УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дырявый антикоррупционный невод. Ч. 1

Дырявый антикоррупционный невод. Ч. 1

Объявленная админреформа с грядущим сокращением на треть госслужащих в органах местной власти и наполовину – в центральных - может оказаться для увольняемых только неприятными цветочками. А для остающихся -работать «за себя и за того парня» горькими плодами обещает стать введение с 1-го января в действие пакета антикоррупционных законов. Станут ли они юридическим и фактическим заслоном для «липких рук» мелких чиновников и высокопоставленных должностных лиц ?

Что обещает новая буква закона

Страна до сих пор живет по антикоррупционным законодательным предписаниям 15-летней давности. В апреле с. г. должен был вступить в силу новый пакет законов против мздоимцев. Его перенесли на осень. Потом -- на 1 января 2011. На днях Минюст, как следует из заявлений его руководства , решил внести от имени президента ряд корректив.

Контроль при приеме на работу и во время ее.Кроме профессионального досье, соискатель должности обязан будет предоставить сведения о своих имущественных и финансовых активах (в том числе и за границей). По итогам года госслужащий подает не только декларацию о доходах, как было ранее, но и расходах. В прежней редакции нового закона о госслужбе такие данные должны были подаваться в налоговые органы и о членах семьи. Однако в подготовленных Минюстом правках последняя норма упразднена.

Кроме того, законом запрещается работать в подчинении друг у друга «куму, свату, брату», т. е. родственнику. Как заверяет главный специалист Бюро по вопросам антикоррупционной политики при Кабмине Оксана Кононко, для этого (и не только) будет осуществляться спецпроверка. Она должна выяснять достоверность поданных сведений (в том числе и о имеющихся дипломах, чтобы не было историй, подобных с экс-министром юстиции Романом Зварычем и заместителем главы СБУ Андреем Кислинским) прежде всего финансово-имущественного характера. Главный упор делается на контроле за расходами, т. е. соответствуют ли, скажем, выросшие банковские счета или новые «хатынки» суммам полученного за год жалования.

А чтобы не было возможности прикрываться легальными доходами со стороны, законодатели запретили чиновнику заниматься какой-либо оплачиваемой или предпринимательской деятельностью. Исключение только для научной, творческой, преподавательской и т. д. практики. Но в нерабочее время!

Подарки разрешены, но не более чем на 184 грн.В предлагаемых изменениях к законам явная лояльность к подношениям «по случаю и в связи». Если до сих пор подарки чиновникам были под строжайшим запретом (за это налагался штраф от 25 до 50 необлагаемых налогом минимумов - 425 грн и 850 грн соответственно), потом, в обновленной , но не вступившей в силу редакции закона о предотвращении и противодействии коррупции их разрешили (ограничив в совокупности суммой одной налоговой социальной льготы – 434,5 грн), то нынче в Минюсте и на Банковой пришли к консенсусу – дарите и радуйте. Но! Стоимость одного презента не должна превышать 20% прожиточного минимума для трудоспособных – 184 грн (с 1-го декабря с. г. минимум -- 922 грн). Будет больше – именинник заплатит штраф от 10-ти до 25 налоговых минимумов – 170-425 грн. Плюс конфискуют подарочек. Все же подношения за год не должны быть выше существующего за этот период прожиточного минимума.

Под запретом остались подарки от коллег по работе, других физических или юридических лиц, если они осуществляются за действия (или бездействия) в интересах дарителя, а также по мотивам, связанным со служебным положением обласканного публичным вниманием.

Взятки: за мелкие – штрафовать, за крупные – садить. Наказания за главные коррупционные деяния – взятки – предлагают сделать более либеральными. Для этого в Уголовном кодексе планируется более четко регламентировать наказания административного и, собственно, уголовного порядка. Уменьшена сумма админштрафа за мелкие и крупные взятки. Например, ранее за взяточничество в размере до 200 необлагаемых минимумов (от 17 до 3400 грн) была предусмотрена штрафная санкция от 12 750 до 25 500 грн. Или тюрьма на срок от 2 до 5 лет. Нынче за «барашка в бумажке» до 85 грн можно будет отделаться штрафом до прежнего нижнего предела – от 8 500 до 12 750 грн. И уголовное наказание уменьшили до 6 месяцев.

Предлагаются послабления и по части незаконных крупных подношений – от 3 400 до 8 500 грн. Ранее за это можно было «загреметь под фанфары» от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Нынче предлагается в лучшем случае «откупиться» перед государством суммой от 12 750 до 25 500 грн. В худшем – отправят туда, куда Макар телят не гонял, - на два или пять лет. А по выходу на волю три года нельзя садиться в определенные должностные кресла.

