УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Испытание для Пинзеника

Испытание для Пинзеника

Парламентские выборы – непростое испытание для политиков, потому неудивительно, что они становятся «моментом истины» для многих из них. И вопрос, для чего идти на выборы, – ради интересов своих избирателей либо чтобы занять (или сохранить) теплое место у бюрократической кормушки, неподалеку от больших государственных финансовых потоков. Кто-то способен без колебаний расстаться с чиновничьим креслом, чтобы указать власти на ее ошибки. А кто-то – прирастает к креслу намертво и готов участвовать в любых политических проектах, лишь бы его не попросили освободить насиженное место. В конце концов, каждый политик сам выбирает свой путь, но непросто приходится партиям, в которых лидеры избрали разные пути…

Именно в такой сложной и, одновременно, странной ситуации оказалась партия «Реформы и порядок» (ПРП). Сразу после Оранжевой революции и инаугурации Виктора Ющенко, эта партия стала одной из ключевых в парламентско-правительственной коалиции, на которую опирался Кабмин Юлии Тимошенко. Лидер ПРП Виктор Пинзеник, члены руководства партии Николай Томенко и Сергей Терехин вошли в правительство и вместе с депутатами Тарасом Стецкивым, Владимиром Филенко и Игорем Грынивым активно поддерживали Юлию Владимировну в борьбе против определенной части окружения президента Ющенко.

Уход без капитана

Не случайно 8 сентября, в день отставки Кабинета Тимошенко, именно Николай Томенко и Сергей Терехин первыми лишились своих правительственных постов. Причем «гуманитарный» вице-премьер еще до объявления отставки твердо и внятно заявил на пресс-конференции, что не будет работать в системе исполнительной власти, пока бал в ней правят люди типа Петра Порошенко, Александра Третьякова, Анатолия Кинаха, Евгения Червоненко…

Тогда казалось, что единомышленники и однопартийцы покинут властную команду вместе, во всяком случае, относительно Виктора Пинзеника до 8 сентября занимавший твердую позицию, никаких сомнений не возникало. Но, тихо отсидевшись в межпремьерский период в статусе «и.о.», Виктор Михайлович всплыл уже в Кабинете Юрия Еханурова. Он решил остаться в правительстве, несмотря на то, что идеология нового Кабмина если и не прямо противоположна, то весьма далека от идеологических установок ПРП.

Впрочем, вся история пребывания г-на Пинзеныка в большой политике состоит из подобного рода эпизодов. Конечно, в его жизни бывали яркие моменты – например, последовавшее в 1999 году обращение к Леониду Кучме не баллотироваться на второй срок и призыв к Виктору Ющенко стать единым кандидатом в президенты от демократических сил. Впрочем, и тогда, как утверждали злые языки, Виктор Михайлович «бросался на амбразуру, убедившись в отсутствии пулемета…»

Преферанс с Данилычем

Но большую часть своей жизни Виктор Михайлович даже не пытался имитировать принципиальности, работая на чиновничьих постах, не выбирая начальников. Именно он в 1992-93 гг. был вице-премьер-министром в правительстве Леонида Кучмы, запомнившись населению «шоковой терапией» (так и хочется добавить вслед за классиком – «бессмысленной и беспощадной»), а Леониду Даниловичу – как лучший партнер по преферансу. А в 1994 году Пинзеник принял предложение уже президента Кучмы и стал первым вице-премьером – куратором всей украинской экономики.

А там – странная история с исчезновением в «Градобанке» нескольких десятков миллионов немецких марок, предназначенных для выплат жертвам нацизма, но попавших в руки спонсоров ПРП. Затем – замысловатый сюжет с лоббированием гигантского провального проекта «ЗАЗ-ДЭУ», когда Украина не без усилий Пинзеника и его товарищей по партии ввела запретительные пошлины на импорт автомобилей и тем серьезно подпортила отношения с Евросоюзом и Всемирной Торговой Организацией. А огромный рекламный бюджет, выделенный корейцами, был большей частью пущен на бесславную избирательную кампанию ПРП 1998 года…

Кстати, с тех пор, видя Виктора Михайловича на высоком министерском посту, высшие чиновники ВТО хватаются за сердце и предпочитают откладывать окончательный разговор о вступлении Украины в эту организацию.

Так что не будет большим преувеличением утверждать, что г-н Пинзенык – один из «птенцов гнезда Кучмы», возможно, с несколько своеобразными взглядами, но вполне типичными рефлексами, определяющими весьма специфическую «принципиальность» нынешнего министра финансов. Идеалы – идеалами, а должность, особенно «хлебная», - она всего дороже. Особенно, – в предвыборный период.

В «полях» между Ющенко и Тимошенко

В общем, Виктор Пинзеник и на сей раз поступил так, как привык действовать, и как не мог не поступить. Рефлекс чиновника оказался куда сильнее логики лидера партии, который должен был бы разобраться: а на чьей стороне те 2-2,5% избирателей, которые сегодня поддерживают ПРП? И убедиться, что их симпатии отнюдь не на стороне бизнес-бюрократического НСНУ.

