Призрачные угрозы

Призрачные угрозы

Во вторник вечером коалиционные переговоры потерпели окончательный крах. В годовщину перевыборов политикум еще больше приблизился к новой досрочной кампании.

Встрече в формате «трех»: БЮТ, Блока Литвина и НУ-НС предшествовал политсовет оранжевого блока, длившийся, без малого, три часа.

Задача – окончательно согласовать план действий. Очевидно, что если бы их желание возобновить коалицию было искренним, его бы давно реализовали. Не говоря уже о том, что НСНУ изначально бы из нее не выходила. Кто хочет – ищет способы, кто не хочет – отговорки.

Альтернатива коалиции лишь одна – перевыборы, в неотвратимости которых Банковая месяц как не сомневается. О чем намедни простодушно поведал публике Степан Гавриш. Сознавшись попутно: цель президента – укрепить рейтинг и погромче заявить о себе в канун 2010. «Целевая аудитория» «заявки» - финансово-промышленные группы. То есть потенциальные спонсоры. Что может быть циничнее этого чистосердечного откровения?

Понятно, Виктор Андреевич в данной ситуации думает в первую очередь о себе. В последнюю – о Народном союзе, который, по большему счету, – главная его поддержка и опора. А Народному союзу перевыборы совершенно невыгодны. Тем более, если допустить, что он на них пойдет самостоятельно – в соответствии с желанием того же Кириленко. Ибо создание именного блока гаранта окончательно лишит «оранжевых» остатков политической индивидуальности.

С другой стороны, иначе, как в «блоке Ющенко», никому из них в парламент не попасть. И о «единой партии» вспомнили лишь в связи с желанием поскорее отделаться от «Самообороны».

Впрочем, вернемся к политсовету.

«Сухим остатком» затяжных баталий стало формулирование очередных ультиматумов для БЮТ. Среди них – требование сперва «исправить ошибки» совместной законодательной деятельности БЮТ и ПР, затем – вновь оформлять брак. В том числе – переголосовать законы о Кабмине, о Временных следственных комиссиях, еще – правки к законам о КСУ, об СБУ, о местных госадминистрациях. Причем последние необходимо переголосовывать в соответствии с предложениями Президента.

- Условия жесткие, но не догматичные, мы даем понять, что, в принципе, настроены на компромисс, - рассказал «Обозу» источник из числа «оранжевых» нардепов.

Больше всего споров спровоцировал «грузинский вопрос». Как известно, НУ-НС упрекал БЮТ в нежелании осудить «российскую агрессию». «Съехать» с темы было бы теперь как-то неправильно. Депутаты долго спорили, пока не пришли к выводу, что, по большему счету, дело не в геополитических расхождениях, а в принципиальном нежелании мириться с БЮТ. Позицию «мудрой совы» занял Тарасюк. Есть, де, вердикт Совета Европы, его-то и стоит придерживаться. Ну и что, что БЮТ им прикрывается? Мы ведь не можем велосипед тут изобрести.

Согласились все, включая «группу поддержки Президента». Хотя последние, конечно, не преминули упрекнуть Тарасюка в излишних симпатиях к Тимошенко.

Еще одно важное решение политсовета – переформатирование состава переговорной группы. Ранее она насчитывала девять человек – по числу партий, образовавших блок. Отныне – пять. Конкретно: Кириленко, Зварич, Князевич, Тарасюк и Стецькив. Трое из пяти – члены Народного союза «Наша Украина». По одному – от «правицы» и «Народной самообороны». Последняя, славящаяся своим буйным нравом, идею, что характерно, поддержала.

Литвин: «И в прошлый раз без портфелей обошлись, сейчас тоже обойдемся»

Итак, отмучившись политсоветом, «оранжевые» двинули на переговоры. Встреча выдалась довольно многолюдной. Главное представительство от НСНУ закрепили за Кириленко, Зваричем и Яценюком. Стать самостоятельным игроком спикер, конечно, хочет, но пока еще не очень может. В Раду, как-никак, он с НСНУ избирался.

От БЮТ прибыли: Тимошенко, Кожемякин, Кириленко-старший. От Блока Литвина: сам Литвин и Олег Зарубинский. Иже с ними – депутаты «групп поддержки».

Расположившись на третьем этаже Рады, все, включая Тимошенко, прождали Вячеслава Кириленко, ни много ни мало, сорок минут. Литвин, правда, не дождался. Торопясь на запланированный ранее телеэфир, оставил «на подмену» Зарубинского, акцентировав: Олег Александрович уполномочен самостоятельно принимать решения за весь блок.

Приглашенный в качестве «третейского судьи» Владимир Михайлович выразил готовность укрепить коалицию своим в ней членством. Основное условияе – отказ от каких-либо взаимных ультиматумов. Присутствующих, конечно, интересовала «цена вопроса». Особенно оная тревожила Яценюка, подозревающего (не безосновательно) Литвина в претензиях на спикерское кресло. Лидер Народной партии был краток.

