УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Киллеры» на Пушкинской. Кто стрелял в полковника СБУ?

888
«Киллеры» на Пушкинской. Кто стрелял в полковника СБУ?

Внимание читателей сейчас приковано к покушению на организатора недавней резонансной пресс-конференции полковника СБУ в отставке Валентина Крыжанивского. Эта встреча с журналистами была посвящена в основном деятельности нынешнего главы СБУ Игоря Дрижчаного.

К сожалению, у автора пока нет возможности лично ознакомиться с материалами, в которых официально задокументировано произошедшее событие. Отсутствуют также и официальные документы о состоянии здоровья потерпевшего. Судя по всему, нет пока и материалов баллистической экспертизы, хотя очень многое могут сказать, например, результаты отметин от пуль «киллера» на бронежилете потерпевшего. Поэтому вынужден сразу предупредить, что материал основан не на официальных источниках, а на анализе публикаций о произошедшем событии в СМИ и авторских размышлениях.

Вопросы к факту покушения

В произошедших событиях настораживает «оперативность» организации покушения, осуществленного всего лишь через несколько часов после известной пресс-конференции. Если заказчики нападения знали о готовящемся резонансном заявлении, то было бы логичным его не допустить вообще, а не мстить на скорую руку.

Согласно имеющейся в редакции информации, преступник использовал пистолет Макарова. Хотя статистика «национальных особенностей» работы отечественных «киллеров» свидетельствует, что в их среде очень «уважаемым» орудием преступлений является пистолет ТТ, прежде всего благодаря высокому пробивному действию пуль. «Дамский» пистолет Макарова для этих целей подходит не очень, даже если он с глушителем.

Если верить потерпевшему, преступник напал на него сзади, развернул к себе лицом, и только после этого применил оружие. Хотя «киллеры» стремятся стрелять сзади, чаще всего - в голову. Это надежнее, так как нападающий не виден жертве, которая, к тому же, может использовать бронежилет скрытого ношения. Собственно, именно такой жилет был у Валентина Крыжанивского. Поэтому можем утверждать, что разворачивать жертву лицом к себе - не очень профессионально. Во всяком случае, жертву при желании можно идентифицировать другими способами.

По упавшему человеку огонь также стараются вести в голову - так надежнее. Преступник же успел выпустить три пули, но почему-то все в область туловища. Наверное, нервничал и очень торопился…

Те из читателей, кто знает улицу Пушкинскую в центре Киева, достаточно оживленную благодаря большому количеству кафе, бутиков и т.п., были, наверное, очень удивлены, узнав, что в восемь часов вечера по ней разгуливал человек «в маске с характерным вырезом для глаз», ожидая свою жертву.

Странно, что эта же маска была им оставлена на месте события. Профессионалы также хорошо знают, что на ней остаются мельчайшие частички кожи человека, следы пота и т.п.

Не менее удивительными выглядят также действия потерпевшего. Получив несколько пуль в упор, человек смог достать оружие и открыть ответный огонь. Специалисты не дадут соврать, что даже если бронежилет не пробит, то за счет высокой кинетической энергии пуль, что приводит к динамической деформации защитных пластин, человек получает травмы внутренних органов и испытывает при этом болевой шок. Кто в этом сомневается – может найти на «милитаризованных» сайтах информацию о статистике ранений и травм, например, в Чечне. В нашем же случае Валентин Крыжанивский не только нашел в себе силы ответить огнем, но и отказался от медицинской помощи.

Проведем маленький «ликбез» о защитных свойствах бронежилетов и их классификации. Бронежилеты, как правило, разрабатывают для защиты туловища человека, так как именно в эту область тела приходится до 70% поражений, приводящих к смерти. В современных бронежилетах для баллистической защиты чаще всего используется высокопрочные волокна типа „Келар”, „Тварон” или защитные пластины из высокопрочной металлокерамики.

В большинстве случав бронежилеты скрытого ношения (а в произошедших событиях использовался именно такой бронежилет) производятся с использованием мягких арамидных пластин и имеют 1-й, несколько реже 2-й классы защиты.

Гипотезы

Логично попытаться разобраться, кому было реально нужно данное событие, осуществленное со многими вопросительными знаками.

Интересы Игоря Дрижчаного

Понимая настороженное отношение среднестатистического читателя к любой положительной информации о представителях политического «Олимпа» страны, очень тяжело что-либо писать о господине Дрижчаном. За ним действительно тянется шлейф непонятных вопросов и подозрительных событий.

Тем не менее, вполне логично, что любой нормальный человек, окажись на месте Дрижчаного, и будучи обвиненным в вещах, озвученных на пресс-конференции, в глубине души вряд ли будет желать добра и процветания своему «разоблачителю». Тем более что формально господин Дрижчаный, в отличие от рядового гражданина, обладает ресурсом для реагирования на любую угрозу своему нынешнему и будущему благополучию.

Но, с другой стороны, глава СБУ должен отчетливо понимать, что после пресс-конференции при его нынешнем статусе все внимание будет приковано именно к нему, и любые последующие резонансные события для него являются нежелательными.

