УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дважды украденный завод

Дважды украденный завод

Верховная Рада за три дня успела дважды запретить правительству приватизировать «Криворожсталь». Благая уверенность Президента Ющенко и премьера Еханурова, что завод все равно будет выставлен на повторный конкурс, мало что меняет. И клятвен­ные обязательства главы Фонда гос­имущества Валентины Семенюк вы­полнять не партийные, а правительст­венные решения и таки выставить за­вод на продажу не гарантируют благо­получное окончание конкурса, даже если он и начнется.

Во-первых, иностранные инвесторы, подав­шие заявки на участие в конкурсе, прекрас­но помнят судьбу Пинчука и Ахметова, проблемы у которых возникли в связи с тем, что завод первоначально был приватизирован с нару­шением закона. Причем формальным нарушите­лем было государство, а не олигархи. Не случай­но, наверное, девять из двенадцати потенциаль­ных инвесторов уже отозвали свои заявки на учас­тие в конкурсе. Мало ли что взбредет в голову ук­раинской власти через год, тем более что после парламентских выборов одни нынешние полити­ки й чиновники оставят руководящие посты, а другие потеряют значительную часть полномочий. Во-вторых, «игры» вокруг завода продолжаются и в исполнительной власти. Не может не насторо­жить потенциальных инвесторов тот факт, что вне­запно (после публичного спора с В.Семенюк, кто же управляет «Криворожсталью» и контролирует финансовые потоки предприятия) был уволен за­меститель министра промышленной политики Сергей Грищенко. Между прочим, мнения Гри­щенко и Семенюк не сошлись не только в вопро­се о «Криворожстали», но и в процессе возвраще­ния в собственность государства Никопольского завода ферросплавов. Замминистра тогда настаи­вал на том, что государство имеет все основания провести собрание акционеров и назначить на за­вод свой менеджмент, в то время как Семенюк ни­как не могла «найти» акции предприятия на счетах Фонда госимущества, в результате чего менедж­мент Пинчука продолжает распоряжаться на НЗФ, несмотря на судебные решения.

Интересен также факт, что увольнение Гри­щенко, втянувшегося в очередной конфликт с ФГИ, произошло после встречи Семенюк с Ющенко. При этом стоит вспомнить — Семенюк обвиняли в том, что она и Соцпартия на регуляр­ной основе получают от Пинчука миллионы дол­ларов из прибыли НЗФ за сохранение этого пред­приятия под контролем пинчуковского менедж­мента. Сейчас Семенюк обвиняется в том, что обеспечила реализацию не менее чем 30% про­дукции «Криворожстали» через оффшорные фир­мы, контролируемые социалистом нардепом Н.Рудьковским, которые, в свою очередь, сотруд­ничают с ахметовской «Leman Commodities». Ха­рактерно, что в последние месяцы «Криворож­сталь» снизила прибыльность именно на 30%.

Поскольку Семенюк не предприняла никаких попыток защитить свои честь и достоинство в су­де, возникает парадоксальная ситуация. Одного чиновника (Семенюк) только ленивый не обвиня­ет в коррупции, причем приводятся конкретные факты, а увольняют другого (Грищенко). Таким образом, получает развитие схема, задействован­ная Президентом в ходе отставки Кабмина. Обви­няют в коррупции окружение Ющенко, а в отстав­ку вместе с обвиненными отправляют и прави­тельство Тимошенко. Естественно, это дает допол­нительные основания подозревать наличие у ко­манды Ахметова—Пинчука влиятельных лоббистов на высшем государственном уровне. Причем, судя по всему, после формального освобождения Пре­зидента от опеки Порошенко, Третьякова, Мартыненко потенциал этих лоббистов не уменьшился.

