УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Иосиф Винский: "Именно социалисты сделали Ющенко Президентом"

Иосиф Винский: 'Именно социалисты сделали Ющенко Президентом'

Иосифа Винского за глаза называют казначеем Социалистической партии. Естественно, в разговоре с ним были затронуты и вопросы финансирования партии, на которые Иосиф Викентьевич предпочел не отвечать. Зато он постарался ответить на целый ряд вопросов, которые ему просто не задавали, — например, о том, насколько коррумпирована ликероводочная отрасль. Хотя его просили развеять слух об одном из способов финансирования Соцпартии. Отказался г-н Винский комментировать и заявление свежевышедшего из Соцпартии народного депутата Владимира Гошовского, который обвинил руководство СПУ в том, что оно резервирует места в избирательном списке партии для "денежных мешков". Не преминул г-н Винский выдвинуть и программное партийное обвинение в адрес нового врага социалистов — Владимира Литвина. Правда, сделал он это в абсолютно некорректной, на наш взгляд, форме. Хочу подчеркнуть, что БИЗНЕС никоим образом не разделяет утверждения г-на Винского относительно причастности спикера Верховной Рады к убийству Георгия Гонгадзе и считает, что подобное обвинение может предъявлять только суд.

Видео дня

С уважением, Владислав Силивончик

О ЛИТВИНЕ

Почему социалисты опять вспомни­ли о пленках Мельниченко?

— Убийство Гонгадзе стало катализа­тором фактически всех политических процессов минувших пяти лет. Плен­ки Мельниченко послужили аргумен­тацией, доказательной базой того, что творил режим Леонида Кучмы. Быв­ший президент в присутствии покой­ного министра внутренних дел Юрия Кравченко и главы своей администра­ции Владимира Литвина фактически заказывает убийство Гонгадзе. То, что записано на пленках, затем подтверж­дает сама жизнь. Человек погибает. А дело об убийстве пять лет не расследу­ется. И мы прекрасно понимаем, поче­му. Потому, что дело касается высших должностных лиц державы, в частнос­ти спикера Владимира Литвина. Но отсутствие юридических ответов на вопросы, которые порождают пленки Мельниченко, и выводы специальной следственной комиссии Верховной Рады означают лишь то, что у нас в стране ничего не изменилось.

Чего добиваются социалисты?

— Совершено политическое убийс­тво. В Украине новый Президент. Мы хотим понять, изменилась ситуация в стране, или нет? Дело Гонгадзе по­казывает, что не изменилась. Все так же просматривается желание перевес­ти стрелки расследования на исполнителей, которые не знали Гонгадзе и никаких личных мотивов убийства не имели. Более того, остаются кон­кретные подозрения по отношению к председателю Верховной Рады. Но Владимир Литвин, вместо того чтобы дать ответы на эти вопросы, утверж­дает: те, кто говорит о необходимости расследования по отношению к нему, и являются заказчиками убийства.

Тем не менее в обвинениях, с ко­торыми выступил социалист, народный депутат Николай Рудьковский, просмат­ривается желание свести политические счеты с Народной партией Литвина, как с серьезным соперником на предстоящих выборах в парламент.

— В отличие от Владимира Литвина, который обвиняет социалистов, осно­вываясь на своих рассуждениях, мы ис­ходим из реально существующих пленок Мельниченко. Для нас дело Гонгадзе — это не вопрос выборов. Мы говори­ли о пленках и тогда, когда выборов не было. Пришло время получить ответы на прямые вопросы: "Кто заказал?" и "Кто убил?".

Временная следственная комиссия пар­ламента пришла к выводу, что спикер Литвин в бытность главой Администра­ции Президента был заказчиком этого убийства. У меня вопрос: имеет спикер моральное право вести заседание Вер­ховной Рады? Представлять Украину за рубежом? Когда обвинения прозвучали в адрес Третьякова и Порошенко, то пер­вый помощник Президента и секретарь СНБОУ, по крайней мере, были отстра­нены от работы. А Литвин, что, исклю­чение из правил?

Относительно того, будто мы сводим политические счеты с Народной пар­тией. Какой она нам соперник? Лично у спикера, действительно, высокий по­литический рейтинг. А вот у его партии пока нет. Я думаю, что он и не будет высоким.

Тем не менее желающих попасть в парламентскую фракцию Народной партии хоть отбавляй.

— Это попытка приютить во фракции остатки режима Кучмы. Скоро начнет­ся обратный процесс. И поверьте, тем политикам, которые стремятся попасть во фракцию Народной партии и, таким образом, продолжить свою политичес­кую жизнь, принять участие в будущих выборах, членство во фракции ничего не даст. Социалисты объяснят народу, кто именно идет на выборы по списку Народной партии, для чего это делает­ся и что это будет означать для страны. Как только будет опубликован избира­тельный список партии, с биографиями депутатов, вы увидите, кто есть кто. Это будет список, с которым на прошлые выборы в парламент шел блок "За Еди­ную Украину". И как только он будет обнародован, многие избиратели пере­смотрят свое отношение к Народной партии. А пока рейтинг партии держит­ся полностью на Литвине.

