Чрезвычайный и Полномочный Посол США Джон Хербст: "У моей жены - славянские корни"

1,1 т.
Чрезвычайный и Полномочный Посол США Джон Хербст: 'У моей жены - славянские корни'

Мы верим - голосование было честным

- Мистер Хербст, как, по вашему мнению, отношения между нашими странами после оранжевой революции улучшились?

- Стали существенно лучше.

- В чем конкретно это выражается? - Соединенные Штаты стремились иметь близкие отношения с Украиной с момента провозглашения вашей страной независимости. Однако своими лучшими друзьями Америка считает те государства, которые разделяют ее ценности. Отношения между США и Украиной за последние семь месяцев улучшились, потому что мы верим: голосование в третьем туре президентских выборов в прошлом году было действительно честным. Ющенко пообещал, что он и его команда станут поддерживать демократические принципы в Украине. И мы это, конечно же, приветствуем. - Вы неоднократно говорили о том, что нашему правительству стоило бы как можно меньше вмешиваться в процессы экономики внутри страны. К примеру, не регулировать административными методами цены на товары. Кроме вышеназванных принципов, есть ли у США еще пожелания к новой украинской власти? Что, на ваш взгляд, она делает сейчас неверно? - Мы поддерживаем желание Ющенко строить в Украине демократию и свободную экономику. Однако мы уже указывали на то, что отдельные шаги нового правительства несовместимы с рыночной экономикой. На сегодня некоторые из этих шагов отменены, некоторые - нет. Вот это, пожалуй, и является главным моментом, который мы обсуждали публично.

К оппозиции нужно относиться с уважением

- Считается, что Украина - один из главных камней преткновения в отношениях США и России. Как бы вы в этом контексте прокомментировали отношения Америки с РФ? - Я бы не назвал Украину камнем преткновения между США и Россией. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы иметь как можно лучшие отношения с вашей страной. Но мы стремимся иметь такие же отношения и с Россией. Мы понимаем, что Украина и РФ - соседи, у которых исторические связи, схожие языки, общая религия. Для вас вполне естественно поддерживать союзнические отношения и с Россией, и с нами. - Однако в этом плане можно вспомнить наши последние президентские выборы, когда США и Россия выразили абсолютно полярные точки зрения на то, что происходило. - Я могу говорить только от имени Соединенных Штатов. Мы действительно верим в демократию, мы действительно верим в то, что украинский народ сам должен выбирать своих лидеров, что фальсифицировать результаты выборов нельзя. И мы всегда последовательно придерживались этой позиции. - Старая власть в Украине была небезгрешной во многих отношениях. Сейчас, когда она оказалась в роли оппозиции, как следует действовать нашим правоохранительным органам, чтобы покарать виновных и одновременно не стать преследователем инакомыслящих? Как отличить политические репрессии от законного преследования? - Это очень сложный вопрос. При демократии чрезвычайно важно относиться к оппозиции с уважением. Ясно, что она должна занимать определенное место в политической системе страны. Однако верно и то, что за криминальные деяния придется отвечать по закону. Необходимо, чтобы абсолютно все меры основывались на реальных фактах, очевидных для всех. Ответственность за преступления должна наступать независимо от того, кто их совершил, входит этот человек в состав правительства, оппозиции или вообще не занимается политикой...

Ваших солдат никто не вынуждал ехать в Ирак

- Украина в свое время участвовала в антитеррористической коалиции в Ираке. Наш контингент в этой стране - один из наибольших по численности. Помимо таких абстрактных «призов», как повышение международного имиджа страны, получит ли Украина какие-либо материальные дивиденды? - Стоит отметить, что ваши солдаты служат в Ираке добровольно. Их никто не вынуждал туда ехать. Также следует указать на то, что Украина внесла и вносит существенный вклад в международные антитеррористические силы, как и в поддержание мира в Ираке. Украина получила несколько контрактов на восстановление этой страны. Однако они последовали не по причине вашего участия в операции, а из-за того, что украинские компании действительно предложили конкурентоспособные условия. Я знаю, что правительство Ирака благодарно вашим солдатам за помощь, и это должно внести свой вклад в возобновление активных контактов, в том числе и экономических, между этой страной и Украиной. - Как бы вы описали ситуацию с соблюдением прав на интеллектуальную собственность в Украине? - Мы довольны тем, что принят закон о правах интеллектуальной собственности. Мы еще продолжаем его анализировать, но впечатление такое, что он отвечает международным стандартам защиты вышеназванных прав. А это, в свою очередь, будет способствовать вступлению Украины в ВТО.

Украина - не Узбекистан

- Вы представляете США в Украине уже два года. До этого работали в Узбекистане. Что общего и в чем отличие между вашей деятельностью посла там и в Украине? - Главное отличие в том, что у вас более открытое общество. Даже если вспомнить последние три-четыре года перед прошедшими президентскими выборами, здесь все равно была серьезная оппозиция, гражданское общество. Далеко не во всех постсоветских странах такое можно было увидеть. - Какое самое интересное событие вам довелось пережить за время вашей работы за границей в качестве представителя США? - Мне повезло в том, что за время моей дипломатической карьеры я занимал много интересных должностей. Безусловно, одним из самых ярких, а возможно, самым ярким из моих впечатлений стало то, как украинский народ потребовал демократических выборов в прошлом году. Также интересным опытом можно назвать период, когда я служил на Ближнем Востоке. Летом 2000-го я принимал участие в Кемп-Дэвидском саммите между израильскими и палестинскими лидерами. Когда произошли события 11 сентября и США начали операцию в Афганистане, я находился в Узбекистане и помогал налаживать сотрудничество для борьбы с террористической угрозой, исходившей из Афганистана. Памятным, но очень печальным событием был для меня и взрыв на Чернобыльской станции в 1986-м - я тогда как раз служил в Москве.

КСТАТИ

Немного о личном

- Чем вы увлекаетесь?

- Пожалуй, большую часть свободного времени я трачу на моих детей. Кроме того, люблю чтение, увлекаюсь лыжным спортом, а также помогаю сыновьям тренироваться в игре в бейсбол.

- А в Украине есть условия для игры в бейсбол?

- Здесь есть бейсбольные лиги, где очень хорошие игроки. Очень жаль, что в Киеве отсутствует бейсбольный стадион для взрослых, а тот, что был, закрыли в прошлом году.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

- У моей жены - славянские корни. Ее дедушка по материнской линии родился на Черниговщине. Ее мама еще ребенком была эвакуирована с армией генерала Врангеля из Севастополя, а отец в свое время жил в Одессе. У нас пятеро детей. Моя старшая дочь - дипломат, другая только окончила университет и в этом году начнет преподавать в школе, третья - студентка, а двое сыновей-школьников - со мной в Киеве.

СПРАВКА «КП»

Джон Эдвард Хербст родился 12 августа 1952 года в штате Нью-Йорк. Высшее образование получал в школе дипломатической службы Джорджтаунского университета, во Флетчеровской школе права, а также в Болонском центре школы углубленных студий Университета Джона Хопкинса. За свою карьеру занимал ряд должностей в государственном департаменте, представлял интересы США в Израиле, России, Саудовской Аравии. Владеет русским и арабским языками, изучает украинский.

"Комсомольская Правда"