УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Канал в заповеднике - семейный бизнес Кучмы

Канал в заповеднике - семейный бизнес Кучмы

В прошлом году Леонид Кучма и Георгий Кирпа с помпой открыли канал "Дунай--Черное море". Новая власть стала разбираться и с этим наследием прежнего режима. Министр транспорта Евгений Червоненко распорядился провести у заказчика стройки, николаевского "Дельта-Лоцмана", комплексную проверку. Вскрылись факты чудовищного разбазаривания государственных средств. Всего одна деталь -- директор предприятия В. Бездольный выписал сам себе материальную помощь в размере 864,3 тыс. грн. Возбуждены два уголовных дела.

"Чукча умер от вскрытия"

Глава Минприроды Павел Игнатенко направил на стройку комиссию, выявившую множество фактов грубого нарушения природоохранного законодательства, и приостановил работы по углублению дна. Широко разрекламированные экономические выгоды от работы нового канала на деле оказались похожими на старый анекдот: "Вскрытие чукчи показало, что чукча умер от вскрытия". В том смысле, что практически все средства, заработанные "Дельта-Лоцманом" на проводке судов по каналу, Минтранс должен сейчас вложить в повторные дноуглубительные работы в русле, уже занесенном могучим Дунаем.

Поневоле задумаешься: а нужен ли вообще стране канал именно в этом месте? Председатель Верховной Рады Владимир Литвин убежден, что нужен.

Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко принес в редакцию "ВВ" копии двух документов. Первый -- письмо Владимира Литвина премьер-министру Юлии Тимошенко по поводу строительства канала "Дунай-- Черное море". Второй -- письмо президента НАН Украины академика Бориса Патона главе Минприроды Павлу Игнатенко по тому же поводу. Сопоставляя их содержание, приходишь к весьма интересным выводам.

Владимир Михайлович -- большой ученый

Начинает Литвин (тоже, кстати, ученый, доктор исторических наук) с заявления о важности для экономики Украины строительства канала. Кстати, специалисты никогда с этим не спорили. НАН Украины, по словам Патона, разработала 7(!) вариантов проекта специального судового хода из Дуная в Черное море. А принят был 8-й, совершенно неприемлемый, поскольку он затрагивал целостность Дунайского биосферного заповедника. Единственным аргументом в пользу последнего проекта была его относительная дешевизна (но мы уже знаем, чем она обернулась на деле). Чтобы обосновать вторжение в заповедник, Леонид Кучма, грубо нарушая законодательство, издал несколько указов, меняющих зональность ландшафта так, что хозяйственные работы становились возможными только в самой ценной части Дунайского биосферного заповедника.

Тем не менее Литвин утверждает, что "выбор оптимального варианта проекта осуществлен с учетом требований национальных и международных норм". Это, мягко говоря, неправда. Патон вносит ясность: "строительство канала через заповедник игнорирует множество законодательных норм Украины". Кроме того, добавляет Борейко, при этом нарушается сразу 6(!) международных соглашений, подписанных нашей страной.

Предложения Литвина вызывают у Борейко, по меньшей мере, удивление. "Что значит "стабилизировать обстановку" вокруг "Дельта-Лоцмана"? -- спрашивает он. -- Может быть, разрешить его руководителям продолжать разбазаривание бюджетных денег? Вдумайтесь в смысл такой фразы: "Предоставить "Дельта-Лоцману" соответствующие полномочия для срочного выполнения разрешительной процедуры и всего комплекса строительных и технических работ". Означать этот "канцелярит" может только одно: Литвин требует предоставить предприятию чрезвычайные полномочия с тем, чтобы строители канала сами себя контролировали и сами себе все разрешали. Но можно ли так доверять руководителям "Дельта-Лоцмана", против которых возбуждено два уголовных дела? И в соответствии с каким, спрашивается, законом это можно сделать?" -- спрашивает директор эколого-культурного центра.

Куда ведет "Украинский фарватер"?

От правительства председатель парламента требует, разумеется, срочного "решения вопроса о государственном финансировании национального проекта, а также привлечение в него негосударственных средств (инвестиций и так далее)".

Тут мы подошли к самой сути дела. Если заглянуть в генеральное соглашение о строительстве канала, то становится ясно, что на самом деле существует два заказчика работ: государственное предприятие "Дельта-Лоцман" и... частная компания "Украинский фарватер". Зарегистрирована последняя была всего за два дня до подписания соглашения с уставным фондом 20,5 тыс. грн. Акционерами ее в равных долях являются некий киевлянин К. Бухонский и днепропетровское 000 "Обертон-Уголь", близкое к "Интерпайпу". Так, по крайней мере, утверждается в "Зеркале недели" (№12, от 2 апреля 2005 г.). То, что "Интерпайп" принадлежит зятю Кучмы Виктору Пинчуку, знает вся страна.

Ларчик, как видим, просто открывался. Канал "Дунай-Черное море" замышлялся как всего лишь еще один бизнес семьи бывшего "гаранта". Главная идея сводилась к тому, чтобы построить канал за госсчет, а большую часть прибыли от его эксплуатации направить в собственный карман. Поэтому содержанием генерального соглашения все время вертели, как цыган солнцем. Если гарантировалось бюджетное финансирование, то "Украинский фарватер" тут же становился вторым заказчиком. Если не гарантировалось, что и случилось при новой власти, платить должен был государственный "Дельта-Лоцман". В результате постоянной игры в переписывание генерального соглашения так и не построили защитную дамбу, что свело все дноуглубительные работы в канале к нулю. Чтобы продолжить их, нужно рассчитаться с генподрядчиком, немецкой компанией Mobius, которой задолжали 13,6 млн. евро.

Кто именно должен платить? Ответ можно найти только в генеральном соглашении. Но заглянуть в него в "Дельта-Лоцмане" не дают, ссылаясь на коммерческую тайну. Хотя, как не трудно догадаться, скорее всего соглашение теперь будет выглядеть так, что государство -- в должниках, а "Украинский фарватер" -- ни при чем.

Можно ли до сих пор мириться в подобными играми? Новая власть вроде бы декларирует открытость, но в данном случае сам председатель Верховной Рады предлагает правительству махнуть рукой на пропавшие при прежней власти деньги и просто продолжить финансирование семейного бизнеса Леонида Кучмы. Если так на самом деле и получится, то ни о каких переменах в стране можно вообще не говорить.

"Мы считаем, -- сказал в заключение Владимир Борейко, -- что затеянную при Кучме аферу с вторжением в Дунайский биосферный заповедник нужно немедленно прекратить, а канал "Дунай-Черное море" начать строить по одному из вариантов проекта, разработанного в НАН Украины."

Валентин СМАГА

http://www.vv.com.ua