Вы считаете, что избирателям будет интересно копаться в биографиях депу­татов?

— Да, а почему вы думаете, что нет? В последние годы избиратели демонс­трируют высокий уровень гражданско­го сознания.

О ПОДДЕРЖКЕ ПРЕЗИДЕНТА

Социалисты одними из первых от­казались создавать блок с "Нашей Ук­раиной". И начали критиковать Пре­зидента, премьера и министров нового правительства, вместе с которыми боро­лись на выборах Президента. Почему вы не воспользовались правительственным кризисом? И вместо этого снова поддер­жали Ющенко?

— Конъюнктура и тактика одно­го дня не определяют позицию пар­тии. Стратегические цели социалис­тов — это стабильность Украины как державы, социальная защита людей и система народовластия. Персоналии с этой точки зрения всегда играют второстепенную роль. В том числе персоналии премьер-министра. И даже Президента. И мы это демонстриро­вали уже много раз. Пока мы будем видеть даже малейшие возможнос­ти реализации Президентом Ющенко идеалов и духа Майдана, мы, крити­куя, будем его поддерживать. При том, что он не выполнил многих кадровых обязательств перед нашей партией, не­смотря на то, что именно социалисты сделали Ющенко Президентом.

А что, социалисты тоже стали про­биваться в компанию тех, кто "сделал Ющенко Президентом"? В ней сейчас и без вас яблоку негде упасть.

— Сравните результаты первого и вто­рого туров. Я никоим образом не хочу умалить заслуг Тимошенко, Порошенко или Безсмертного, всей команды и лично Президента. Но своеобразную политическую точку на выборах поставили социалисты. Мы присоединились к Ющенко после первого тура. Если бы мы его не поддержали, Виктор Андрее­вич никогда не был бы Президентом.

Восемь процентов голосов, на кото­рые обошел Ющенко Януковича в треть­ем туре, — это вклад социалистов?

— Может быть, это и немного, но эти голоса сыграли решающую роль. И во время правительственного кризиса, ког­да Президент остался практически один против всех своих бывших соратников, мы, как политические партнеры, без всяких дополнительных условий и шан­тажа поддержали его. Хотя не все в по­литике Президента, в частности, кадро­вой, нас устраивает. Некоторые новые назначения в Кабинете министров были сделаны без консультаций с нами.

Вы можете назвать фамилии минист­ров, которые не устраивают социалистов?

— Япока не хочу называть фамилий. Каждый человек должен иметь свой шанс. Надо дать им возможность пора­ботать.

Я не во всем согласен с Меморанду­мом, который Президент подписал с Януковичем. И считаю его некоррект­ным по отношению к миллионам лю­дей, которые выходили на майданы по всей стране и боролись с Кучмой и Януковичем. Я считаю, что Президенту необходимо налаживать диалог с людь­ми, которые живут в южных и восточ­ных регионах страны. А не с вассалами Кучмы, ожидающими политической амнистии. Меморандум может оказать­ся стратегической ошибкой Президен­та. Еще пару таких шагов, и Ющенко может превратиться в Кучму-3, если учесть два прежних президентских сро­ка Леонида Даниловича. Я хотел бы публично предостеречь Виктора Анд­реевича от подобных шагов в дальней­шем, зная, что это ему не понравится.

О БИЗНЕСЕ И ВЛАСТИ

А что плохого в желании Президен­та договориться с бизнесом и населением восточных регионов Украины?

— Желание договориться с олигарха­ми — это внешне правильная, но очень

коварная вещь. Леонид Кучма тоже не сразу стал таким, каким он был в кон­це своего второго президентского срока. Мы, кстати, персонально не боролись с Кучмой до гибели Гонгадзе. До этого мы боролись против его экономичес­кой и кадровой политики. Я надеюсь и верю, что Ющенко никогда не станет Кучмой-3. Но некоторые угрожающие тенденции налицо.

Что это за тенденции?

— Это отношение Президента к полит-реформе, кулуарные кадровые назначе­ния, сращивание бизнеса и власти, за­игрывание с политиками и олигархами, которые ограбили нашу страну и иска­лечили нашу мораль. Это никакая не консолидация. Фактически Президент пытается договориться с преступниками.

Ну а как социалисты видят диалог власти и бизнеса?

