что буду киноведом и серьезно готовилась поступать во ВГИК. Никто из нас, авторов детективов, не мнит себя в роли учителя — мы просто делаем то, что нам нравится, мы развлекаемся и радуемся тому, что это еще и деньги нам приносит.

Максим ПЕТРУК "Сегодня"

http://today.viaduk.net