Неудивительно, что именно по инициативе Виктора Пинзеника партия «Реформы и порядок» решила прекратить переговоры о вступлении в Блок Юлии Тимошенко, – несмотря на то, что немногочисленный, но стойкий электорат ПРП явно тяготеет сегодня к экс-премьеру. На поводу у Пинзеника пошли «полевые командиры Майдана» – Тарас Стецкив и Владимир Филенко. Что ж – они, наверное, тоже устали от неблагодарной и трудной борьбы за идеалы, им тоже хочется отдыха в мягком руководящем кресле. По некоторым данным, в окружении президента Владимиру Филенко пообещали пост губернатора Харьковской области, а Тарасу Стецкиву – гарантированную победу на выборах мэра Львова. И сам факт обещаний особых сомнений не вызывает – для недопущения консолидации здоровых, патриотично настроенных сил вокруг Юлии Тимошенко нынешняя власть готова, похоже, использовать весь арсенал средств, доставшийся в наследство от эпохи Кучмы.

Правда, есть основания полагать, что гг. Филенко и Стецкив не уточняли, как президент собирается выполнять эти обещания. Так, Харьковской областью сегодня «рулит» Арсен Аваков, считающийся верным деловым партнером ближайших родственников президента, и о его намерении уйти в отставку пока ничего не известно. А во Львове, где БЮТ пользуется максимальной поддержкой и популярностью, едва ли позитивно отнесутся к политику, который банально «кинул» Юлию Тимошенко, польстившись на «жирный кусок пирога». И, что сразу же приходит на память, – как еще в 1992 году, в возрасте всего 28 лет, Тарас Стецкив стал советником Леонида Кучмы, – непонятно за какие заслуги. А в 2001 году, формально поддерживая акцию «Украина без Кучмы», г-н Стецкив де-факто постоянно пытался спустить акцию на тормозах, рассуждая о ее сугубо мирном и чуть ли не совещательном характере. Тогда уже ходили слухи, что «осторожный Тарас» – «засланный казачок», но официально они так и не подтвердились.

Впрочем, Филенко и Стецкиву не привыкать к невыполнимым президентским обещаниям: вспомним, что всю вторую половину 90-х годов прошлого века эти политики провели в Народно-демократической партии (НДП). Так что политическая закваска Кучмы–Пустовойтенко въелась в этих людей покрепче, чем повадки придворного преферансиста – у Виктора Пинзеника.

В другой «юлей»

Не случайно, что очень неуютно в подобном окружении чувствовал себя самый яркий и популярный политик в ПРП – Николай Томенко, который покинул партию и решил индивидуально вступить в Блок Юлии Тимошенко. Весьма вероятно, что в ближайшие дни его примеру последуют еще несколько заметных фигур, которые видят, что в результате близоруких (но, скорее всего, небезвыгодных) действий гг. Пинзеника, Стецкива, Филенко и пр. партия «Реформы и порядок» уверенно идет на дно украинской политики. А Николай Томенко и его единомышленники представляют не чиновников и бюрократов, а реальных избирателей, для которых и по сей день «идеалы Майдана» – не пустой звук.

Сегодня, в качестве «операции прикрытия» руководители ПРП затеяли разговор о том, что эта партия якобы может пойти на выборы самостоятельно, но в подобное мало кто поверит. Преодолеть 3%-ный барьер даже при максимальной мобилизации своего электорального ресурса ПРП не сможет. А лишившись Николая Томенко и других харизматических лидеров – и подавно.

В сложившейся ситуации Пинзеник сотоварищи рискует переиграть сам себя, – ведь его отказ объединяться с БЮТ отнюдь не гарантирует вхождения ПРП в пропрезидентский блок. Неужели Виктор Михайлович думает, что президент Ющенко забыл историю с попыткой руководства ПРП в разгар предвыборной борьбы «прихватизнуть» брэнд «Наша Украина»?

Так что если ПРП в конце концов не получит обещанных ей на Банковой 12 мест в проходной части списка НСНУ, Пинзеник, Филенко, Стецькив и Ко должны будут винить в этом только себя. Не надо забывать к тому же, что в списке НСНУ будет не больше 60 гарантированно проходных мест, а в списке БЮТ, по уверенным прогнозам ведущих социологов и политологов – не менее 100. И Юлия Владимировна предлагала членам ПРП 20% мест, если они заходят партией, и 30% – если на индивидуальной основе.

Похоже, мы наблюдаем сейчас «момент истины» в сумбурной политической карьере Виктора Пинзеника и его попутчиков. И истина, которая откроется им уже в ближайшее время, будет весьма печальна.

Леонид Марченко

http://www.rupor.info/