— Мы не против предпринимателей, которые за свои деньги создают пред­приятия, новые рабочие места, которые работают и развивают нашу экономику. Но мы против тех, кто грабит бюджет и ресурсы страны. Вы пройдитесь по Кие­ву и поговорите с представителями ма­лого и среднего бизнеса. Спросите, кого они поддерживают и чего они ждут? Что они получили в результате Майдана? Я не думаю, что украинский бизнес нуж­дается в мировых соглашениях. В го­раздо большей степени он нуждается в прозрачных и честных правилах игры. В реализации обещания Президента уменьшить количество налоговых про­верок, снизить налоги и расширить базу налогообложения. Мировые соглашения необходимы Пинчуку, Ахметову, Сурки-су и Медведчуку. Давайте еще с Кучмой мировую подпишем.

Меня очень удивили заявления Юрия Ивановича Еханурова, квалифицирован­ного экономиста, о том, что в Украине покончено с реприватизацией. У нас не было, нет и не может быть реприватизации по той простой причине, что нет закона об этом. О чем мы вообще ведем в таком случае речь? Эту "фишку" при­думали олигархи, чтобы пугать ею лю­дей в Украине и за ее пределами. А мы ее повторяем. Нет у нас реприватизации. Но если вы украли крупнейшие украин­ские предприятия, и это установлено су­дом, то, пожалуйста, верните. И все. Ка­кая же это реприватизация? Более того, чиновники, которые обеспечили им этот процесс, должны сидеть в тюрьме. На приватизационных документах есть под­писи совершенно конкретных людей, а судам еще предстоит разобраться, чем они руководствовались, когда факти­чески дарили крупнейшие предприятия страны.

Да, но когда Юлия Тимошенко хо­тела вернуть "награбленное" народу, мешала ей в этом, как ни странно, социа­лист Семенюк.

— Позиция главы Фонда госиму­щества Украины Валентины Семенюк совершенно понятна. Она хочет, что­бы все было по закону. А не так, что сегодня до вечера вернуть в госсобс­твенность крупнейшее предприятие, а завтра его снова продать. В этом и заключался конфликт между ними. Ти­мошенко хотела действовать револю­ционными методами, а Семенюк — по закону. В этом ее отличие от предыду­щего главы ФГИУ Михаила Чечетова. Он как раз и действовал по команде из правительства, чего не хочет делать Ва­лентина Семенюк.

Как вы относитесь к утверждению, что повышение цен на спирт задумано для пополнения партийной кассы соци­алистов? Ведь Министерство аграрной политики, в ведении которого находят­ся спиртозаводы, возглавляет социалист Баранивский.

— Ликероводочная отрасль — одна из самых коррумпированных, что бы там собственники и руководители ликеро-водочных заводов ни говорили. Ее проблемы можно свести к двум основ­ным: наращивание производства спир­та и легализация его производства.

Рынок спирта должен стать больше и прозрачнее. Все, что мешает этому, должно быть устранено. И каких-то некорректностей мы тут не допустим. Что касается повышения цен на спирт, необходимо все хорошо подсчитать и увидеть баланс.

О ВИДАХ НА "УРОЖАЙ"

На сколько мандатов вы рассчиты­ваете в новой Верховной Раде?

— У нас собственная социологичес­кая служба, прогнозы которой, в отли­чие от многих других, оправдываются. У нас сейчас хорошая динамика. И если нам удастся ее удержать, я думаю, мы сможем рассчитывать на 80 и более мандатов народных депутатов. Сейчас очень динамичный электорат, и ситу­ация быстро меняется. В целом же, в Западной Европе социал-демократы набирают от 30% до 50% голосов и ста­бильно являются весомым фактором внутренней политики, с которым необ­ходимо считаться. Такова и наша цель.

Должен ли украинский Президент быть членом политической партии и участвовать в выборах?

— "Наша Украина" вырождается в партию власти без какой-либо идео­логии. Это проигрышный проект. И я говорю об этом публично и откро­венно. Если выборы в парламент бу­дут идти по партийным спискам, то и Президент должен быть партийным. Но при переходе к парламентско-президентской республике, это мое личное мнение, Президент должен стоять над всеми — над парламентом, над прави­тельством — и строить партнерские от­ношения с ветвями власти.

Кто именно войдет в избирательный список социалистов?

— У нас никогда не было особых дискуссий насчет этого. В партии уже давно сформировалась группа веду­щих политиков с бесспорным лидером Александром Морозом. Места в спис­ке будут определяться на областных партийных конференциях. Количес­тво мест на область будет выделяться в зависимости от того, как сработала организация на прошлых президент­ских, парламентских выборах и выбо­рах в местные органы власти. Так мы работали раньше и так будем действо­вать на этот раз. То есть место будет определяться политическим вкладом и уровнем поддержки населения.

А с кем социалисты будут блокиро­ваться в будущем парламенте?

— Давайте дождемся выборов. Без­условно, нам близки левые и левый центр. Но давайте посмотрим, кому отдаст предпочтение украинский на­род. В зависимости от этого и будет выстраиваться большинство в парла­менте.

Михаил Мищишин «Бизнес»

http://business.ua