УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Олександр Рар: "Росія Центральну Азію вже втратила"

615
Олександр Рар: 'Росія Центральну Азію вже втратила'

События в Киргизии и неожиданно быстрое падение режима Акаева корреспонденту "Росбалта" прокомментировал известный немецкий политолог, директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар.

- Господин Рар, по вашему мнению, была ли у Аскара Акаева возможность остаться у власти?

- Мне кажется, что он попал в ту же самую ловушку, что Шеварднадзе и Янукович. Надо было делать всё, чтобы не фальсифицировать выборы, чтобы это было не настолько явно. Нужно было допустить оппозицию к выборам, а он повторил ту же ошибку, что делали его же предшественники - президенты Грузии и Украины. Он, видимо, исходил из того, что в Центральной Азии потенциала для протеста нет. Но попал в очень тяжелое положение. Уже льется или может пролиться кровь, и ситуация намного хуже, чем в Грузии или на Украине.

- Какие силы извне оказали активное влияние на киргизские события, кто поддерживал оппозицию?

- Трудно говорить об оппозиции, потому что непонятно, что это за оппозиция. Я думаю, там с одной стороны потенциал для протеста есть, так же, как он был в Грузии или на Украине. В то же самое время, мы знаем, что революцию в Киргизии инициировали на юге страны. Там она началась, а не в Бишкеке. Там существуют этнические проблемы. На юге сформировались определенные мафиозные структуры, так что еще нужно посмотреть, кто эту революцию действительно проталкивает.

Но на сегодняшний день я исключаю, что Америка или кто-либо другой напрямую в эти выборы вмешался. Киргизия - это не Грузия и не Украина. Что можно выиграть от контроля над Киргизией? Достаточно мало. Она не является таким уж желаемым объектом в большой геополитической игре, и то, что происходит, имеет свои корни внутри страны.

- Будет ли Россия вмешиваться в киргизские события и должна ли она это делать? Как в этой ситуации будут вести себя США и страны Европы?

- Россия не случайно ведет себя очень пассивно в этом конфликте. У нее просто нет там власти. Если она будет сегодня пытаться вмешиваться в дела Центральной Азии, то она очень быстро может спровоцировать конфликт с Западом. Именно в Центральной Азии еще больше, чем в свое время в Грузии или на Украине, сосредоточены американские интересы. Там американские базы.

Кроме того, как мы сейчас видим, такая организация, как ОБСЕ, тоже начинает действовать. Еще несколько месяцев назад от нее никто не мог этого ожидать. Так что западные структуры, я думаю, достаточно сильно там укоренились.

Россия же не имеет с Киргизией тех отношений, которые она имеет с Казахстаном или даже с Белоруссией, потому что Киргизия не была так интересна России. Там нет таких ресурсов, какие есть в других странах, поэтому Россия особого внимания в последние годы на Кыргызстан не обращала, и я сомневаюсь, что она сможет там полностью контролировать ситуацию.

- Существуют ли в Киргизии предпосылки для начала гражданской войны?

- Сейчас есть. Хотя население там обладает постсоветским характером, оно не исламизировано. Его легко можно будет успокоить повтором выборов. Главный вопрос киргизской революции заключается для меня в том, кто за ней стоит. Я исключаю внешние силы. Я не думаю, что какие-то фонды могли эту революцию организовать или финансировать. Вопрос - является ли это восстанием народа, или же там действует наркомафия? Если это связано с наркомафией, с переделом собственности, с тем, что один клан сменяет другой, тогда всё гораздо сложнее, чем это может казаться сегодня.

- Как скажется на России смена власти в Киргизии?

- Я думаю, что Россия Центральную Азию уже потеряла. Центральная Азия через 10-20 лет будет под влиянием Китая. Россия не могла Центральную Азию защищать от "Талибана" в Афганистане, поэтому там уже сложилась такая атмосфера, что достаточно сильно влияние Америки и Запада. Россия уже потерпела крупнейшее поражение в Грузии, а потом на Украине. Киргизия - не сравнима с Украиной. Это просто продолжение тех процессов на постсоветском пространстве, которые в России, с моей точки зрения, правильно оценивают. Просто влияние России в этом регионе резко падает, а новые силы поднимаются.

При этом не идет речь о том, что там будут доминировать силы Запада. Скорее, такие влиятельные силы как Китай - супердержава, которая через несколько десятилетий будет играть там решающую роль. И, конечно, исламский фундаментализм.

- Каковы варианты дальнейшего развития событий в Киргизии и судьбы Аскара Акаева?

- Акаев - это уже битая карта. Он не вернется. Будут проходить выборы - и президентские, и парламентские в один час. Процесс будет похож на тот, который проходил в Грузии. К власти не придет сила, которая сможет объединить нацию, потому что в Кыргызстане нет ни Саакашвили, ни Ющенко.

Краткосрочно ситуация может где-то успокоиться, потому что киргизы - мирный народ. Еще раз подчеркну, революция началась не на севере, не в Бишкеке, она пришла с юга страны. Вопрос в том, насколько сильно этнический конфликт, исламский фундаментализм, мафиозные структуры на юге страны, взрывоопасная ситуация вокруг Ферганской долины будут влиять на ситуацию в Кыргызстане.

"Росбалт"