В отношении особо крупных взяток юридические эксперты Банковой и специалисты Минюста пока решили все оставить по- старому. Если доказана вина госслужащего в незаконном получении денег от 8 500 грн и выше, ему воли не видать 8-12 лет. И оставят, к тому же, его без имущества.

Лоббирование интересов: штрафы - больше, сроки – дольше. Более жесткие меры планируется принимать к лоббистам всех мастей при злоупотреблении ими своих полномочий. Если они направлены в пользу той или иной коммерческой структуры, а государству при этом нанесен ущерб на сумму свыше 4 250 грн, столоначальника ожидает штраф – от 6 800 до 15 300 грн , арест на полгода или тюремные нары на 4-7 лет. И три года без вида на начальническое кресло.

А если чиновник будет «торговать» своим влиянием за принятие нужного кому-то решения с целью получения личной выгоды, ему также «светят» денежные санкции – от 12 750 до 25 500 грн , либо «небо в клеточку» - от 3 до 8 лет с конфискацией.

Сравните: сегодняшние штрафы за эти деяния -- от 255 до 950 грн.

Аналогичное ужесточение наказания предусмотрено за превышение полномочий тем или иным высокопоставленным госслужащим. Прежний штраф (255-900 грн) заменен годичными исправительными работами или тюремным, до 3 лет, наказанием. А при нанесении государству значительных потерь будет срок: от 4 до 7 лет.

Новинка сезона: нотариусы и аудиторы – под суд! Под «антикоррупционный каток» попали и потенциальные участники незаконных сделок – аудиторы, эксперты, нотариусы, третейские судьи, оценщики и т. д. Если они незаконно завышают (занижают) стоимость отчуждаемого или налогооблагаемого движимого или недвижимого имущества или «корректируют» финансово – хозяйственные показатели, а мотивами их действия является личная выгода, таких оштрафуют – от 12 750 до 25 500 грн. И отправят в места не столь отдаленные на два или пять годков… Как суд решит. При повторной должностной нечистоплотности можно вернуться за решетку на 4-8 лет.

Новые законоположения предусматривают карающий меч и для тех, кто «позолотит ручку» вышеуказанным лицам. В случае выявления подкупа, к примеру, нотариуса или аудитора, придется уплатить штраф – от 1 700 до 4 250 грн или хлебать тюремную баланду в течение двух лет. Если урок не пойдет впрок – штраф будет еще более весомым – 5 950 грн и придется «наматывать» новый трехлетний срок.

…А лазейки для взяточников остаются

Предлагаемые и ужесточающие нормы поведения и ответственности чиновников положения станут очередным тестом для депутатов в их готовности подставить плечо президенту в его стремлении подрубить голову «коррупционной гидре». А она с каждым годом становится все прожорливей – в мировой табели о рангах, составленной «Transparencyinternational», Украина в 2009 году заняла 146 место (в 2008-ом – 134) из 187 государств мира. (Индекс коррупции тем больше, чем ниже находится страна).

Это значит, что ежегодно бюджет недополучает миллионы и миллиарды гривен для социальных и иных потребностей общества; люди в массе своей становятся беднее, экономика стагнирует, доверие к власти падает.

Потому борьба с коррупционерами становится не только способом улучшения благосостояния народа, но и действенной формой достижения социальной справедливости, инструментом повышения эффективности управленцев на всех уровнях власти, воплощением всем знакомого по социалистическому прошлому принципа: от каждого по способностям, каждому – по труду. (Его, кстати, американские граждане, как показал один из опросов, приняли за одну из закрепленных их Конституцией норм страны).

Но вот вопрос: поможет ли антикоррупционный невод ловить и мелкого «пескаря-мздоимца», и крупную «щуку-взяточницу»?

Предварительный анализ предлагаемых изменений позволяет говорить о том, что коррупционным «косякам» остаются спасительные пути для ухода от преследователей и незаконного нагуливания жирка.

Без декларирования доходов и расходов родственниками чиновников сам принцип контроля нивелируется. Он просто становится невозможным, ввиду того, что все приобретаемое имущество, депозитные счета в банке будут оформляться чиновниками на ближайших родственников. Это вам, как и мне, подтвердит любой налоговый инспектор. Кому много дано, тот еще больше возьмет сам. И будет спокойно себя чувствовать за родственной спиной. Так поступают многие – от высших руководителей до госслужащих среднего и нижнего звена, - которые ни дня не работали в бизнесе, а имеют «маєтки» и автомашины, в десятки раз превышающие их совокупные доходы за всю их деятельность.

