УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Новый Европарламент: сигнал «STOP» для Украины?

417
Новый Европарламент: сигнал «STOP» для Украины?

На днях в ЕС прошли очередные парламентские выборы. Вместе с тем это были первые выборы в общеевропейский парламент после начала масштабного экономического кризиса. Именно сей факт сделал результаты народного голосования неожиданными для многих экспертов и позволил говорить о реванше евроскептиков и правых, противников расширения ЕС и трудовой миграции с востока.

Зачем он вообще нужен

Такой декор, как общий парламент, просто не мог не появиться в ЕС, известном своими приверженностями демократическим ценностям. Причем нечто похожее на парламент появилось еще тогда, когда часть стран Западной Европы объединилось в рамках прообраза ЕС - «Сообщества угля и стали». С тех пор парламент значительно увеличил свою численность. В отношении заседающих там «народных представителей» более корректным было бы выражение не депутатский корпус, а депутатский «полк» Евросоюза. В парламент избирается 736 депутатов, представляющих партии стран, входящих в ЕС. Учитывая объективную разницу интересов, которые варятся в этой многонациональной «солянке», полномочия органа существенно обрезаны. Номинально считается, что Европарламент является законодательным органом, но в реальности ЕС правит европейская же бюрократия, а депутаты являются во многих вопросах «пятым колесом». Это потому, что полномочия парламента в разных сферах строго выверены и взвешены.

Начать с того, что не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Вот тебе и «законодательный» орган.

В сфере внутреннего рынка Европарламент принимает участие в разработке и принятии законодательных актов наравне с Советом министров. Здесь у депутатов самые широкие полномочия. В остальных вопросах, как правило, проводится процедура «слушаний». Также депутаты принимают участие в формировании Еврокомиссии. Но тоже весьма своеобразно. Пленум Парламента должен утвердить состав Еврокомиссии, но при этом он может принять либо отклонить комиссию только в полном составе, а не отдельных ее членов. Также депутаты могут выносить вотум недоверия комиссии, для этого нужно 2/3 голосов, что при таком количественном составе является даже просто арифметически непростым делом. Однако угроза вынесения вотума недоверия может сподвигнуть на смену главы комиссии.

Примечательно, что после нынешних выборов правительства европейских стран планировали поработать на проектом европейской Конституции, которая, как ожидалась, может расширить полномочия и влияние парламента. Однако выборы преподнесли сюрприз.

Левые и «защитники мигрантов» проиграли

Триумф правых партий и провал правящих в парламенте левых сил стал главным итогом выборов. Правоцентристы Германии, Франции и Италии праздновали победу. Для того чтобы стала понятнее национальная конфигурация, стоит отметить, что поддержкой правоцентристских сил этих стран пользуются Ангела Меркель, Николя Саркози и Сильвио Берлускони. То есть те господа, которые отличаются риторикой в стиле: хватит расширять ЕС, пускать мигрантов со стран востока, необходимо уменьшать социальные расходы.

В свою очередь, левые - например, британские лейбористы Гордона Брауна и испанские социалисты Хосе Луиса Родригеса Сапатеро потерпели чувствительное поражение.

Существенно усилились позиции правых, ультраправых и националистических организаций, стоящие на жестких антииммигрантских позициях. Такова, например, голландская антиисламская Партия свобод Гирта Уилдерса, взявшая сразу 4 мандата из 25 отведенных Нидерландам. Также нарастила число мест в Европарламенте датская Народная партия, Партия свободы из Австрии (Йорг Хайдер), итальянская Лига Севера. В Бельгии усилились позиции фламандских сепаратистов. В парламент попали «Фламандский интерес», Новый фламандский альянс, «Список Декера». В европейском совещательном органе теперь появятся «истинные финны» из Perussuomalaiset, а также представители Британской национальной партии. Последние имеют славу настоящих скинов, по крайней мере, на островах. Да что говорить, в парламент прошли представители ирландской «Шин Фейн», которая представляет собой политическое крыло вполне себе террористической Ирландской республиканской армии.

Кстати, представители Новой Европы «отобрались» в русле общеевропейской тенденции. В парламенте прошли представители антицыганской венгерской партии Jobbik и Партии Великой Румынии, которые официально иначе как одиозными и маргинальными не называли. Вывод можно сделать простой: чем сильнее позиции националистического правого крыла парламента ЕС, тем меньше шансов у самого союза на эволюцию в прежнем наднациональном и размытом формате. Кстати, евроскпетики в нынешнем составе парламента будут владеть «золотой акцией». В этой связи мудрость брюссельской бюрократии, сделавшей европарламентариев «недодепутатами» вероятно, позволит избежать резкой смены курса период до наступления «нового левого поворота». Впрочем, даже в среде левых о дальнейшем расширении ЕС вопрос уже не ставится…

А нам то что? Да ничего…

Несмотря на ограниченные законодательные ресурсы, правые в парламенте Европы, в том случае если они сумеют эффективно взаимодействовать в рамках своей фракции, могут преподнести Украине немало неприятных сюрпризов. Например, наличие мандатов у представителей Партии Великой Румынии само по себе нехороший знак. Куда смотрит Бухарест, хорошо известно, особенно после сдачи острова Змеиный. Важно не столько присутствие «великорумын» в размытой европейской структуре, сколько наличие вполне определенных настроений в румынском обществе.

В целом, победа правых и евроскептиков – это очередной знак «stop» на гипотетическом пути Украины в ЕС. Разного рода планы, декларации и «форматы взаимодействия» будут писаться и озвучиваться. После признания Голодомора могут, например, признать аварию на Чернобыльской АЭС каким-то «атомором». Но смысла в этом сотрясании воздуха окажется еще меньше. Если Европарламент рискнет и сможет вплотную взяться за проблему мигрантов – это будет означать появление реальных трудностей для украинских гастарбайтеров, которые отправляются на заработки в Европу.

Отыграть в свою пользу победу правых на выборах могут попытаться украинские националистические группировки, однако поддержка естественно будет носить частный неофициальный характер. Не с «великими» же румынами будут сотрудничать украинские националисты. В худшем случае, особо зацикленных на «украинскости» политически активных субъектов с серьезным западным сдвигом будут использовать втемную и отнюдь не на пользу Украине. К тому же нельзя исключать такой возможности для противников украинских радикалов. В ту же степь неофициального сотрудничества могут податься и маргинальные политические группы, представляющие интересы, как принято выражаться, русскоязычного населения. Сепаратисты Фландрии в Европарламенте представлены, политики от Ирландской республиканской армии – тоже…

Если уж в Европе, при засилье левой идеологии с ее явными перекосами в десуверенизации, толерантности и лояльности к откровенно паразитическим прослойкам населения на выборах побеждают ярые противники такой политики и сторонники суверенных государств, стоит призадуматься и нам. И заняться наконец-то собой, а не «интеграциями» непонятно куда и непонятно с кем… Вот это будет действительно европейский путь.

«Вся правда»

Новый Европарламент: сигнал «STOP» для Украины?