УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Начальник порта воровал причалами?

3,7 т.
Начальник порта воровал причалами?

Вслед за смещением Иосифа Винского последовало увольнение его первого заместителя Владимира Работнева, с официальной формулировкой – «по собственному желанию». Отметим, что это уже не первый «добровольный» уход Владимира Работнева из Минтранса. В мае 2005 года Работнев подал в отставку после того, как возглавляемый им Госдепартамент морского и речного транспорта подготовил для Виктора Ющенко недостоверную информацию о параметрах Дунайского канала, что в дальнейшем привело к конфузу на переговорах украинского и румынского президентов. Владимиру Работневу приписывают контроль над ООО «Марекс Лтд», ООО «КС–Инвест», МП «Промышленник» и рядом других компаний, являющихся подрядчиками крупных и средних украинских портов. Наиболее скандальным эпизодом деятельности Работнева на посту первого заместителя министра стал штурм Ильичевского торгового порта в конце января 2009 года, когда силами спецподразделений «Беркут», «Сокол» и сотрудниками частной охранной фирмы был осуществлен захват административного здания Ильичевского морского торгового порта. Формальной причиной силовой акции стал приказ Минтранса о смещении с должности действующего начальника порта Геннадия Скворцова и назначении на его место Андрея Егорова, работавшего директором Херсонского морского торгового порта (ХМПТ). После того как было официально объявлено о назначении нового «директора» Андрея Егорова, коллектив Ильичевского порта объявил бессрочную забастовку. 4 февраля 2009 года работники порта приехали в Киев, провели пикетирование здания Кабмина с требованием отставки Иосифа Винского с должности министра транспорта. Ситуация разрешилась после вмешательства премьер-министра: Юлия Тимошенко издала распоряжение о восстановлении в должности начальника предприятия Геннадия Скворцова, после чего Иосиф Винский отменил свой приказ об увольнении начальника Ильичевского порта от 29 января. В это же время несостоявшийся «директор» Ильичевского порта Андрей Егоров вернулся в Херсон и приступил к исполнению своих обязанностей в прежней должности.

Личность начальника ХМТП Андрея Егорова, по первому зову боевой трубы министерского чиновника (отметим, не являющегося его непосредственным руководителем) поднявшегося с насиженного в родном порту места и отправившегося навстречу приключениям, заслуживает особого интереса. До своего назначения на должность начальника Херсонского морского торгового порта в 2006 году Егоров возглавлял Ялтинский и Одесский морские порты, занимал должности заместителя генерального директора ГП «Укрморпорт» и начальника Донузлавского МТП.

Егорова называют выдвиженцем скандально известного соратника министра Кирпы Андрея Манучарова, уволенного за финансовые злоупотребления с должности главы «Укрморпорта» в 2003 году. О масштабах махинаций Манучарова в среде транспортников до сих пор ходят легенды. Так, например, как писали в открытом письме Юлии Тимошенко работники морской отрасли, «в бытность начальника Ялтинского порта он «провернул» аферу с квартирой стоимостью 700 тыс. гривен за счет средств Мариупольского порта. В Ялте и Севастополе Манучаров проводил монопольную торговлю песком, за счет вырученных средств за 1,5 миллиона долларов построил дом в Ливадии, оформив сделку по закупке земли с помощью мэра Ялты Брайко. Будучи генеральным директором «Укрморпорта», Манучаров получил квартиру за счет средств «Укрзализныци». На депозитах «Укрсоцбанка» Манучаров держал 70 млн гривен фонда «Укрморпорта» под 7-8% годовых». Именно Манучаров, являясь начальником Ялтинского морпорта, взял себе в заместители своего бывшего коллегу – военного моряка Андрея Егорова, и впоследствии способствовал его продвижению по штатской карьерной лестнице.

Как показали дальнейшие события, Егоров оказался способным учеником и быстро превзошел учителя. Депозитные средства руководимого им Одесского порта – около 50 000 000 гривен – Егоров хранил на депозитах «Укрсоцбанка» со ставкой 3-4% годовых (вместо 7-8% «манучаровских» и положенных 15%). Вероятно, поэтому, по свидетельству подчиненных Егорова, у «шефа» имелось несметное количество золотых кредитных карточек этого банка – как вознаграждение «лучшему клиенту». Свою вторую квартиру в Одессе, как отмечают в письме премьер-министру работники морской отрасли, Егоров приобрел за счет «Укрморпорта», также «Егоров крепко держал в руках все «откаты» по вопросам снабжения порта различным имуществом и контрактам по техническому оснащению (по одному из вопросов – строительству буксира «Гермес» – Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело)».

