УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Володимир Філенко: "Народний союз" може стати "Нашою Україною"

765
Володимир Філенко: 'Народний союз' може стати 'Нашою Україною'

Интервью с народным депутатом Владимиром Филенко было запланировано на пятницу. Мы рассчитали, что изменения в закон о госбюджете будут внесены накануне, поэтому договорились на утро. Однако парламентарии все перекроили по-своему, и пятница оказалась очень напряженным днем. Наша беседа с Владимиром Филипповичем состоялась поздно вечером, сразу после беспрецедентного по количеству единомышленников голосования. Поэтому первый вопрос касался именно причин такого единодушия депутатов в сессионном зале.

- Владимир Филиппович, можно говорить о новом большинстве в Верховной Раде? Так сказать, парламентско-правительственная коалиция...

- Я думаю, это просто продолжение позиции Верховной Рады по поддержке правительства. Результат голосования фактически повторил те цифры на табло, которые высветились при голосовании за назначение Юлии Тимошенко премьер-министром. Поскольку с этого дня прошло не так много времени, нельзя утверждать, что количество сторонников или противников правительства сильно изменилось. Так что нынешнее голосование за изменения в закон о бюджете - это просто последовательный шаг Верховной Рады. А утверждать, что создано парламентское большинство, которое во всем будет поддерживать правительство, еще очень рано. Никаких соглашений, квотного формирования правительства у нас нет, а значит, стоит говорить исключительно о ситуативной поддержке правительства парламентом. Но эта поддержка очень зыбкая и ненадежная. Просто правительство еще ошибок не успело наделать. А если оно будет проводить какие-то непопулярные решения, ошибаться и оступаться, то такое ситуативное большинство разлетится в один момент. Ведь это кирпичи без цемента. Вообще же, такой результат голосования свидетельствует не столько о формировании большинства, сколько о том, что правительство точно угадало социальные настроения общества и точно спрогнозировало реакцию парламента. Депутаты ведь не самоубийцы и вряд ли стали бы голосовать против такого социально направленного бюджета. Да посмотрите на тех же коммунистов, со стороны которых звучала самая серьезная критика. А между тем они были вынуждены признать, что на самом деле предложенный правительством документ - это то, за что всегда ратовали коммунисты. Самым спорным пунктом для коммунистов была позиция о повышении таможенных тарифов при ввозе автомобилей, но в итоге вся фракция КПУ единодушно поддержала этот бюджет.

- Как вы считаете, не была ли слишком резка Юлия Тимошенко, когда с парламентской трибуны критиковала украинских бизнесменов, призывая их иметь совесть и делиться с народом?

- Юлия Владимировна всегда такая. У нее могут быть элементы агрессивного популизма, это известно. Что касается данного конкретного случая, то она была настолько уверена, что бюджет пройдет, что могла себе позволить некоторые вольности. На самом деле она четко и доступно объяснила, о чем идет речь в этом бюджете. И ее выступление - это попытка ограничить неоправданные сверхприбыли небольшой группы людей, перераспределив эти средства через государственные инструменты в интересах многих групп населения. Прежде всего, это касается тех, кто живет бедно и очень бедно. Конечно, еще рано говорить, что нынешние изменения в закон о бюджете - это прямой путь к созданию среднего класса, но по крайней мере сделан серьезный шаг в этом направлении. Ведь с помощью бюджета правительство серьезно повышает покупательскую способность населения. Подытоживая, хочу сказать, у меня нет эйфории или собачьей радости по поводу бюджета. Только сдержанный оптимизм. Ведь правительство в ближайшее время будут ожидать серьезные испытания. Думаю, представители Кабмина знают об этом. Я верю в профессиональное чутье и Юлии Тимошенко, и Пинзеника, и Терехина, и других членов команды. Считаю, что и премьер, и ее соратники, прекрасно понимают, что за резким повышением заработных плат, пенсий и социальных выплат объективно начнется рост цен. И все зависит от того, насколько эффективно правительство сработает для предупреждения инфляции. Но я уверен, что правительство знает о такой угрозе и уже сейчас готовит инструменты, чтобы не допустить огромного роста цен.

- У противников изменений в бюджет были нарекания на то, что новый вариант документа ущемляет права отечественного производителя. Дескать, отменили льготы, душат украинских бизнесменов...

- Я хотел бы повторить меткую цитату моего друга Тараса Стецькива. Когда принимался закон о приватизации, он пошутил, что хороших приватизационных законов не бывает: бывают плохие и очень плохие. Поэтому нужно выбрать из двух зол меньшее. В данном случае - то же самое. Бюджет по определению не мог быть хорошим. Во-первых, исправлялись ошибки предыдущего правительства. Во-вторых, задача стояла не столько исправить бюджет, сколько ликвидировать серьезную социальную несправедливость, заложенную в нем. Судите сами: в прошлом проекте бюджета целый ряд компаний и групп тем или иным способом получали незаконные льготы, чем образовывали в бюджете дырочки, дыры и галактические дыромахи. А таким "решетом" воды не наносишь. Кстати, нынешнее правительство продолжает шаги Кабинета министров, который возглавлял Виктор Ющенко. Если вы помните, одним решением правительство Ющенко отменило 257 постановлений о предоставлении тем или иным фирмам налоговых, таможенных и акцизных льгот. Другими словами, олигархи лишались незаконных сверхприбылей. По большому счету, сейчас правительство Тимошенко повторило ту же попытку, дав четкий посыл крупным бизнесменам: хватит, ребята, пора делиться! Ведь в конечном итоге государство Украина существует не для того, чтобы обогащались олигархи. В стране есть еще 48 миллионов граждан, которые тоже хотят жить хорошо. В общем, Юлия Тимошенко и ее коллеги пытаются установить социальную справедливость. Для страны, где есть небольшая группа богатых и огромное количество бедных и нищих, это очень важно.