Предположим, что уязвленное самолюбие все-таки заставило предпринять определенные действия. Попробуем кратко проанализировать возможные механизмы и результаты осуществления «мести».

Очевидно, что самым кардинальным путем является физическое устранение оппонента. Но, во-первых, настораживает неуклюжесть состоявшегося покушения.

Во-вторых, в данной ситуации теоретически возможны действия как нынешних подчиненных Дрижчаного, так и людей «со стороны». Хочется предположить, что штатные сотрудники спецподразделений СБУ в данном событии не замешаны. Времена криминального беспредела в нашей стране уже прошли, и любой здравомыслящий сотрудник СБУ понимает абсурдность участия в подобной деятельности.

Очевидно также, что вокруг таких людей, как Игорь Дрижчаный, всегда вьется «стая» лиц, в том числе и из числа бывших «боевиков» различных спецподразделений, готовых предложить свои услуги по самым щепетильным вопросам. Это выглядит более реальным.

Но обе вышеуказанные потенциальные категории исполнителей имеют одно общее. Они по определению являются профессионалами, и ошибки, которые привели к провалу покушения, в их практике являются редким исключением. Что ставит под сомнение сам факт реальности приведенной выше гипотезы.

Важно другое. Доступ главы СБУ к информации, возможность ее получать в самом объективном виде, а также другие преимущества, предоставляемые престижным креслом главы спецслужбы, позволяют предположить, что информационное «уничтожение» Валентина Крыжанивского, его компрометация могли бы стать самым оптимальным способом избавиться от проблемы.

Хотя в качестве маловероятного, но все же возможного варианта можно рассматривать произошедшее как грязно состряпанное нападение, в котором сам Валентин Крыжанивский выглядит неуклюжей жертвой и фактически его организатором. Тема, подхваченная «нужными» и «случайными» СМИ, быстро слепит из образа Крыжанивского-жертвы образ Крыжанивского-провокатора. Что тоже является разновидностью информационного убийства противника. А это уже выглядит профессионально…

Интересы Валентина Крыжанивского

Ясно, что Валентин Крыжанивский до момента выборов в парламент не успеет стать национальным героем на фронте борьбы с коррупцией и другими преступлениями власти. Даже если его имя как брэнд или торговую марку использует та или иная политическая сила. Хотя подобный прецедент в информационном пространстве Украины был создан, когда избирательная кампания Александра Мороза была построена на использовании образа легендарного майора Мельниченко и его пленок, а последний при этом чуть было не выставил свою кандидатуру для участия в выборах.

Но Дрижчаный - не Кучма, а информация Валентина Крыжанивского и ее доказуемость сильно проигрывают аналогичному потенциалу майора Мельниченко. Поэтому сильно не приходится надеяться на быстрое превращение отставного полковника СБУ в политического деятеля с перспективой обладания депутатским креслом в Верховной Раде. Хотя для компрометации команды Виктора Ющенко данное событие вполне к месту, особенно если последует его продолжение.

Между прочим, полковника СБУ Валентина Крыжанивского также нужно считать профессионалом в своем деле. А раз так, то пистолет и бронежилет выглядят далеко не полным «джентльменским» набором для обеспечения личной безопасности после такой резонансной пресс-конференции. Во всяком случае, было бы более логичным перемещаться по городу вечером в сопровождении…

Третья сила?

Логично предположить, что не следует все сводить к противостоянию Игоря Дрижчаного и сил, стоящих за спиной Валентина Крыжанивского. Сложившейся ситуацией с не меньшим успехом может воспользоваться и любая третья сторона. Не секрет, что «симпатии» к господину Дрижчаному испытывают не только представители нынешней оппозиции. Даже в окружении президента есть люди, чьи интересы могут пересекаться с деятельностью Дрижчаного и возглавляемого им ведомства. Например, Анатолий Кинах, потерявший накануне выборов свой админресурс в СБУ, так как Василий Крутов, его первый заместитель на посту секретаря СНБО, «обязан» своему уходу с поста первого заместителя главы СБУ на свою нынешнюю почетную, но менее «могущественную» должность именно Дрижчаному. Список можно продолжить… Причем все понимают, что независимо от своей нынешней командной принадлежности, Дрижчаный является именно тем человеком, который во всех случаях будет работать прежде всего на себя. А уже потом – на всех остальных.

Скандальные события уже подняли достаточно шума, чтобы провести соответствующие расследования и проверки, начиная от Генеральной прокуратуры и заканчивая следственной комиссией Верховной Рады. Это формально может служить основанием для временного отстранения Игоря Дрижчаного от должности на период проведения расследования. Что уже является для многих минимально приемлемым результатом произошедших событий, особенно накануне выборов.

Между прочим…Редакция «Обозревателя» в первые часы после инцидента предприняла попытку выйти на представителей потерпевшего. Предварительно они проявили интерес к этому и были готовы поделиться с редакцией имеющейся у них информацией. Но в конечном итоге на связь не вышли. Также нужно заметить, что у автора нет причин испытывать личные симпатии или антипатии к господам Дрижчаному и Крыжанивскому. Но из факта данного покушения сильно «торчат уши» банальной провокации, выгодной, в конечном счете, многим…