Фактически инвесторы получили четкий сигнал о высокой вероят­ности принятия по конкурсу о «Криворожстали» политически мо­тивированного решения. Если же исходить из выступления В.Семенюк в Верховной Раде в прошедший четверг, где она заявила, что кон­курс необходимо провести потому, что «уже внесено три миллиарда за­лога и последуют штрафные санк­ции» (на самом деле на 21 октября было внесено всего до 500 млн. гри­вен), то можно предположить, что глава ФГИ просто заинтересована в срыве конкурса, но не по вине госу­дарства, чтобы не было штрафных санкций.

Суммируем. Во-первых, несмот­ря на формальное возвращение «Криворожстали» в собственность государства, фактически выясняет­ся, что контролируют предприятие структуры все тех же Ахметова и Пинчука.

Во-вторых, есть обоснованные подозрения о существовании связи между лоббистами в окружении Ющенко, Пинчуком, Ахметовым и ФГИ.

В-третьих, Ахметов продемонст­рировал свои возможности влияния на Верховную Раду, в которой ре­шение о сохранении «Криворожста­ли» в государственной собственнос­ти поддержали не только социалис­ты и коммунисты, но и Народная партия, а также Партия регионов, еще год назад (в премьерство Януковича) считавшая, что «Криворожсталь» должна быть обязательно приватизирована.

В-четвертых, активные действия по защите интересов Ахметова и Пинчука на «Криворожстали» ис­полнительные и законодательные органы государственной власти начали предпринимать после встречи Ющенко с олигархами. В СМИ тотчас была сброшена информация, что Ющенко и Ахметов договори­лись о прекращении покушений государства на собственность донец­кого клана и о сотрудничестве фракций НСНУ и Партии регионов в новой Верховной Раде. Глава госу­дарства якобы пообещал также, что Киев не будет вмешиваться в «до­нецкие» политические интересы в Большом Донбассе (Донецкая и Лу­ганская области) и вернет Ахметову контроль над местными органами власти в этих регионах в обмен на лояльное отношение к предвыбор­ным интересам НСНУ. Косвенно заявления Ющенко, что он Прези­дент всех украинцев, а не только «оранжевых», и о необходимости тесного сотрудничества государства и крупного национального бизнеса, последовавшие за упомянутой встречей с олигархами, подтвержда­ют информацию о сговоре Ющенко с донецким кланом.

Фактически пытаясь сохранить кучмовскую систему управления страной, Ющенко принял на воору­жение предвыборные лозунги Януковича и потому его союз с Ахмето­вым выглядит более чем естествен­но. Голосование пропрезидентских фракций (включая НСНУ) в парла­менте против запрета на приватиза­цию «Криворожстали» является в этой схеме не более чем политичес­ким ходом, призванным отвести по­дозрения и продемонстрировать верность обещаниям Майдану. Все равно их голоса не могли повлиять на решение Верховной Рады.

Если схема сохранения ахметовского контроля над заводом, фор­мально переданным в государствен­ную собственность, будет реализо­вана, бюджет, выполнение которого эксперты и так полагают практичес­ки нереальным, недосчитается 15— 25 миллиардов гривен, которые ин­весторы могут заплатить за «Криворожсталь». То есть страна недосчитается трехмесячного финансирова­ния всех без исключения бюджет­ных расходов. Кроме того, посколь­ку формально завод возвращен го­сударству, Украина еще должна будет заплатить Ахметову и Пинчуку внесенные им свыше четырех мил­лиардов гривен плюс инвестиции в развитие производства. Можно не сомневаться, что этих инвестиций олигархи насчитают на кругленькую сумму.

По сравнению с такой перспек­тивой «игры» вокруг «Криворожста­ли», предпринятые в свое время Януковичем и Кучмой в интересах тех же Пинчука и Ахметова, кажут­ся детской забавой. Виктор Михай­лович и Ринат Леонидович должны скинуться на памятник Виктору Ан­дреевичу, а Социалистическую пар­тию Украины поставить на вечное довольствие.

Владимир ПАВЛЕНКО, «Свобода»