- Мы и в прошлый раз без портфелей обошлись, и сейчас обойдемся, - заверил он публику.

Речь, следует полагать, - о постреволюционном разделе власти. Ибо в 2007-м неприсоединение к «оранжево-сердечной» коалиции Литвин аргументировал тем, у БЮТ и НУ-НС «все наперед было договорено», в том числе по соглашению, а быть «третьим лишним», еще и «приживалой», ему не хотелось.

Сегодня, в принципе, ситуация не изменилась. НСНУ и БЮТ призывают друг друга «вернуться в семью», апеллируя к прежнему своему договору, к которому Литвин, понятное дело, отношения не имеет. Равно как сам договор не имеет юридической силы. Отсюда вопрос: что, кроме конкретного «шкурного интереса», должно быть положено в основу деятельности полноценной коалиции, если всяческие «угоды-универсалы-меморандумы» - формальность, гроша ломаного не стоящая?

… Кириленко испытывал терпение Тимошенко неспроста. Намедни НСНУ страшно воодушевилось кулуарной сплетней о том, что Юлия Владимировна готова дать «задний ход» - лишь бы на выборы не идти. Воодушевление подкреплялось сведениями, добытыми в «стане врага». Обстоятельства переговоров БЮТ и ПР в НСНУ, разумеется, отлично известны. Тем более то, что «неприродной коалиции» сегодня нет и быть не может. Раз так, единственный способ отвертеться от кампании – вернуться к прежнему формату сотрудничества.

- Осознавая опасности, которые несут в себе перевыборы, мы высказывали готовность начать все «с чистого листа». То есть вернуться во второе сентября так, как будто давеча ничего не произошло, - пояснил источник «Обоза», развивая предыдущую свою мысль о «компромиссе».

Тут следует отметить: источник наш принадлежит к так называемой конструктивно мыслящей части «Нашей Украины», которая нынче в меньшинстве.

В контексте последних событий от нее сейчас логично ожидать какого-либо демарша против «диктата Банковой». Кстати, инициатива по сбору подписей за возвращение в лоно демкоалиции исходило из этого крыла. Хотя его представители сами признавали свои действия «блефом во имя сохранения электоральной репутации». 37 подписей в НСНУ не набрать – оппоненты Балоги недостаточно сильны.

Тем не менее достаточно принципиальны. В том числе Юрий Кармазин с его «Партией защитников отечества» - одной из сооснователей блока. Так, Кармазин последовательно отстаивает целесообразность принятия закона о временных следственных комиссиях в ВР. И, небезосновательно, обвиняет Ющенко в том, что он, будучи оппозиционером, тему поддерживал, а теперь, в угоду собственным интересам, старательно ее «валит».

Первые и главные критики «инакомыслящих» - коллеги из «Народного союза», позиция которых, мягко говоря, непоследовательна. Того же, скажем, Зварича. Еще полгода назад он открыто рассказывал «Обозу» о том, как несправедлив гарант с собственной политсилой и почему НСНУ терпеть подобные издевательства больше не намерен. Сегодня – с пеной у рта защищает Президента.

ПР: «последний бой – он сложный самый»

Что касается Тимошенко, то она, выбирая из двух зол, отдала предпочтение «тройственному союзу» перед дружбой с ПР. Тем более, толку с такой дружбы – что с козла молока.

Особенно, кстати, для ПР.

Подепрессовав маленько, для приличия, Виктор Федорович занял довольно жесткую позицию.

- Лидер настроен решительно, - хором поведали верные источники в ПР. - Он нам так и сказал: битва предстоит не на жизнь, а на смерть. Если мы ее проиграем, все, пиши пропало.

- Перевыборы подразумеваются? – уточнил «Обоз».

- Конечно. ПР идет на выборы, и мы их обязательно выиграем и вернемся к власти. Иначе смысл?

- Благодаря этому кризису Федорович весь собрался, мобилизовался. Ты бы его сейчас видела! - кивал второй собеседник. – Он нам так и сказал: в 2007-м результат был лучше, но, по сравнению с 2006-м, мы, объективно, тогда расслабились. Никто ведь не ожидал! Короче, нужно браться за дело.

- Чтоб к власти вернуться, вам нужно либо свое большинство делать, либо заранее договариваться с потенциальными партнерами. Если понадобиться – еще и «за уши» их в парламент тянуть: социалистов, там, витренкоцев, - вставила я. - Прогнозы низкой явки не оставляют вам надежды на самостоятельные шансы.

- Надежда есть всегда. И пока «демократы» воду в ступе толкут со своими переговорами, мы к выборам готовимся, - последовал ответ.

Тут я кстати подумала: оставайся Гавриш при Януковиче до сих пор, он бы тоже сейчас сказал, что Виктор Федорович «тренируется» перед 2010-м.

