newspaper
flag
УкраїнськаУКР
flag
EnglishENG
flag
русскийРУС
img

Из России выдавили украинские соки

627
Из России выдавили украинские соки

Украинские производители соков, годами убеждавшие потребителя в их натуральности, попали в неловкое положение.

Видео дня

Отечественные соки оказались под при­стальным вниманием российской тамож­ни. С недавних пор соседи считают роди­ной этих напитков не Украину, где они разливаются, а страны, в которых выпус­кают концентраты для производства со­ков. Финансовые потери (30%-ная пошли­на) усугубляются моральными — потреби­телям всех стран лишний раз напомнили, из чего в действительности сделаны соки, в натуральности которых клянутся произво­дители.

Проверка прописки

Сразу два крупнейших отечест­венных производителя соков — компании «Сандора» и «Витмарк-Украина» — заявили о притесне­ниях со стороны российских тамо­женников. В «Сандоре» утверж­дают, что им приходится экспор­тировать свой товар на террито­рию РФ, уплачивая таможенные пошлины. Хотя, исходя из Пра­вил определения страны происхождения товаров, утвержден­ных решением Совета глав прави­тельств стран — участниц СНГ (от 30.11.2000 г.), продукция, произ­веденная на территории постсо­ветского пространства, пересека­ет границы «братских» рынков бесплатно. Пока сумму переплаченной пошлины в компании оце­нивают в скромные 227 тыс. руб­лей (около 40 тыс. грн.). Зацепка, позволяющая российским тамо­женникам зарабатывать на наших соковиках, звучит для украин­ских производителей, не единож­ды убеждавших потребителей в натуральности своей продукции, весьма неприятно. Дело в том, что россияне в качестве страны происхождения соков определяют не территорию, где напиток разлили в пакеты, а родину сырья. В мае этого года в РФ принято соответ­ствующее постановление. «Так что апельсиновый сок, произве­денный в Украине, к примеру, из бразильских цитрусовых, счита­ют бразильским. Естественно, он облагается пошлиной как им­портный продукт», — рассказы­вает руководитель экспортного отдела компании «Витмарк-Укра­ина» Сергей Сербул. По словам директора по качеству компании «Сандора» Татьяны Заикиной, импортным признано 30-40% экспортного ассортимента пред­приятия. В черный список вошли все соки, изготовленные из кон­центрата экзотических фруктов. Учитывая, что российская пош­лина на импортные напитки до­стигает 30%, наши производите­ли жалуются, что не могут на рав­ных конкурировать с местными поставщиками.

Импортер продукции «Сандоры», российская компания «Югпродимпорт» уже предприняла попытку решить проблему в суде. Недавно в арбитражном суде Рос­това-на-Дону прошел ряд разби­рательств, в процессе которых «Югпродимпорт» пытался добиться от Таганрогской таможни возврата излишне уплаченной по­шлины. Таможенники утвержда­ют, что внутренние инструкции предписывают им ориентировать­ся именно на вышеназванную схе­му при определении страны про­исхождения соков. «20 июня 2005 года суд принял решение в пользу ООО «Югпродимпорт», обязав та­можню возвратить излишне упла­ченную пошлину. Однако, по име­ющимся сведениям, наши оппо­ненты не собираются сдаваться и планируют подавать кассацион­ную жалобу», — рассказывает г-жа Заикина.

Поиск виновных

Сергей Сербул отмечает, что не­разбериха с пошлинами — только малая часть проблем, с которыми сталкиваются отечественные ком­пании на российской границе. «Таможенники требуют от укра­инских производителей такой список документов — различных справок, подтверждений, разре­шений, — как никакая другая страна в мире. Из чего несложно заключить, что мы фактически — персоны non-grata в России», — говорит он.

Пытаясь найти в действиях та­моженников скрытый смысл, наши компании подозревают, что те действуют по договоренности с ме­стными производителями соков, пытающимися не пустить на свой рынок потенциальных конкурен­тов. В пользу этой версии г-н Сер­бул приводит следующие аргумен­ты: украинские напитки имеют значительное ценовое преимуще­ство (до 15-25%), а лучшее их ка­чество признают даже сами росси­яне. «Ясно, что появление майско­го постановления, предписываю­щего считать часть наших соков иностранными, является резуль­татом жесткого лобби четырех крупнейших российских компа­ний. Однако такая защита внут­реннего рынка от импортного то­варопроизводителя не мешает тем же компаниям ввозить свою про­дукцию в Украину согласно льгот­ным условиям упомянутого меж­дународного соглашения», — счи­тает Сергей Сербул. Впрочем, тра­тить деньги и усилия на нейтрали­зацию украинских конкурентов россияне могут лишь в расчете на весьма отдаленную перспективу. Сейчас они контролируют поряд­ка 95% своего рынка, а остальные 5% мы делим с десятком постав­щиков из других стран.

Директор по связям с общест­венностью российского ОАО «Лебедянский» Александр Костиков утверждает, что ни о каком сгово­ре соковиков не может быть и ре­чи. «Украинские, равно как и другие поставщики не представ­ляют для нас серьезной угрозы. Но вовсе не по причине существо­вания каких-то барьеров. Просто в период кризиса, когда основные импортеры ушли с нашего рынка, российские производители смог­ли укрепить позиции. Сейчас же отрасль слишком конкурента и освоение рынка требует очень больших инвестиций», — уверен он. Среди других версий г-жа За­икина называет банальное жела­ние таможенников выполнить план по сбору средств в бюджет.

Кстати, пример россиян оказал­ся заразительным. Недавно по­добные методы взяли на вооруже­ние и молдавские таможенники. Причем в этом случае в черный список попали не только экзоти­ческие соки, но и томатный, сы­рья для производства которого в Украине достаточно. Тем не менее молдавские таможенники запо­дозрили наших производителей в том, что они создают напиток пу­тем нехитрого смешивания ки­тайской томатной пасты и воды, следовательно, родиной продукта был признан Китай.

Людмила Ксенз, «Деловая Столица»