УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Георгий Почепцов: "Люди Интернета не могут читать более двух страниц"

Георгий Почепцов: 'Люди Интернета не могут читать более двух страниц'

Доктор филологических наук, профессор Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и Мариупольского государственного университета Георгий Почепцов - известный специалист в вопросах информационных технологий. Он же автор многих публикаций и книг на эту тему, среди которых «Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований», «Информация & дезинформация», «Теория коммуникации», «Революция.com» и других. «Обозреватель» поговорил с профессором о роли социальных сетей в жизни современного украинца.

- Какова по вашему мнению роль социальных сетей в жизни сегодняшних украинцев? Есть какие-то отличия от Запада?

- Основное отличие в интенсивности общения и в распространенности его. У нас всего этого меньше как по причине меньшей включенности населения в Интернет, так и по причине большей степени новизны для нас как Интернета, так и внешнего поведения, повествования о своих успехах, что является характерным как раз для Фейсбука. На Западе это также имеет большее профессиональное значение, а у нас крен ушел в сторону развлекательного модуса. У нас это скорее как бы другая ниша, Интернет-помощь в выполнении других функций.

- Какое будущее у социальных сетей в Украине?

- Такое, как везде. Трудно увидеть разницу с Западом. Это общий тренд конкуренции со старыми способами проведения свободного времени. Развлекательность через 10-20 лет должна принципиально измениться. И сегодня уже начаты проекты по поиску этих новых форм развлекательности. Один из них, кстати, называется «Убей Голливуд».

- В последнее время наши украинские политики массово ринулись в социальные сети, а именно в Facebook. Почему именно эта соцсеть стала так популярна?

- Политики повторяют «телодвижения» остальных, они ничего нового не придумывают. В свое время телевидение заставило их повторять навыки актеров, сегодня Интернет заставляет «мудрить» в соцсетях. И это дает им иллюзию информационной активности, а она очень необходима политику.

- Как присутствие в социальных сетях влияет на их имидж?

- Информационное присутствие всегда полезно. Страшнее - потеряться среди других сообщений. Вспомните американскую фразу, что даже некролог лучше, чем молчание о политике.

- На днях появилась новость, что Twitter будет блокировать доступ к контенту в зависимости от того, из какой страны осуществляется запрос. Как это может отразиться на Украине? И вообще, не появится ли просто новый Twitter?

- Новый Twitter вполне может появиться, но он все равно будет нести на себе эти ограничения. Мир начал смещаться в сторону большего контроля над неконтролируемым фрагментом информационного пространства. И это идет двумя путями. С одной стороны, создаются активные команды, которые моделируют в сети поведение как бы отдельных независимых субъектов. Это делают Россия, Китай, Израиль, обеспечивая представленность государственной точки зрения в комментариях и голосованиях. Америка в точках, где стоят их войска, теперь получает информацию о состоянии умов населения, а также распространяет свою точку зрения. С другой стороны, это законодательный контроль своего пространства, который в ближайшее время будет только усиливаться.

- Вы написали книгу «От Facebook-а и гламура до WikiLeaks: медиакомуникации» ...

- Меня интересовали новые медиа и последствия их вхождения в нашу жизнь, а Facebook является главным их представителем. При этом парадоксальным было и исходное финансирование со стороны венчурного фонда ЦРУ и миллиардера П.Тиля, у которого не простой взгляд на то, что он финансирует, например, в сфере благотворительности - это то, что государства не хотят финансировать. Это можно понять и так: он финансирует то, чего боятся современные государства, тем самым, выстраивая тот мир, который нужен ему.

Интернет также оказался универсальным медиа, в отличие от появления прошлых новинок (от книги до телевидения). И он вдобавок начал влиять на мозги, в результате чего люди Интернета не могут читать более двух страниц, а сразу переключаются на что-то иное. Сегодняшние украинские студенты, кстати, также теперь с трудом отделяют главное от второстепенного, поэтому труднее стало читать лекции - им теперь надо акцентировать, что главное, а что нет. А в будущем, я чувствую, придется выдавать конспект с подчеркнутыми местами. Это грандиозное влияние, масштабы которого будут только возрастать.