УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Объединимся ли перед Януковичем?

Объединимся ли перед Януковичем?

Отправляясь со Львовского вокзала в Киев на годовщину Оранжевой революции, я немного нервничал. Как будто ехал на свой день рождения. Хотя за этот год немало воды утекло, прошла и эйфория. И все же Майдан - это святое.

Приехав в столицу, сразу отправился на Майдан.  Шел туда и волновался: каким он будет, придут ли люди, будет ли оранжевая символика, увижу ли радость на лицах людей - все, как и год назад... Беспокоился, не опозоримся ли мы случайно перед своими врагами и перед всем миром. И все же люди вышли на центральную площадь Киева - вопреки пессимистам, которые уверяли, что уныние одолеет народ. Приблизительно в 11 часов дня на Майдане уже стояли несколько сотен людей. Это были преимущественно "западенцы", приехавшие в Киев с "боевыми" лозунгами, которые держали на Майдане тогда - на протяжении семнадцати морозных дней и ночей. Люди были одеты в оранжевые накидки, шарфики, шапочки, в руках держали флаги и флажки с традиционной символикой: подковой и восклицательным знаком посредине.

Импровизированный палаточный городок разбили у подножия колонны близ магазина "Глобус". Я насчитал 20 палаток, которые поставили здесь две политические организации - Форум спасения Киева и Коалиция участников Оранжевой революции. Однако городок оказался бутафорским: в палатках никто не жил, они стояли как экспонаты. Возле палаток стояли несколько стендов с фотографиями времен Оранжевой революции. Именно они привлекали внимание немногочисленных посетителей, которые с ностальгией рассматривали фотографии веселого "наколотого" апельсина, валенка с надписью "Made in USA, последняя модель", заснеженных "беркутовцев" у Администрации Президента, огромного снежного яйца с надписью "Янукович" и оранжевой гвоздики, стоявшей на железобетонном блоке, внизу которого виднелось: "Спасибо!"

Ближе к трем часам дня на Майдане уже было несколько тысяч человек. Начали вырисовываться и основные политические партии, которые были намерены "всколыхнуть" площадь. К сцене подтянулись несколько десятков молодых парней с флагами Социалистической партии, справа от сцены и в центре Майдана разбили палатки представители УНА-УНСО, некоторые из них играли на гитаре и пели повстанческое: "Лента за лентою набої подавай". Самыми многочисленными представителями, кроме оранжевых "нашеукраинцев", были "бютовцы". Они собрались справа от сцены как раз у выхода из метро, держа в руках портреты Юлии Тимошенко, флаги с символикой "Батьківщини", а на груди у каждого - значки с изображением Юлии Владимировны. В воздухе - атмосфера ожидания: все посматривали на сцену, где вскоре должны были появиться те, кого революционная волна подняла на высочайшую ступень власти. Что они скажут? Как будут объяснять свои ошибки и распри? Как будут смотреть в глаза народу, который им поверил? Что ждет украинский народ завтра?

Эти вопросы можно было прочесть в глазах любого, кто в тот день топтался на Майдане, спасаясь от мороза чайком и танцами. Усиливали их тревожные ожидания песни, которые раздавались со сцены, призывы, фильм об Оранжевой революции...

Наконец на сцене появились оранжевые "герои". Но, к сожалению, не все, кто в тот день выступал со сцены, осознали, что значит ОТВЕЧАТЬ перед народом. Господа, с Майдана видно лучше! Каждого "героя" облучали "рентгеном" тысячи пар глаз. Народ хотел фамилий. Народ хотел фактов. Народ умолял не разбивать веру, которую за последний год хорошо пощипали сами же "герои". Фамилии дал Юрий Луценко: "Нашу революцию я не позволю оскорблять ни Шуфричу, ни Медведчуку, ни Януковичу, ни "рыжему таракану". Кто нам мешает? Один блок "Я" и один - "МЫ"! Но мы эти "Я-МЫ" перепрыгнем"! После этих слов Майдан заревел, ему дали то, что он хотел.

Вместе с тем выступления лидеров политических партий, которые поддерживают "Нашу Украину", людей не тронули. То ли политики решили отделаться общими фразами типа "воплощение надежд и ожиданий Майдана", "восстановление экономики", "помощь предпринимателям" и т.п., то ли так и не привыкли говорить по существу, - неизвестно. На некоторые их высказывания народ реагировал смехом. Чего только стоили слова Юрия Костенко: "То, что состоялось, могло и не состояться". После такого "гениального" ответа люди на Майдане со скуки начали...танцевать. Официально-деловой "спич" Юрия Еханурова люди позади меня комментировали восклицаниями: "Едь в свою Бурятию добывать алмазы!", а кое-кто кричал: "Позор!".

За пятнадцать минут до того, как на сцене должна была появиться Юлия Тимошенко, по толпе пронесся гул: "Юлю несут!".

Эти слова люди восприняли как призыв к действию, они начали выкрикивать "Юля!". Девушки взбирались на плечи парней и старались сфотографировать процесс "несения" Юлии Владимировны. На сцену ее подняли на руках. После ее первых слов весь Майдан затих и слушал "украинскую Жанну Д'Арк" молча. Правда, обычной пламенной речи, какую народ "глотает" на одном дыхании, у первой леди революции не вышло. Поскольку был серьезный разговор про "часть команды, которая никогда не была намерена очищатся", "кланы, которые победили меня, но это временно", и "наших родителей, которые за свободу по 26 лет гнили в тюрьмах". Майдан растроганно слушал слова о преданности Президенту: "Виктор Ющенко не будет баллотироваться в премьер-министры, поэтому нам нет смысла соревноваться между собой. Если вы услышите, что Ющенко и Тимошенко будут бороться между собой на следующих выборах, - не верьте этому, это провокация. Разве я могу разрушить хотя бы один шаг движения, хотя бы один день жизни Президента, которого мы с вами избирали?" - раздавалось над Майданом.

Виктора Ющенко люди встретили по-родному, выкрикивая легендарное: "Ющенко!". Президент вышел на сцену со своей дочерью на руках, а во время так называемого рукопожатия с Юлией Тимошенко толпа загудела, требуя долгожданного объединения двух символов революции. Вместо этого она получила из уст Виктора Андреевича раздраженное: "Еще раз крикните "Юля", и я готов выступать. Имейте такт". Майдан не растерялся и громко начал скандировать: "Юля! Юля!". Такими же восклицаниями прерывали пятидесятиминутную речь гаранта, когда он начинал переходить на "калиновые рощи", "голодомор", "свободу слова" и другую "официальщину". Люди хотели услышать, почему Янукович и его соратники до сих пор не за решеткой, почему отправили в отставку правительство Тимошенко, почему на сцене не видно Порошенко, когда закончатся распри в правительственной команде... А получили речь по бумажке. Последней каплей стало окончание речи, когда вся Украина ждала, чтобы все присутствующие на сцене взялись за руки и продемонстрировали единство оранжевой команды. Для этого собрался Майдан, этого ждала Украина. Но Виктор Андреевич отошел в сторону, так и не продемонстрировав "не словом, а делом" свои призывы о сотрудничестве и единой команде.

Народ ожидал объединения. Его пока что не произошло. Объединимся ли перед Януковичем? Перед угрозой реванша...

Сергей БАРАШЕВСКИЙ, «Высокий Замок»

www.wz.lviv.ua