- Позвольте коснуться партийных вопросов. Недавно Минюст зарегистрировал партию "Народный союз "Наша Украина", закрыв глаза на то, что одна партия с подобным названием уже существует - бывшая ПРП, в которой вы состоите. Как же быть с этой правовой коллизией? Или выход из ситуации состоит в том, что ПРП "Наша Украина" в скором времени растворится в НСНУ?

- Да, это действительно непростой вопрос. В свое время, когда ПРП принимала решение о переименовании в "Нашу Украину", речь шла о том, чтобы зарезервировать это название, чтобы им никто не смог воспользоваться. Мы мыслили так: если будет объединение, за что ПРП всегда выступала, то мы вернем название. На этом этапе "Наша Украина" (ПРП), естественно, не опротестовывала действий Минюста, равно как и прекратились претензии к нашей партии о возвращении названия. Это свидетельствует о том, что мы достигли определенных политических компромиссов. Фактически ПРП заявила о поддержке партийного объединительного процесса, правда, мы высказали несколько замечаний и пожеланий. Во всяком случае, подтвердили свою готовность идти в процесс, в том числе присутствием на учредительном съезде. Правда, в качестве гостей, а не делегатов. Более того, мы не возражаем, что наши областные партийные организации уже задекларировали желание вступить в "Народный союз". Что касается руководства партии, мы ищем оптимальный способ, как принять правильное юридическое решение, чтобы войти в новую партию и при этом не бросить на произвол судьбы наших однопартийцев. В июне, перед первым съездом "Народного союза", мы проведем свой съезд. На сегодняшний день есть основания утверждать, что решение этого съезда будет положительным. Кстати, в том случае, если ПРП войдет в "Народный союз", он может вернуться к своему первоначальному названию - "Наша Украина". Это как вариант.

- Недоброжелатели называют новую партию второй КПСС. Дескать, сплошные министры да губернаторы. Даже поговаривают, что "Народный союз" на парламентских выборах будет использовать админресурс еще активнее, чем их предшественники...

- У страха глаза велики. Элемент номенклатуры в партии, конечно, присутствует. А как иначе? Это партия Президента Ющенко, партия победившей команды. Это - первое. Во-вторых, партия будет достаточно массовой и, надеюсь, демократичной. В общем, пока еще нет оснований серьезно критиковать "Народный союз". Партия провела только учредительный съезд, еще не было ни одной областной конференции, не сделано ни одного политического заявления. Я только надеюсь, что "Народный союз" сумеет избежать ошибок НДП, "ЗаЕдУ!", СДПУ(о) и других. Впрочем, в партии серьезные взрослые люди, которые прекрасно понимают, к каким последствиям приводят те шаги, которые пытались делать до нас. В том числе это касается использования админресурса. Практика показала, что админресурс не работает! Нужно рассчитывать только на популярные действия и завоевывать любовь электората.

- Каков предполагается формат фракции "Наша Украина"? Сколько в ней будет партийных групп, учитывая выход из фракции УНП?

- В ней будут две партийные группы - "Народный союз" и НРУ.

- А ПРП?

- Парламентская группа ПРП вошла в группу "Народный союз". Так что на фракционном уровне мы уже объединились.

- Вы теперь в числе четырех уполномоченных представителей фракции "Наша Украина". Расскажите о своих обязанностях.

- Трудно назвать мою должность руководящей. Ведь, в любом случае, поведение фракции определяет партийный орган, соответственно, фракция проводит в парламенте генеральную линию партии. Что касается фракции, то все уполномоченные представители распределили свои функции. Мартыненко будет отвечать за все. (Смеется). Беспалый - за законотворческую работу фракции, Одайник займется организацией и мониторингом голосований, Коваль будет отвечать за связь с аппаратом Верховной Рады, а на мне - ответственность за политические выступления, заявления и так далее. Короче, организаторские функции. Для меня такая работа не в новинку, она мне понятна и привычна.

- Судя по дружному голосованию за изменения в бюджет, в стране нет оппозиции. Или она еще проявится?

- Да, она проявится, это только вопрос времени. Думаю, настоящая оппозиция будет организована ближе к осени. Скорее всего, это будут какие-то популистские или левые политические команды. Пока наибольшую последовательность в этом плане проявляют коммунисты, да и то у них это не всегда получается. Что касается фракций "Регионы" и СДПУ(о), мне сложно что-либо говорить... Логично, что именно на базе этих двух фракций должна формироваться оппозиция. Но тут вступают в силу аргументы бизнеса, против которых трудно устоять. Нынешние "оппозиционные" бизнесмены боятся, что новая власть будет поступать с ними так же, как бывшая расправлялась со своими оппонентами. Поэтому они виляют хвостом перед новой властью. Трудно прогнозировать, что именно они составят костяк будущей оппозиции, поэтому значительная часть "Регионов" и СДПУ(о) будет стоять "на шпагате" перед новой властью. Они просто не умеют быть оппозицией!

"Столичные новости"