УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

На Ривненской АЭС пытались скрыть серьезную аварию

1,1 т.
На Ривненской АЭС пытались скрыть серьезную аварию

Аварию на третьем блоке Ривненской АЭС, произошедшую 22 сентября и приведшую к необратимым последствиям, пыталось скрыть руководство НАЭК «Энергоатом». Об этом заявил в интервью ТВi главный госинспектор по ядерной безопасности Украины Михаил Гашев.

По его словам, подобный инцидент произошел в 1979 году на АЭС в США, и он считался на тот момент одним из самых серьезных: «На Три Майл Айленде в 1979 году тоже через защитные клапаны компенсатора давления на таком же реакторе был выброс», - утверждает МГашев.

В то же время гендиректор Ривненской АЭС Михаил Колесниченко заверил журналистов ТВi, что никаких выбросов за пределы герметичной оболочки реактора не было: «Все системы защиты сработали автоматически, локализовались все коммуникации перехода от оболочки в окружающие здания или помещения». Таким образом, вред окружающей среде и персоналу инцидент не нанес.

«Кризисный центр, который заседал и представил этому событию нулевой уровень по международной шкале INES, скрыл отказ систем безопасности, который и привел к ручному включению систем безопасности», - отмечает в то же время источник ТВi. По его данным, это серьезная авария в реакторе, так как произошел прорыв первого контура и утечка теплоносителя в гермозону оболочки реактора. Чтобы снизить стремительно растущую температуру в реакторе, персонал вручную включил аварийную систему, и реактор залили большим количеством борной воды, отметили на АЭС. В результате все оборудование первого контура оказалось загрязнено бором, а сам ядерный реактор получил тепловой удар вследствие бешеной разницы температур воды и металла, добавили на станции.

«После этого нам нужно делать комплекс работ по ревизии оборудования. Мы делаем ревизию корпуса реактора, ревизию топлива», - отметил Колесниченко. «Пленка этого бора у нас была везде - на кабелях, насосах, засовах, в самом реакторе в конце концов» - добавил ТВi главный диспетчер Ровенской АЭС Владимир Леонов.

Во время ликвидации последствий аварии персонал получил незапланированные дозы радиоактивного облучения, утверждает Гашев. По его словам, активность теплоносителя была очень велика и поэтому дезактивировать реактор к тому состоянию, которое было к моменту нарушения работы, невозможно.

«Спасло нас, по сути, то, что не было радиационных последствий, то, что у нас на этих реакторах есть надежная защитная оболочка, которая удерживает все внутри себя», - добавил главный госинспектор.

Он пояснил, что авария привела к многомиллионным потерям, но произошла она вследствие кустарного ремонта реактора: для клапана немецкой фирмы Semрell были использованы отечественные, а не оригинальные детали. И об этом есть заключение немецкой компании-производителя. Как добавил Гашев, эти детали сделаны не из того сплава, без хромирования, а эксплуатационники пытаются прикрыться документом 1990 года, который позволяет проводить такой кустарный ремонт. "На данный момент он (этот документ) не имеет права на существование на территории независимого государства Украина. Мы поставили перед правительством вопрос о соответствии занимаемой должности первого технического руководителя эксплуатирующей организации, - заметил Гашев, - поскольку речь идет о нарушении целостности оборудования и безопасности на АЭС". Речь идет о снятии с должности первого вице-президента НАЭК «Энергоатом» Ивана Фольтова. Однако в руководстве НАЭК «Енергоактом» ответили ТВi, что в таких кадровых решениях нет необходимости.