Но и родственная декларация не решает проблемы. До тех пор пока не будет создан общеукраинский реестр собственников – жилья, земли и т. д. процесс растущего благосостояния того или иного «белого воротничка» не отследишь. А чтобы он был доступен для «четвертой власти» - СМИ и контролировался общественностью, Минюсту следовало бы озаботиться, думается, нововведениями и в законы «Об информации», «Про печатные средства массовой информации (прессу) в Украине», теле- и радиовещании, где четко выписать нормы доступа к общественно значимой информации. В США, к примеру, открыто получить любую декларацию, справку о семейных бизнес-активах того или иного министра, конгрессмена – пара пустяков. Сам тому свидетель. Был бы интернет под рукой…

Скепсис вызывает и ограничение на работу в том или ином ведомстве ближайшего родственничка. С кумовьями все ясно: при крещении ребенка батюшка справку крестным мамам и папам не выдает. А потому, кто хочет установить такую связь с работающим под руководством того или иного начальника, следует обращаться в небесную канцелярию. Авось помогут…

Чтобы обойти и эту букву закона, достаточно сделать «бартерно-родственный обмен». По предварительной договоренности. Некий, к примеру, начальник управления Иван Иванович, не говоря о министре, может запросто взять к себе в подчинение невестку или зятя начальника управления другого ведомства. Ты - мне, я – тебе…

Подарочные предписания выглядят пожеланиями, но никак не руководством к действию. Я лично не припоминаю ни одного случая обнародования информации о наложенном штрафе на какого-нибудь главу госкомитета или министра за то, что ему преподнесли уникальную картину, драгоценную статуэтку или дорогостоящую ручку (а сегодня подарки запрещены, такие деяния штрафуются -- 425 – 850 грн — и дары должны изыматься). Но это же не значит, что подарки руководству не несут.

А кто теперь будет подсчитывать все подношения в течение года, вести учет их стоимости, контролировать?.. Разве что секретарь какого-нибудь столоначальника. И потом: вы представляете себе ситуацию, когда в приемной министра, его заместителя или начальника отдела будет сидеть налоговый инспектор с журналом «подарочного» учета. А когда очередной даритель представит ему чек со стоимостью презента, он что скажет: «Стоп! Лимит исчерпан – это больше 922 гривен?»

Высокопоставленный министерский знакомый на мое любопытство на сей счет улыбнулся: «А дарить начальникам будут вне рабочего кабинета – в ресторане, на даче, дома. И потом, любой подарок можно передать через секретаря. Кто докажет, что он свидетельствует о деятельности начальника в моих интересах? Я могу написать на открытке: «В знак признательности за плодотворную деятельность на благо страны. Заметьте, не на свое благо».

Упор на штрафные экономические санкции взяткодателям в предлагаемом варианте похвален. Зачем отправлять за решетку впервые оступившегося и поддавшегося коррупционному соблазну?! Чиновника должна удерживать от таких действий неотвратимость наказания, а не жестокость.

Но удержит ли она его от настойчивого желания незаконно войти в состав руководящего органа того или иного предприятия или усадить там свое доверенное лицо? Ведь законопроект об ответственности за коррупционные действия (№1508) карает только гривней, да еще мизерными суммами. Нынешний штраф 255-950 грн повышают до 850-1 700 грн. Для предприятия с миллионами оборотами и достойной оплатой топ-менеджмента такие штрафы, что карманные копеечные расходы…

Доказать же лоббирование, т. е. злоупотребление полномочиями ради личной выгоды и в пользу какой-нибудь структуры -- весьма и весьма непростая задачка. В развитых странах тщательно выписываются законы о лоббировании – начиная от парламентской скамьи и до министерских кабинетов. Ибо это, как правило, согласованные коллективные действия, за которыми также согласованно и коллективно следят соответствующие службы. А у нас, кроме разбросанности контролерских функций между министерствами, налоговыми службами, прокуратурой, МВД, наличествует и абсолютная «неприкосновенность» -- тех же народных депутатов. Они пока в этом плане вне досягаемости. По букве закона…

В число же очевидных плюсов грядущих перемен следует отнести «нотариально-аудиторскую ловушку». Так же как укрывающий краденое не лучше вора, так и способствующий воровству не лучше запускаюшего руку в чужой карман, прежде всего -- бюджетный. Это, кстати, одна из хорошо работающих законодательных норм стран Евросоюза. Принцип законопослушания там зиждется и на том, что за контролем не может быть монополии, а деятельность любого контролера также легко проверяема и доступна для анализа.

Безусловно, новые законодательные правила (в случае их доработки) позволят усовершенствовать коррупционную борьбу и привить населению убежденность, что путь от богатства к власти менее предосудителен, чем от власти к богатству.

О том же, как чиновники «конвертируют» свои кресла в богатство и что при этом теряет госбюджет – читайте в следующей части.