УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Сергей Куюн
Сергей Куюн
Директор "Консалтинговой группы "А-95"

Блог | Биотопливо по-украински: какие риски заложены в госбюджет-2016

Биотопливо по-украински: какие риски заложены в госбюджет-2016

22 декабря правительство предоставило Раде выстраданный финальный вариант законопроекта о госбюджете на 2016 год. Разумеется, без сюрпризов не обошлось. Чиновники не смогли отказать себе в возможности в очередной раз повысить акцизы на нефтепродукты. Все позиции увеличены на 13%. Но благодаря другой норме-сюрпризу правительственного законопроекта это несчастливое число может сыграть с Кабмином злую шутку. Речь о биотопливах, которым неожиданно снова дают "зеленый свет", несмотря на риски для казны, пишет Сергей Куюн для Forbes-Украина .

К топливным акцизам вопрос давно не в их ставке, а в способности налоговиков их собрать. По оценкам "Консалтинговой группы А-95", в 2015 году доля безналоговых поставок бензина составит около 600 000 тонн, или почти 25% рынка. Это эквивалентно 3,3 млрд гривен бюджетных потерь. После достаточно эффективных мероприятий по защите границ летом уходящего года, теневой рынок "переехал" внутрь страны – на многочисленные мини-НПЗ и нефтебазы, где бензин попросту "бодяжат", смешивая все, что горит.

Одной из "серых" разновидностей схем по уходу от налогов является выпуск так называемых альтернативных топлив с содержанием более 30% биокомпонентов. До 2014 года топливо с биоэтанолом, а попросту обезвоженным этиловым спиртом, вообще не облагалось акцизом, а после ожесточенных боев в кулуарах парламента в прошлом году была установлена ставка 50% от акциза на "традиционные" бензины – 99 против 202 евро за тонну.

Читайте: Эксперты объяснили, из-за кого Украине не видать дешевого бензина

Виртуальное биотопливо

За время существования этой программы с альтернативными топливами возникало множество казусов. Главный из них вскрыли налоговики по итогам изучения деятельности "Укрспирта" во времена прежнего политического режима. По словам экс-заместителя главы фискального ведомства Владимира Хоменко, было разлито около 300 млн бутылок контрафактной водки, а потери государственного бюджета составили 3,5 млрд гривен. Работало все очень просто: по бумагам производили биоэтанол (ставка акциза 0), а на деле это был самый обычный подакцизный этиловый спирт, из которого делали "левую" водку. Вторая часть схемы заключалась в том, что из "бумажного" биоэтанола производили "бумажные" альтернативные топлива, которые снова-таки не облагались акцизом.

Удивительным образом и сегодня, когда порядка в этой сфере стало немного больше, именно производители альтернативных топлив привлекают к себе внимание в контексте сомнительных поставок на рынок. Возьмем хотя бы БРСМ, у которой на сгоревшей нефтебазе нашли весь набор компонентов для выпуска топливных суррогатов.

По данным Госстата, сеть БРСМ за 10 месяцев 2015 года продала через АЗС 20 310 тонн биобензинов. Но при этом поставки на нефтебазы этой компании компонентов якобы для этих топлив составили: конденсат и дистилляты из природного газа – 33 200 тонн, октаноповышающие присадки – 10 500 тонн, другие компоненты – 7900 тонн. Как видим, сырья "немного" больше, чем по факту было продано альтернативного топлива.

Вся проблема в том, что никто этих производителей не проверяет, и не контролирует. Они сами разрабатывают технические условия для альтернативных топлив, и только на их совесть может положиться потребитель и налоговик. Согласитесь, надежда слабая. Поэтому сколько там, в этих чудо-топливах биоэтанола – 30%, 20%, 5%, и есть ли он там вообще – это большой вопрос.

Видя столь удручающий бэкграунд, Минфин поначалу решил уравнять ставки акцизов на "традиционные" и альтернативные бензины. Однако в появившемся на свет проекте от 22 декабря 50%-ная льгота появилась снова.

Учитывая размер 3,5-миллиардного "бонуса" и непрекращающийся ажиотаж вокруг "Укрспирта", круг заинтересованных лиц весьма широк. Возьмем хотя бы ближайшего соратника премьера Андрея Иванчука, которого Игорь Коломойский прямо назвал своим партнером в бизнесе по выпуску альтернативных топлив (сам Иванчук не устает это отрицать). Как бы там ни было, в своей официальной риторике лоббисты "биотехнологий" кивают на европейский опыт – мол, вот там поддерживают, значит, пора и нам. Однако при более тщательном изучении эти доводы больше похожи на спекуляции.

Читайте: Сюрприз: стало известно, откуда в Украину завозят бензин

Бензин из еды

Во-первых, система администрирования акцизов на нефтепродукты в ЕС более чем строга. Во-вторых, на сегодня основным методом стимулирования и поддержки спиртовиков на Старом континенте является обязательное добавление биокомпонентов без каких-либо льгот по акцизам для таких топлив. В-третьих, нулевой ставкой облагается сам биоэтанол, а не топлива с его добавлением.

А теперь самое главное: сегодня Евросоюз поддерживает только те производства альтернативных энергоресурсов, в которых сырьем не служат продовольственные культуры, и для выпуска которых не используются сельскохозяйственные земли. То, что делают в Украине, получая топливный спирт из пшеницы, кукурузы и сахарной свеклы – это варварство и вчерашний день. Бензин и дизельное топливо из бытовых и промышленных отходов, водорослей и т.д. – вот где сегодня бьется пульс европейской альтернативной энергетики. У нас же спиртовики предлагают наращивать производство бензина из еды.

Так что биотопливо по-украински мало чем напоминает программы прогрессивных стран. Кроме того, оно грозит казне большими потерями, ведь любые льготы всегда приводят к злоупотреблениям. Пролонгация "спиртовой" льготы в действующем виде – дальнейшее узаконивание "бодяги". Поэтому надежды Минфина на увеличение поступлений акциза с нефтепродуктов напрасны.

Притом новый размер акциза будет заложен в цены на АЗС, в этом также нет сомнений.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...