Непотопляемость Егорову обеспечивала его способность «колебаться вместе с линией партии» – если до 2004 года «крепкий хозяйственник» был ярым сторонником бело-голубых, и в период президентской кампании 2004 организовывал встречи работников Одесского порта с Виктором Януковичем, то уже в 2005 как «европейски ориентированный государственный менеджер» встал под прогрессивные оранжевые знамена, и был приглашен тогдашним министром Червоненко на должность главы «Укрморпорта». Правда, руководство было недолгим – заместитель министра Виктор Бондарь, обнаружив масштабные финансовые злоупотребления в ГП «Укрморпорт», расформировал эту организацию за «непрозрачные схемы в руководстве деятельностью портов».

Однако использование «непрозрачных схем в руководстве» продолжилось в ХМТП, руководить которым Андрей Егоров был назначен в августе 2006. Уже в октябре 2006 новый начальник назначил тендер по выбору поставщика дизельного топлива. По удивительному стечению обстоятельств тендер выиграла компания из Севастополя – города, где по свидетельствам подчиненных, у Егорова ещё со времен службы в Вооруженных сиалах были налажены связи с представителями коммерческих структур. Непосредственно вслед за заключением основного соглашения было заключено дополнительное, в котором первоначальная цена была значительно увеличена. Кроме того, были выставлены дополнительные счета за транспортировку ГРМ в Херсон из Севастополя. На самом же деле, согласно накладным, отгрузка топлива осуществлялась из терминала в Херсоне. Наконец, качество топлива отличалось от заявленного – вместо зимнего топлива в результате странного тендера Херсонскому порту было отгружено более дешевое летнее. По оценкам, данным специалистами контрольно-ревизионного отдела порта во время проверки, ущерб государственного предприятия от «сделки» составил 600 тысяч гривен. Под давлением Егорова указанные факты были исключены из акта проверки.

С первых дней своего пребывания в кресле начальника ХМПТ Егоров чувствовал себя настолько уверенно, что через «правильные» тендеры отдавал подряды работ для порта компаниям и даже частным предпринимателям, которые вообще не имели опыта деятельности в соответствующих сферах. Так, несмотря на наличие в Херсоне трех специализированных судоремонтных предприятий, к ремонту судов привлекались частные предприниматели из того же родного Егорову Севастополя. Ремонт бульдозерной техники порта осуществлял… торговец обувью из Скадовска. Неудивительно, что после этого «ремонта», стоившего 600 тысяч гривен, бульдозеры вышли из строя сразу же после прибытия в порт. Ещё одной махинацией стал «тендер» на поставку песка на строительство причалов в порту «Южный». Победителем стал ХМПТ, несмотря на то, что речной песок Херсонского порта не соответствует требованиям Госстандарта. Чтобы обойти эти требования, был совершен подлог – вместо образцов херсонского речного песка предоставили скадовский морской песок. В результате использования некондиционного стройматериала гидротехнические сооружения в порту «Южный» утратили стойкость и, попросту говоря, «поплыли».

Последней совместной акцией Егорова и чиновников Минтранса, проведенной перед отставкой Винского и Работнева, стала попытка отобрать 4 причала у Херсонского речного порта (в управлении которого они находились ещё со времен СССР) и передать их Херсонскому морскому торговому порту – под начало Егорова. Министерство транспорта издало приказ, обязывающий ГП «Администрация речных портов» (орган, представляющий единый центр управления всеми государственными речными причалами, который, собственно, и был создан для того, чтобы причалы не растаскивались поодиночке) передать ХМПТ грузовые причалы.

Эффективно работающие причалы, управляющиеся Укрречфлотом на законных основаниях, представляют собой весьма лакомый кусок. Егорову, как формально государственному менеджеру, они нужны для прикрытия своих теневых схем, разумеется, наносящих убыток государственному порту. Причалы речного порта позволили бы улучшить номинальные показатели работы морского порта. И на них можно было бы распространить «внеконтрактные» заработки Егорова.

Данный инцидент – уже вторая после штурма Ильичевского порта попытка помешать работе успешных предприятий и откровенно мошенническим образом перераспределить государственную собственность. ДП «Херсонский речной порт» уже выступило с заявлением о неправомочности действий Минтранса, указывая на наличие в них нарушений по нескольким статьям законодательства – препятствования в осуществлении хозяйственной деятельности, недобросовестной конкуренции, монополизации рынка. По фактам этих нарушений ДП «Херсонский речной порт» обратилось в Транспортную прокуратуру Херсонской области и Генеральную прокуратуру. По мнению юристов, неправомочность приказа Минтранса очевидна, и в ближайшее время причалы будут возвращены Херсонскому речному порту.

Ясно также и то, что антикризисному менеджеру (как представлял его после штурма Ильичевского порта Владимир Работнев) Егорову остались на посту начальника ХМТП считанные дни. Вот только куда отправится «антикризисный менеджер» после увольнения – под следствие или возглавлять другой морской порт?

Начальник порта воровал причалами?