УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Венгерский шлам? Своего полно!

2,5 т.
Венгерский шлам? Своего полно!

После недавней катастрофы в Венгрии журналисты побывали в Запорожье, где в 2008 году шламом затопило четыре улицы

Между тем шламохранилища – не единственные объекты, угрожающие Украине масштабным техногенным ЧП.

УГРОЗЫ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

(кликните на картинке, чтобы увеличить)

Токсичные отходы, 4 октября прорвавшие дамбу хранилища при глиноземном комбинате у венгерского города Айка, дойдут до украинской акватории Дуная со дня на день. Правда, экологи говорят, что красный шлам попадет к нам в столь малой концентрации, что отравиться можно, лишь выпив сырой дунайской воды. Но расслабляться не стоит: в Украине есть хранилища ядовитых отходов, находящиеся в «стабильно аварийном» состоянии давным-давно. И в некоторых содержится кое-что даже похуже, чем шлам – который в Запорожье уже «убегал». Последствия той аварии, где разлилось всего-то 30 кубометров едкой дряни, а не миллион, как у венгров, местные жители «расхлебывают» до сих пор.

Что в Европе – катастрофа, то в Запорожье – «удобрение»

Красный шлам с едкой щелочью и соединениями тяжелых металлов – неизбежный побочный продукт при нынешних методах добычи алюминия из бокситовых руд. В Украине крупные шламохранилища есть при Николаевском и Запорожском глиноземных комбинатах. У первого – даже два: новое, на полтора миллиона кубометров в год, работающее по технологии «сухого складирования», и старое, с 20 миллионами «кубов», ничем не отличающееся от той венгерской ямы с пульпой. Так же устроено и не действующее сейчас запорожское шламохранилище на 5–6 миллионов кубометров. Тут-то 29 мая 2008 года и произошла авария: охотники за металлоломом разобрали шламопровод, и жижа затопила четыре улицы поселка Зеленый Яр – частную одноэтажную застройку.

Так выглядит из космоса шламохранилище в Николаеве. На самом берегу Бугского лимана  

Тем утром жители улиц Стрельникова и Петровского проснулись и ахнули: со стороны промзоны бежала красная речка, затекая во дворы, под хозпостройки, заливая зелень на огородах и в палисадниках. Красное месиво стояло где по щиколотку, где на 30 – 40 сантиметров в высоту. Люди кинулись вычерпывать его тем, что попадалось под руку. Но прибывшие специалисты алюминиевого комбината уверяли пострадавших, что этот шлам – вещество неопасное, он образовывается из бокситов, а бокситы – материал природный и, мол, чуть ли не удобрение. По оценкам предприятия, всего вылилось около 30 кубометров «красной воды». Срезав верхний красный слой земли в усадьбах, алюминщики, как и обещали, впоследствии завезли новый грунт и провели некоторый косметический ремонт построек.

Компенсаций так никто и не получил  

– Представитель комбината утверждал, что после попадания шлама в землю даже оливковые рощи лучше растут! – рассказал корреспонденту «Газеты…» Геннадий Резуненко, чьи шесть соток тогда существенно пострадали. – Но на моем участке все почему-то наоборот: засох виноград, зачахла яблоня. Огород в этом году вообще не сажали – опасаемся есть урожай с сомнительной земли.

Деревянный забор возле этого дома – разноцветный: сверху – голубой, а сантиметров на 30 снизу неровно покрашен зеленым. Хозяин раскрыл загадку: говорит, в его отсутствие постарались ремонтники, закрашивая для проформы рыжий налет. Не очень эстетично, зато хорошо виден уровень шламового потопа.

Чуть дальше живет Алевтина Чилигина, которая при воспоминании об утечке хватается за голову:

– Вот здесь, на улице перед домом, росли помидоры, перец, капуста. Мы завозили чернозем, удобряли землю. Когда все это оказалось под шламом, я чуть в обморок не упала… Юрист алюминиевого комбината оценил материальный ущерб в 5 тысяч гривен: кроме овощей, «сгорели» саженцы деревьев, виноград. Шел разговор о денежной компенсации, но мы так ничего и не получили.

«Шлам – давно в Днепре. Мы видели, как он тек»

Грунт, который засыпали взамен выжженной земли, оказался с примесью песка и щебня, и охотнее всего на нем растет бурьян. От дождя насыпанный слой размывается, и по дворам снова течет бурое.

– Смотрим по ТВ, как в Венгрии ликвидируют последствия катастрофы: спасатели – в противогазах, в сапогах. А мы вычерпывали шлам чуть ли не голыми руками… Защитники природы пугают вторым Чернобылем, попаданием шлама в Днепр. Да он уже давно там! – возмущается Нелли Буряковская, еще одна жительница улицы Стрельникова. – Ведь через дворы и огороды два с половиной года назад он тек прямо в близлежащую речушку, которая впадает в Днепр.

КРОМЕ ТОГО Склады Минобороны могут «обстрелять» АЭС

На 152 складах Министерства обороны хранятся 2,5 млн тонн боеприпасов, подлежащих утилизации. В случае пожара или взрыва в зону поражения попадают 380 населенных пунктов и 200 потенциально опасных предприятий – например, Хмельницкая АЭС и 14 объектов нефтепроводов.

Гербициды, пестициды и другие ядохимикаты просто валяются  

На территориях Сумской, Киевской, Харьковской, Запорожской, Черкасской и Кировоградской областей в полуразрушенных, неприспособленных помещениях хранятся 22 тысячи тонн просроченных ядохимикатов.

Тем временем Венгры аварийный завод национализировали

Для Венгрии ценой аварии стали 9 погибших и 160 обожженных. Воздействие шлама на экосистему Дуная может оказаться необратимым, а на очистку сельхозугодий понадобится не менее пяти лет. Режим ЧП на пораженных территориях продлен до конца года. Но «зоной отчуждения» они не станут: с разрешения властей жители уже возвращаются из эвакуации. Тем, кто вернуться не захочет, обещают новое жилье. Компания MAL Zrt, владеющая злополучным предприятием, выплатит пострадавшим 5,5 млн евро компенсации и на два года перейдет под контроль государства.

Автор:Игорь СМАГА, Ольга БОГЛЕВСКАЯ, фото Ольги БОГЛЕВСКОЙ

ПК