…Итак, дождавшись Кириленко, причины своей компромиссности Тимошенко пояснила просто:

- БЮТ выборов не боится. Нам, в отличие от, простите, вашего блока, сомневаться нечего. Понятно одно: полноценной работы парламента не будет вплоть до завершения президентской кампании. Неужели мы этого хотим? Не проще ли помириться?

Собственно, «объединение перед расстрелом» во имя «спасения Родины» подразумевалось позиционировать в качестве публичного оправдания «возврата в семью».

Касательно формата «примирения» БЮТ отстаивал принцип «чистого листа». В унисон с Литвином, предлагая «вынести за скобки» все спорные вопросы. В том числе – уже проголосованные законопроекты. Правда, поддержку Блоком своего имени первого чтения закона о госслужбе Юлия Владимировна обязалась аннулировать.

- Атмосфера была очень напряженная. Через минуту после прихода Кириленко стало понятно: он вышел на переговоры с задачей их провалить. Слава вел себя довольно вызывающе, если не сказать по-хамски. Учитывая, что ему это, вообщем-то, несвойственно, странно довольно получается, - поделился участник консультаций со стороны «оранжевых». - Во-первых, это демонстративное опоздание. Во-вторых, он все время болтал по телефону. Особенно тогда, когда Юля пыталась ему что-то сказать. Чавкал, плямкал… Кошмар, короче.

(Геннадий Кернес сказал бы: «чвякал – х..якал». - С.К.)

- Ага, на грубость нарывался. Провоцировал БЮТ. Не представляю, чтоб он перед тем же Януковичем осмелился так выкаблучиваться, - позже прокомментировал мне по телефону другой нардеп от НСНУ.

- И что Тимошенко? – справилась я.

- Сидела молча. У власти остаться хочет, вот и молчит. Ты знаешь, я не фанат премьера, но на переговорах действительно хотелось снять перед ней шляпу. Такая толерантная, терпеливая!

В итоге терпение лопнуло не у Тимошенко, а у Кожемякина.

- После очередного хамского выпада Славы он сделал ему замечание. Что-то вроде: как ты ведешь себя при даме, - поведали уже в БЮТ. - Кириленко взвился, слово за слово, короче, Слава со Зваричем развернулись и вышли вон.

- А вы что?

- Остались в непонятке. Хотелось пойти руки помыть после этих переговоров. Никакого результата, никакой перспективы, только хамство и унижение.

Яценюк, как выяснилось, в перепалку предпочел не вмешиваться. Лишь под конец, вынужденно раскланявшись прежде времени, коротко, но жестко поддержал Кириленко.

Американский узник

БЮТ уверен: Кириленко «взбесился» под воздействием Банковой.

Хотя уж кто-кто, а он-то должен знать: «фаворит Президента» - преимущество временное и сомнительное.

Впрочем, суть в другом. СП (опять-таки не безосновательно) подозревает Тимошенко в осуществлении «подкопа» под президента. В частности – намерения инициировать проведение одновременных перевыборов депутатов и президента. Хитро подмигивая, юристы блока убеждают: правовые механизмы у них есть. Какие именно, пока не говорят – интригуют.

«Ответ Чемберлену» Ющенко дал из-за океана. Как и прогнозировал «Обоз», Виктор Андреевич сейчас озабочен получением внешнеполитической поддержки «антитимошенковского» вектора. Главный козырь – Лазаренко, которого, твердит Банковая, не сегодня - завтра, экстрадируют. Сам Секретариат для этого сделал немало. Особенно в Украине. Так, на протяжении последних двух недель ГПУ втихаря закрыла 14(!) дел, в которых фигурирует Павел Иванович. Процесс «курировал» лично Медведько. Остались только эпизоды по убийству Гетьмана и Щербаня, в которых уже есть осужденные.

Давеча мы рассказывали о том, как представления на отмену дел подавались в Печерский суд и как суд их все отклонил. Потерпев фиаско, Банковая решила вопрос проще – через подконтрольную прокуратуру. О правомерности подобных маневров говорить, конечно, не приходится. Однако разговоры о возможном скором возвращении Лазаренко (подразумевается: для разоблачения злых деяний Тимошенко) – блеф.

Как удалось выяснить, из Штатов его выпустят не раньше, чем у этой страны не останется к нему никаких претензий. Особенно – финансовых. Особенно – по выплатам, к которым экс-премьера обязал суд.

Теоретически «вопросы» можно позакрывать до мая. Практически времени потребуется куда больше. После – еще год на процедурную волокиту. Короче, Юлия Владимировна может не волноваться. Покуда за океаном разберутся, в Украине не то что президентские, еще одни досрочные парламентские пройдут.

Призрачные угрозы
Призрачные угрозы
Призрачные угрозы
Призрачные угрозы
Призрачные угрозы
Призрачные угрозы
Призрачные угрозы
Призрачные угрозы
Призрачные угрозы
Призрачные угрозы